Какое поколение бесступенчатых трансмиссий Jatco надежнее? Наш разбор
Вариаторы Jatco известны нам уже в нескольких поколениях. И успели даже послужить на Ладах, причем не в лучшей по надежности версии. На что обращать внимание и как лечить?
Бесступенчатая трансмиссия CVT (Continuously Variable Transmission), или попросту вариатор, впервые появилась на серийных легковых автомобилях еще в середине прошлого века — когда голландcкий инженер и автопромышленник Хуб ван Доорн вместе с братом Вимом оснастил их малолитражку DAF 600 (1959—1963 г.в.) клиноременным агрегатом Variomatic собственного изобретения. Трансмиссия тогда получилась очень громоздкой и тяжелой, резино-металлокордные ремни постоянно требовали регулировки натяжения, пробуксовывали, растягивались и разрушались — агрегат редко работал дольше 30 тысяч километров. Когда DAF купила компания Volvo, этот же вариатор пытались ставить на Volvo 340. Но шведский автомобиль весил больше, чем DAF, и голландскому вариатору пришлось еще туже.
В 1965 году ван Доорн ушел из фирмы DAF и основал свою компанию VDT (Van Doorn Transmissie), главным достижением которой стала разработка более надежного наборного стального ремня для клиноременных вариаторов. К концу 80-х бесступенчатые коробки с ремнями VDT стали ставить на малышей Ford Fiesta и Fiat Uno, но по сравнению с обычными «автоматами» им недоставало плавности работы и удобства трогания с места. Да и с надежностью и ремонтопригодностью были колоссальные проблемы.
На помощь, как всегда, пришли японцы. Несколько трансмиссионных фирм с Островов восходящего солнца приобрели лицензии на ремень VDT — и довели наконец тему бесступенчатой трансмиссии если не до технологического совершенства, то уж точно до состояния приемлемой надежности. Причем настоящим прорывом стала разработка компанией Jatco, которая на 75% принадлежит концерну Nissan, первого поколения вариаторов для самого популярного и многочисленного класса автомобилей — оснащенного моторами с крутящим моментом до 245 Нм (то есть с объемом до 2,5 литра).
Появившийся в 1997 году агрегат с индексом RE0F06A сперва обкатали на праворульных Ниссанах. И только в 2002 году установили на леворульный Nissan Primera третьего поколения (P12), который поставлялся и к нам.
Да, помню, сам когда-то поругивал этот примеровский вариатор, не отличавшийся особым долгожительством на фоне завидного здоровья тогдашних четырех-пятиступенчатых классических гидроавтоматов. Но кто бы знал, что первенец Jatco RE0F06A окажется ресурснее своих же наследников!