Узы перегруза: перевозчикам разрешили нарушать весовой контроль, а Ространснадзору — штрафовать
Перегруз — бич наших дорог, от которого страдают и покрытие, и безопасность движения: сколько случев, в том числе с жертвами и тяжелыми последствиями, когда тормоза не удерживают перегруженную фуру или самосвал! В последнее время борьба с этой проблемой вышла на новый уровень: в придачу к передвижным и стационарным постам заработали пункты автоматического контроля (водители называют их «рамками»).
Так вот, до сих пор разрешался перегруз в размере не более 2% от нормативов — за это не штрафовали. А теперь Федеральным законом №92-ФЗ от 15 апреля планка повышена до 10% — это касается и массы всего автомобиля, и нагрузок на оси. Таким образом, традиционные пятиосные фуры при их разрешенной полной массе 40 т не будут штрафовать до 44 т, у сцепок с количеством осей более пяти (контейнеровозы, лесовозы, тяжеловозы) вместо 44 т допускается 48 т с небольшим. Трехосным самосвалам подняли нештрафуемую планку с 25 до 27,5 т, четырехосным — с 32 до 35 т с копейками. Так что при данных показателях можно спокойно ездить без спецразрешений, ну а разрешения обещано выдавать в упрощенном порядке, в течение рабочего дня.
Фото: Росавтодор
Зачем все это сделано? Судя по всему, для снижения социального напряжения среди перевозчиков, которым и так живется непросто. Наверняка по той же причине заморозили и ставку оплаты федеральных дорог Платон (раньше Платон вообще планировалось отменить на время).
Ну а если весы показали отклонение в плюс более чем на 10%, последует штраф: для водителя три — четыре тысячи рублей (перегруз до 20%), пять — десять тысяч (до 50%) и от семи до десяти тысяч рублей или лишение прав на полгода, если машина перегружена более чем наполовину. Для собственника транспортного средства — 300, 400 или 500 тысяч рублей соответственно.
Не успел просохнуть штемпель на документе закона, как перегруз вновь дал знать о себе по полной программе: 28 апреля после проезда автомобиля «с превышением грузовых параметров», а проще говоря, самосвала со скальной породой, обрушился железобетонный мост через реку Иль в Краснодарском крае. Хрясь — и пополам! Хорошо еще, никто не пострадал.
А вот немного статистики Росдормониторинга за последние месяцы. На трассе А121 Сортавала автоматические весы зафиксировали, помимо прочего, автопоезд с тягачом Renault полной массой около 67 т при разрешенных 44 т, а на автодороге М8 под Вологдой — МАЗ-лесовоз массой почти 70 т при разрешенных 40. Самосвальщики не отстают: трехосный Shacman — 50 т при разрешенных 25, четырехосный Howo — 64 т при разрешенных 32... В общем, умножай на два, не ошибешься. А как вам лесовоз Volvo, который весил 94 тонны без всяких спецразрешений? Причем нарушения не разовые, а многократные: тот же Renault проехал с перегрузом через автоматические весы 55 раз, заработав потенциальный штраф почти в 19 млн рублей.
Ространснадзор, ведающий стационарными и передвижными постами, в 2020-м вынес 96 тысяч штрафных постановлений на 1,45 млрд рублей (из них удалось взыскать около половины), а Росдормониторинг за прошлый год зафиксировал на автоматических пунктах 732 тысячи нарушений.
Понятно, что водители пытаются обмануть «рамки», из-за чего прошлой осенью под Набережными Челнами произошла тяжелая авария. Самосвал КАМАЗ на полном ходу врезался в другие, которые ползли со скоростью менее 5 км/ч, чтобы система не смогла зафиксировать перегруз. Водитель чудом остался жив: при ударе его выкинуло из кабины.
На прошедшей недавно московской выставке СТТ состоялся смотр китайских самосвалов — похоже, такие машины сейчас будут приходить на смену европейским. Чемпионом по вместимости оказался Sitrak 8х4 с объемом кузова 38 кубометров! Конечно, он рассчитан на объемный и относительно легкий уголь, но все привыкли к тому, что в огромных кузовах «китайцев» возят и щебень, и грунт, и песок, которые весят мама не горюй...
Типичный «китаец» с огромным кузовом — новый Howo на выставке СТТ
А вот и ответные меры: если в начале этого года на дорогах страны было 270 пунктов автоматического весового контроля, то к 2030-му их должно стать уже больше тысячи — на федеральных трассах 417, на региональных дорогах 597. (Это на четверть больше, нежели предполагалось раньше.)
В свою очередь, Госдума 25 мая приняла законопроект о том, что административные дела о перегрузе будет рассматривать не МВД, как раньше, а Ространснадзор. До 2024 года — без увеличения предельной численности персонала и бюджетных инвестиций, затем уже c возможностью роста того и другого. И если эти меры помогут — будет хорошо.
Фото: Росавтодор