Турецкие зарисовки, часть первая: грузовики

Фото: Максим Чернявский

Турция остается для россиян одной из любимых стран отдыха. При этом она обладает развитым автопромом, в том числе и грузовым. Помимо собственных марок, в Турции собирают грузовики MAN и Mercedes, Iveco и Ford, Isuzu и Mitsubishi, причем не только для «местного использования», но и на экспорт.

Как и во многих азиатских странах, дорожная картина проявляет несовпадение современных технологий с национальным менталитетом. На хороших трассах вольготно себя чувствуют отары овец, а на скоростных магистралях легко можно встретить древний медлительный трактор.

У нас движению мешает «арбуз-транс», говорите? В Турции на трассах встречаются целые автопоезда, причем тракторные

Разметку и знаки здесь не соблюдают вовсе, сигналы светофора — неохотно и по настроению. Главным «средством оповещения», как правило, остается гудок. Им обозначают все: начало движения, маневры, повороты. Приветствие друзей и недовольство соседом по дороге, восхищение девушкой и предупреждение туристам — бибиканье непрерывное и настойчивое. На моих глазах старый грузовик, приближаясь к перекрестку, постоянным сигналом указал на слабость тормозных механизмов — и промчал на красный, не сбавляя скорости. Надо заметить, что при всем при этом водители здесь гораздо дружелюбней и снисходительней, чем у нас.

В туристической зоне (а это тысяча километров средиземноморского побережья) транспорта много: гостей надо обслуживать. Но есть значительное отличие от глубинки: машины здесь новее. Вообще, за последние годы транспорт в стране обновился кардинально. Причина понятна: при цене солярки (motorin по-местному) около 75 рублей за литр что-либо возить на дряхлом грузовике с огромным расходом просто невыгодно.

Как и везде в Азии, основной коммерческий класс — малый, что объясняется обилием аналогичного бизнеса. Удивительно, но китайских грузовичков нет и в помине, большинство в потоке — марки Ford. Хорошо известные и у нас Транзиты собирают здесь еще с 1973 года. Кроме них свои фургончики Levend производила местная ВМС. Плюс три японские марки: Isuzu, Mitsubishi и Hino. Импорта тоже навалом, и не зря наш ГАЗ открыл в Турции свое представительство: шансы у недорогой Газели неплохие.

На дорогах полно местных Транзитов всех поколений

В среднем классе когда-то господствовал Iveco (тоже местной сборки). Их и до сих пор много на дорогах. Теперь же бесспорный лидер — японский Isuzu. Но европейские конкуренты тоже чувствуют себя хорошо. И всех объединяет одна особенность — наличие уникальных, чисто местных, модификаций и моделей. Стандартным грузовикам «подкатывают» третью подъемную ось. В результате грузоподъемность повышается на две-три тонны. При этом двигатель, кабина, мосты и колеса остаются неизменными, что снижает цену.

В тяжелом классе в Турции самая высокая конкуренция. Главный игрок местного рынка — турецкий Ford Otosan. Его модель Cargo, хорошо знакомая и нам, выпускается с 1983 года и сейчас представлена уже в четвертом поколении. Оснащается разными агрегатами местного производства, в том числе 12-литровым дизелем Ecotorq или Iveco Cursor 10 с оригинальными настройками.

Форды-«коряги» — самые популярные из местных. Дряхлые и новые, частные и государственные, тягачи и одиночки — на любой вкус и цвет

Форду составляет конкуренцию малоизвестная за пределами Турции марка ВМС. Она скрывает аббревиатуру давно умершего концерна British Motors, по чьей лицензии сборка грузовиков началась еще в 1966 году. Из старья на дорогах большинство носит именно эту марку. Из малого класса фирму выдавили, но в большом она чувствует себя неплохо за счет семейства Pro (что значит Professional). По агрегатам ничем особенным оно не отличается: двигатели Cummins, коробки ZF, остальные детали местные. Но дизайн кабины турки заказали у итальянцев в известной студии Pininfarina и одно время даже продавали машины в Англии, пользуясь историческими корнями.

Последняя серия BMC Pro отличается своеобразной, но тесноватой кабиной, а Старый BMC Fatih (на заглавном фото) — прямой конкурент нашего классического КАМАЗа как по конструкции, так и по возрасту

Остальную часть тяжелого класса составляют знакомые европейские марки. Но, в отличие от Европы, помимо общеевропейских фур, тут очень много типично местных одиночек. Эти четырехосные шасси 8x2 с высокими деревянными надставленными бортами перевозят большинство грузов, от петрушки до цемента. Любимцами среди них стали две модели: Mercedes Axor с высокой кабиной и Scania R, украшенная хромом и белыми кантами на шинах. Более того, мне посчастливилось встретить на турецких дорогах и новейшую Сканию, которая до нашей страны так пока и не добралась.

Рекомендованные статьи