Тяжеловесный юбилей: выпущен пятисотый Mercedes Actros SLT

Фото: Из архивов автора | фирма-производитель

В грузовой гамме компании Mercedes под аббревиатурой SLT скрывается семейство редких и дорогих тяжелых тягачей для перевозки негабаритных грузов. Собственно, это сокращение от Schwerlasttransporter в переводе как раз и означает «перевозчик тяжелых грузов». Когда семь лет назад наш редактор Федор Лапшин знакомился с новейшим на тот момент поколением, Daimler приводил числа годового выпуска этой техники — около сотни в год. Все сходится: за семь лет их произвели как раз 500 штук (и, вероятно, еще пару сотен таких SLT на базе «братского» Арокса).

Предок современных SLT, полноприводный тягач 3850 на испытаниях в СССР

История тяжелых машин Mercedes взяла старт в начале 1980-х с обновления модели тяжелого класса NG-SK. Первые тяжеловозы на их компонентах к тому времени штучно собирала маленькая немецкая компания Titan. И тогда в Штутгарте решили тоже поучаствовать в этом узком, но привлекательном сегменте рынка.

Тяжелые четырехосные тягачи первого поколения встречались и у нас

За основу взяли усиленную раму от самосвала и самый мощный тогда в гамме двигатель — 500-сильный V10 объемом аж 18 литров. Для лучшего тягового усилия все три моста были приводными и более грузоподъемными: на 7,5 тонны была рассчитана передняя ось и на 32 тонны — задняя тележка. Для передачи огромного момента использовали гидротрансформатор WSK компании ZF. А внешне, помимо «злобного» бампера-противовеса, тяжеловоз отличался дополнительной системой охлаждения двигателя за кабиной — позже она превратилась в целую «башню». Так появился первый Mercedes 3850 AS, который собирали с 1983 года на дочернем предприятии NAW в швейцарском Арбоне.

Сразу шесть тягачей SLT разных поколений и вариантов перевозят нефтяное оборудование в Саудовской Аравии

Этот тягач хорошо воспринял рынок в отдаленных уголках планеты, но не в Европе: он был слишком велик для ее тесных улочек. И тогда конструкцию пересмотрели: за основу взяли трехосный дорожный тягач, добавив еще одну поддерживающую и поворотную ось. Собственная полная масса уменьшилась до 35 тонн, при этом полная масса автопоезда осталась прежней: в седельном варианте — 110 тонн, в прицепном (балластном) — до 220. Этот вариант 8х4/4 и стал основным в дорожных перевозках, а уникальные внедорожные полноприводники продолжили собирать в различных придворных ателье: Titan, Paul, Es-Ge и прочих.

Тягачи SLT предыдущего поколения выпускались давним партнером, фирмой Titan

С выходом новых поколений флагманских тягачей Mercedes обновлялись и тяжеловозы. К моменту появления Актроса завод NAW был продан, а дорожные SLT для головной марки собирали по контракту ателье-партнеры. Ситуация изменилась с началом производства модели последнего поколения: Mercedes решил снова заняться этими тягачами на своем заводе специальных машин CTT во французском Мольсайме.

Ателье Paul продолжает собирать по заказу SLT, но совсем уникальные, как этот пятиосный тягач

Конечно, нынешний SLT далеко ушел от своих знаменитых предков. Юбилейный, пятисотый Actros SLT 4163 оснащен 630-сильным рядным дизелем OM 473 и рассчитан на перевозку груза массой до 250 тонн. Моторный тормоз развивает мощность до 646 л.с. А вместо гидротрансформатора ZF здесь установлено новейшее «турбо-ретардер-сцепление» (Turbo-Retarder-Kupplung) марки Voith. Это гидродинамическое сцепление с ретардером в одном узле выдерживает бóльшие моменты (до 3000 Нм вместо прежних 2700) при более высоких оборотах. Коробка передач — 16-ступенчатый полуавтомат G 280 PowerShift III.

За кабиной под кожухом располагается дополнительный радиатор охлаждающей жидкости, вентилятор с гидравлическим приводом, 900-литровый топливный бак, масляный гидробак и ресиверы.

Среди прочих новшеств юбилейного тягача — солнечные батареи на крыше кабины: можно смотреть фильмы при включенном кондиционере днем, не заводя тягач

А поскольку перевозки на таких машинах осуществляются, как правило, в ночное время, для долговременного ожидания предназначена самая большая кабина GigaSpace с ровным полом. Разумеется, уникальные навороченные машины с высокой долей ручной сборки стоят очень дорого — около 400 000 евро.

Рекомендованные статьи