УралЗИС для доцента: как энтузиаст из Миасса восстановил редчайший грузовик

Фото: Александр Мартенс, Вячеслав Юдин, архивы завода Урал | Федор Лапшин

Этот грузовик называли в народе «уральцем», «киргизом» и «Захаром», сейчас иногда зовут «эмкой». Вячеслав Юдин из Миасса восстановил редчайший УралЗИС-355М — таких сохранилось не более двух десятков. Сам Вячеслав работает в Южно-Уральском университете на кафедре архитектуры доцентом... Да-да, доцентом — вот это совпадение!

Если бы я восстанавливал ­УралЗИС-355М, то покрасил бы кабину выцветше-синим, сзади приделал бы бочку с надписью: «Цемент», а вместо лозунга про новый автомобиль повесил бы другой, «На свободу — с чистой совестью!». Потому что при виде такого грузовика сразу вспоминаются «Джентльмены удачи»: именно на нем Леонов — Доцент с компанией и примкнувший к ним Василий Алибабаевич бежали из колонии под Самаркандом.

У меня с тем фильмом связан забавный (хорошо, что только забавный) случай: охраняя в армии колонию строгого режима, на втором году службы я стал досматривать автомобили. Предприятие было огромным, грузовики шли один за другим, а в шлюзе их встречал 19-летний Федя в ватнике и с грязными руками. Когда при мне впервые выезжал ЗИЛ с топливной цистерной, я живо вспомнил «Джентльменов удачи» и решил проверить: вдруг в бочке кто спрятался? Только взялся за здоровенную лампу-переноску со шнуром, чтобы залезть наверх и посветить внутрь, а водитель этак косится и говорит: «Только давай я подальше отойду». «Зачем это?» — спрашиваю. «Чтобы, когда рванет, меня не зацепило...»

Сама модель 355М сегодня малоизвестна, поэтому, прежде чем приняться за рассказ, пришлось пролистать литературу того времени: руководства по эксплуатации, каталог запчастей, брошюру по конструктивным изменениям, старый журнал «За рулем», наконец. И в них все разложено по полочкам!

Перед автозаводом Урал стоит памятник грузовику ЗИС-5В

Итак, в 1944 году УралЗИС начал выпускать грузовики ЗИС-5В (военные) — практически такие же, как и на московском ЗИСе. Но после войны к уральским машинам накопилось много претензий — тут и постоянные поломки, и неподходящая древесина (сосна вместо лиственницы), ­из-за которой ломались кузова и перекашивало двери. Получалось как с сигаретами Ява, которые выпускались на двух заводах: «Яву явскую» хвалили, а «Яву дукатовскую» ругали.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи