Утилизовики: новые ставки утильсбора обрушат рынок?

Фото: Максим Чернявский

Традиции, как известно, нарушать нельзя, и одна из них — новогоднее повышение цен. В этом году оно ожидает и без того полуживой грузовой рынок, и виной тому — повышение ставок утилизационного сбора.

Когда утильсбор появился в сентябре 2012 года, то и тарифы были поменьше, и их таблица попроще. Тягачи отдельно не выделялись, автобусы ранжировались не по объему двигателя, как сейчас, а по длине, для прицепов (и полуприцепов) ставки были и вовсе нулевыми. За последующие семь лет сбор дважды подрастал, в него добавляли графы, меняли их...

Напомним, что сбор касается всех транспортных средств, «на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт», независимо от страны изготовления или ввоза. Вроде бы все просто: к цене грузовика или автобуса добавляется НДС, утилизационный сбор из таблицы — и пройдите в кассу.

Если считать «в лоб», то на него же могут полезть глаза: до 1 января утильсбор на тягачи полной массой до 20 т был равен 510 тысячам рублей, а теперь он подскочил до 850,5 тысячи! Но не все так однозначно.

Во-первых, производители и продавцы наверняка пойдут на уменьшение маржи, чтобы не отпугивать покупателей. А во-вторых, производителям могут быть пожалованы любимые у нас субсидии и компенсации, и в результате сложных многоходовок и переговоров с властями конечная цена способна уменьшиться на значительную сумму.

Но простому смертному в деталях не разобраться: скажем, Постановление Правительства №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ» только в преамбуле содержит ссылки на 32 других постановления, а в основном тексте — еще на сотню с лишком. А как вам проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной политике в Российской Федерации““»?

Впрочем, и сами представители «большой семерки» европейских производителей грузовиков пока не знают, на сколько поднимутся конечные цены. Но из таблицы четко видно, что новыми сборами законодатели хотят «придушить» три сектора коммерческого транспорта, в которых сильны иномарки, — это седельные тягачи (явно в угоду КАМАЗу), тяжелые самосвалы (в угоду ему же) и автобусы с большим объемом двигателя, поскольку бал на рынке туристических лайнеров сейчас правят «китайцы». Ну а чисто российских производителей явно ожидают преференции: понятно, что тот же КАМАЗ и, возможно, Урал окажутся в более выгодном положении, нежели, например, Volvo, Scania и тем более марки, у которых в России нет сборочного завода, — скажем, DAF и «китайцы».

Так что — пристегните ремни... В смысле затяните пояса: цены готовятся к взлету. А рынок — к неизбежному падению.

Ставки утилизационного сбора, руб.
Наименование Новые Старше трех лет
до 2020 г. с 2020 г. до 2020 г. с 2020 г.
Грузовики полной массой, т
До 2,5 142500 167850 151500 189000
2,5—3,5 300000 300000 432000 432000
3,5—5 285000 300000 456000 456000
5—8 313500 313500 786000 786000
8—12 381000 438000 1192500 1192500
12—20 510000 496500 1735000 1735500
Седельные тягачи полной массой, т
12—20 510000 850500 3459000 3459500
20—50 825000 1002000 2035500 2035500
Самосвалы полной массой, т
12—20 418500 418500 1735000 1735500
20—50 825000 945000 2035000 2035500
Прицепы и полуприцепы с допустимой массой более 10 т 75000 96000 1207500 1207500
Автобусы с двигателем рабочим объемом, см3
Меньше 2500 171000 214500 172500 217500
2500—5000 342000 342000 517500 517500
5000—10000 456000 591000 759000 759000
Свыше 10000 570000 990000 897000 1558500

Рекомендованные статьи