Федор Лапшин познакомился с бронеавтомобилем Тайфун — новейшей версией Урал-63095У

Фото: архив Авторевю | Федор Лапшин

«Новый Тайфун-У — такси для «вежливых людей». Этот зверь выдержит и подрыв, и обстрел», — написал вице-премьер России Дмитрий Рогозин на своей интернет-страничке, посетив автозавод Урал. А через две недели после этого и я познакомился с уральским Тайфуном — причем с новейшей версией Урал-63095У, о которой до сих пор не было известно прессе!

На полигоне в подмосковных Бронницах, где проходят испытания армейской техники, — затишье. Лишь вдали, поднимая тучи пыли, с грохотом носится гусеничная машина с замаскированной установкой на «горбу».

А летом 2011 года тут яблоку было негде упасть: военные проводили масштабный показ автомобилей. Как раз тогда министру обороны РФ были продемонстрированы (но еще в закрытой экспозиции) новейшие Тайфуны — КАМАЗ и два Урала. А мы с фотографом Степаном Шумахером дождались, пока смотр закончится, и первыми сделали отличные снимки этих броневиков, выехавших из укрытия!

Тогда, в Бронницах, было объявлено, что Тайфун — перспективное семейство высокозащищенных бронеавтомобилей. Исполнители — упомянутые КАМАЗ и автозавод Урал, срок завершения проекта — 2014 год.

И вот этот год наступил: испытания продолжаются, но каждый из заводов уже получил заказ на опытно-промышленную партию из 30 экземпляров, причем камазовские машины (они называются Тайфун-К) прошли по Красной площади на параде 9 мая.

А перед вами — Тайфун-У, «уральский». Как далеко шагнула наша оборонка за последнее время! Еще лет пятнадцать назад здесь же, в Бронницах, я фотографировал обычный Урал с бронелистами, просто привинченными к дверям кабины (такие грузовики воевали в Афганистане и Чечне). А машина на наших снимках даже не похожа по конструкции на обычные уральские грузовики! По международной терминологии это ­типичный тяжелый MRAP (Mine-Resistant Ambush Protected, «защищенный от подрыва на минах и нападения из засад») — и не грузовик, и не БТР.

Недавно мы уже рассказывали о взрывозащищенных «броневахтовках» Урал Федерал-М и Урал-ВВ для внутренних войск МВД в горячих точках (АР №24, 2013). Но они базируются на серийных шасси, а вот Тайфуны получили полностью оригинальную конструкцию — и оригинальную ходовую часть.

Тайфун против Тайфуна

Общее в конструкции камских Тайфунов-К и уральских Тайфунов-У — независимая и регулируемая подвеска всех колес, коробка-автомат, бортовая информационно-управляющая система (БИУС), боестойкие колеса, позволяющие двигаться при повреждении, и очень мощная бронезащита.

Первые образцы Тайфунов-У, построенные в 2011 году: модульный Урал-63095 (спереди) и однообъемный Урал-63099. Хорошо видны круглые фары cо светодиодами и восьмигранные корпуса-«гайки»

У первых образцов ее сделали и вовсе «сверхмощной», от крупнокалиберного пулемета (толщина бронестекла — 130 мм!). Камазовцы даже мечтали защитить «лоб» одной из своих моделей от 30-миллимет­ровой пушки. Но такой «панцирь» очень тяжел, да еще и требует применения дорогой керамики.

Двухосный Урал-53099: по нашей информации, его сделали из трехосного Урала-63099 (Фото Сергея ОРЛОВА)

Поэтому, по нашей информации, нынешние Тайфуны получили более традиционную для бронеавтомобилей и менее увесистую броню — по высшему классу ГОСТ «6а», от бронебойно-зажигательных пуль снайперской винтовки Драгунова, не говоря об автомате Калашникова. Кстати, аналогичную защиту бортов имеют БТР (их «лоб» бронирован мощнее).

Но, в отличие от БТР, не рассчитанных на подрыв, Тайфуны должны выдерживать взрыв мины или фугаса весом до 8 кг: бронемодули имеют V-образное днище, рассеивающее действие ударной волны, корпус и кабина высоко подняты над землей, сиденья подвешены к стенкам и потолку.

Серийное производство Тайфунов-У в цеху автозавода (facebook.com/dmitry.rogozin)
Бронекорпуса, кабины и оперение Тайфунов-У варят в московском НИИ стали (Фото НИИ стали)
0 / 0

А главное отличие между броневиками КАМАЗа и Урала тоже отчасти связано с взрывозащищенностью. Дело в том, что каждый из заводов остался верен своей традиционной компоновке: Тайфуны-К — бескапотные, а Тайфуны-У — «носатые». Наверняка у камазовцев есть свои аргументы, но если мина взорвется под передним колесом у капотной машины, удар придется на двигатель, а у бескапотной — на кабину... К тому же у капотных грузовиков легче обслуживать двигатель и их проще делать «однообъемными», объединяя салон с кабиной.

Камазовский Тайфун-К на параде 9 мая в Москве. Увидев машины, дети спрашивали: «А где у этих бэтээров пушка?» и «Почему они едут задом наперед?» Дело в необычном расположении мостов: из-за тяжелой передней части два моста стоят спереди, а не сзади, как обычно (Фото Константина ЗАКУРДАЕВА)

Есть и еще одно важное различие между Тайфунами обеих марок — мы бы сказали, стратегическое. Камазовцы применяют американскую коробку-автомат Allison, немецкую бронекерамику, французские боестойкие колеса со вставками. Все это, во-первых, увеличивает и без того немалую цену машины. А во-вторых, оправданно ли применение компонентов из стран «потенциального противника», да еще в нынешних условиях? Тот же Рогозин недавно призвал российскую оборонку отказаться от импортных закупок!

На минском шасси

Первые уральские Тайфуны были устроены под стать камским: на них стояли «автоматы» Allison, бронекерамика, мосты с независимой регулируемой подвеской собственной разработки, хитрые фары с линзовой оптикой и встроенными светодиодными поворотниками.

Аппарель сзади опускается быстро и почти бесшумно

Но когда дело дошло до серийного выпуска, машины упростили (скажем, фары стали традиционными, прямоугольными), облегчили на полторы тонны и «пересадили» на новое шасси. Знаете, какое?

У аппарели — удобная подножка, ребра, чтобы не скользила обувь, и встроенная аварийная дверь
Под корпусом — гидроцилиндры привода аппарели
0 / 0

На крышках ступиц грузовика, с которым я знакомился, написано «Volat» — это торговая марка минского завода МЗКТ, который традиционно производит шасси для ракетовозов. Оказывается, минчане поставляют для Тайфунов-У и мос­ты, и независимую подвеску с гидропневматическими стойками, и даже коробку-автомат. Никакого импорта из Европы!

Под бронекапотом — ярославская 450-сильная «шестерка», отвечающая нормам Euro 0. Антитравматические кресла подвешены к стенам и потолку и оснащены подножками — чтобы взрывная волна не передавалась на ноги через пол. А где же мягкая антиосколочная защита?

Бронезащита — полностью российская: корпуса-модули (уже не восьмигранные, как на первых экземплярах, а с вертикальными бортами), кабины и оперение варят в московском НИИ стали, бронестекла поставляет компания Магистраль из Гусь-Хрустального.

А что под капотом? Забравшись по выдвижной подножке на бампер, поворачиваю две ручки, поднимаю тяжеленный капот на газовых пружинах... Под ним — новый рядный ярославский ЯМЗ-536, о котором мы рассказывали в АР №22, 2013. Конечно, без импортных комплектующих не обошлось: например, впрыск common rail, электронный блок управления и датчики — Bosch, турбокомпрессор — Borg Warner, фильт­ры — Mann+Hummel (кстати, топливный фильтр-«сепар» расположен неудобно, в глубине мотоотсека).

На крышках ступиц написано «Volat» — это торговая марка завода МЗКТ!

Но если такие моторы в «гражданском» исполнении развивают не больше 310 л.с., то эта версия с индексом ЯМЗ-5367 — 450-сильная. Оказалось, она создана специально для Тайфунов, причем в исполнении Euro 0, что и требуется военным. Этим объясняется и столь высокая мощность: вот как можно «разогнать» семилитровый турбодизель, если не «душить» его экологическими нормами! К тому же исполнение многотопливное: мотор способен «переваривать» солярку, не отвечающую никаким стандартам. Правда, по опыту инженеров-испытателей, при заправке соляркой разного качества будут «плавать» и характеристики.

Так выглядит независимая подвеска сзади...
...и спереди: хорошо видны гидропневматические стойки
0 / 0

Что касается расхода топлива, то он, судя по рекламной листовке, равен 42 л/100 км, но «в идеальных условиях», при движении по ровной дороге со скоростью 60 км/ч. Наверняка на бездорожье и в «боевых» режимах расход ощутимо возрастает.

Поэтому не маловато ли — два 210-лит­ровых топливных бака? Кстати, на баках — самозатягивающееся покрытие (оно не даст вытечь солярке, если бак пробьют), но мы бы еще и укрыли их стальной броней, хотя это увеличит вес бронезащиты. А вот вентиляторы кондиционера (за решеткой над правым баком) явно стоит или защитить лучше, или перенести в более безопасное место: если их повредят, экипаж останется без свежего воздуха.

На баках — самозатягивающееся покрытие, а вот вентиляторы кондиционера (за решеткой) защищены недостаточно
Так крепится к раме бронемодуль с V-образным днищем
0 / 0

Два метра над землей

«Командирское» сиденье в центре — антитравматическое, подвешенное к потолку. Сиденья по бокам, как уверяют уралазовцы, стоят на противоминных опорах. Мы бы еще обшили интерьер мягкой антиосколочной защитой! Обилие проводов — особенность опытного экземпляра

Водитель-испытатель нажимает кнопку в кабине, и сзади почти бесшумно опускается аппарель, по которой бойцы могут сбегать на землю и забегать в кузов. На случай, если гидропривод откажет, в аппарели предусмотрен аварийный выход: правда, бойцам придется прыгать на землю с двухметровой высоты.

А мне предстоит, открыв поворотной рукояткой стальную водительскую дверь, забраться на такую же высоту в кабину. Жаль только, несмотря на длинный «тепловозный» поручень и дополнительную ручку на двери, быстро залезать-слезать не получается: вторая снизу ступень мелковата и носок моего «внедорожного» ботинка в ней не помещается.

Убрав стопор, закрываю дверь изнут­ри, задвигаю рукоятью мощный ригель (он не дает распахнуться двери при взрыве) и осматриваюсь. Интерьер почти такой же, как у Урала-ВВ, с которым я знакомился на выставке Интерполитех-2013: на дверях пластиковая обшивка (мы бы поставили вместо нее мягкую антиосколочную защиту), передняя панель — тоже пластиковая, с управлением «печкой» и кондиционером в центре консоли.

Обзорность вперед — отличная, а вот смотреть в левое зеркало мне мешала бойница. Впрочем, по словам уралазовцев, это можно исправить регулировкой корпуса зеркала на кронштейне и самого зеркала с электроприводом.

Пол кабины — почти в двух метрах над землей! Открытые двери становятся на фиксаторы

Сиденья Pilot — вполне комфортабельные, даже с регулировкой по весу седока. Рулевая колонка регулируется хоть и грубовато, зато по высоте и по углу наклона: неслыханный комфорт для Уралов! А перед глазами, на щитке приборов чебоксарской фирмы Элара, — невиданный цветной дисплей с массой показаний, причем «картинки» можно менять. Правее — второй дисплей и почти два десятка кнопок с символами: необученным солдатикам-шоферам нечего делать за рулем такого «космического аппарата»!

Да еще и на блоке управления минским «автоматом» — масса символов и сенсорных кнопок. Впрочем, после короткого инструктажа все стало ясно: «H/L» — выбор между повышенным и пониженным диапазонами, кнопки с цифрами ограничивают диапазон переключения, а с изображением трансмиссии — блокируют все пять дифференциалов: три межколесных и два межосевых.

Сам селектор КПП впечатляет брутальностью, к тому же при переходе из «паркинга» в «нейтраль» его надо не просто двигать по пазам, но еще и поворачивать. А что за маленькая блестящая кнопка в торце селектора? «Не трогай ее, она предназначена для изменения настроек», — предупреждает инструктор. Намудрили минчане! А поскольку образец, с которым я знакомился, опытный, силовой арегат еще не до конца «гармонизирован»: машина трогается с ощутимым толчком в трансмиссии.

Но в остальном — действительно зверь: на серьезном бездорожье, где обычный грузовик будет нещадно подбрасывать, Тайфун-У только переваливается, «поджимая» стойки подвески с нужной стороны.

Независимая подвеска ведет себя любопытно: при повороте машина «поджимает ноги» с одной стороны. Решетчатая подножка поднятой аппарели похожа на загадочный локатор!

Вариант, с которым я знакомился, — лишь один из будущей гаммы. Пока военные заказали Тайфуны-У с корпусами-модулями в «пассажирском» исполнении, но в таком модуле можно размещать различную аппаратуру или мобильную операционную. А вот для перевозки бойцов удобнее однообъемное исполнение, где кабина и корпус составляют единое целое: в нем бойцы видят, что происходит спереди, и могут свободно перемещаться по машине, при необходимости выходя через передние двери или заменяя раненого водителя.

Уже создано укороченное «бронетакси» с колесной формулой 4х4, рассчитанное на отделение солдат, а в перспективе появится исполнение 8х8.

Под щитком приборов — блок управления светотехникой
В центре щитка — цветной дисплей, на который можно выводить разные показания и изображения приборов
Справа от водителя — пульт борткомпьютера БИУС. На пульте управления минским «автоматом» — сенсорные кнопки (справа — блокировки дифференциалов)
0 / 0

Можем назвать и цену, не раскрывая государственных тайн: по официальной информации, размещенной еще в прош­лом году на сайте Рособоронэкспорта, 30 Тайфунов-У — таких же, как на наших фотографиях, трехосных — обойдутся государству в 1 млрд 74 млн рублей. То есть цена одной машины — 35 млн 800 тысяч рублей, или же 730 тысяч евро.

И это полностью сравнимо с зарубежными образцами: американские MRAP категории II (c колесной формулой 6х6) стоили примерно по миллиону долларов, а это те же 730 тысяч евро. Кстати, по неофициальной информации, которую мы уже публиковали, камазовские Тайфуны-К дороже — около миллиона евро...

Разумеется, и камским, и уральским конструкторам еще есть над чем работать. Но главное сделано: Тайфуны уже выпускаются и готовы защитить «вежливых людей». Такси подано, товарищи бойцы!

На кабине и корпусе видны крепления для видеокамер. Козырек над лобовым стеклом несколько смущает: он послужит «пулеуловителем», а дворники, расположенные сверху, будут нагребать под него снег

Паспортные данные
Автомобиль Урал-63095У
Число мест в кабине 3
в бронированном модуле 16
Полезная нагрузка, кг 4000
Полная масса, кг 22500
Распределение полной массы, кг на передний мост 7500
на заднюю тележку 15000
Масса буксируемого прицепа, кг 8000
Двигатель ЯМЗ-5367
Рабочий объем, л 7,0
Макс. мощность, л.с./об/мин 450/2300
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 1650/1400—1600
Коробка передач автоматическая, МЗКТ-4361-40
Раздаточная коробка двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом
Ведущие мосты разрезного типа, с центральным и колесным редукторами и блокировкой межколесных дифференциалов
Подвеска независимая, гидропневматическая, c системой изменения клиренса
Тормозная система двухконтурная, пневматическая
Шины боестойкие, 16.00R20
Емкость топливных баков, л 2х210
Запас хода (по контрольному расходу топлива при скорости 60 км/ч), км не менее 1000
Максимальная скорость, км/ч 100
Дорожный просвет, мм 400
Преодоление препятствий подъем/спуск крутизной, град 30
брод, м 1,75
вертикальная стенка, м 0,6
ров шириной, м 0,6
Габаритные размеры (при номинальном положении подвески), мм 9265/2550/3400
Результаты измерений Авторевю
Высота
от дороги, мм
до бронемодуля 1280
до пола бронемодуля 1600
до пола кабины 1900
до ступеней 630, 905, 11850, 1490
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи