Какое поколение бесступенчатых трансмиссий Jatco надежнее? Наш разбор

Фото: Илья Хлебушкин | компании-производители

Вариаторы Jatco известны нам уже в нескольких поколениях. И успели даже послужить на Ладах, причем не в лучшей по надежности версии. На что обращать внимание и как лечить?

Бесступенчатая трансмиссия CVT (Continuously Variable Transmission), или попросту вариатор, впервые появилась на серийных легковых автомобилях еще в середине прошлого века — когда голландcкий инженер и автопромышленник Хуб ван Доорн вместе с братом Вимом оснастил их малолитражку DAF 600 (1959—1963 г.в.) клиноременным агрегатом Variomatic собственного изобретения. Трансмиссия тогда получилась очень громоздкой и тяжелой, резино-металлокордные ремни постоянно требовали регулировки натяжения, пробуксовывали, растягивались и разрушались — агрегат редко работал дольше 30 тысяч километров. Когда DAF купила компания Volvo, этот же вариатор пытались ставить на Volvo 340. Но шведский автомобиль весил больше, чем DAF, и голландскому вариатору пришлось еще туже.

В 1965 году ван Доорн ушел из фирмы DAF и основал свою компанию VDT (Van Doorn Transmissie), главным достижением которой стала разработка более надежного наборного стального ремня для клиноременных вариаторов. К концу 80-х бесступенчатые коробки с ремнями VDT стали ставить на малышей Ford Fiesta и Fiat Uno, но по сравнению с обычными «автоматами» им недоставало плавности работы и удобства трогания с места. Да и с надежностью и ремонтопригодностью были колоссальные проблемы.

На помощь, как всегда, пришли японцы. Несколько трансмиссионных фирм с Островов восходящего солнца приобрели лицензии на ремень VDT — и довели наконец тему бесступенчатой трансмиссии если не до технологического совершенства, то уж точно до состояния приемлемой надежности. Причем настоящим прорывом стала разработка компанией Jatco, которая на 75% принадлежит концерну Nissan, первого поколения вариаторов для самого популярного и многочисленного класса автомобилей — оснащенного моторами с крутящим моментом до 245 Нм (то есть с объемом до 2,5 литра).

Появившийся в 1997 году агрегат с индексом RE0F06A сперва обкатали на праворульных Ниссанах. И только в 2002 году установили на леворульный Nissan Primera третьего поколения (P12), который поставлялся и к нам.

Да, помню, сам когда-то поругивал этот примеровский вариатор, не отличавшийся особым долгожительством на фоне завидного здоровья тогдашних четырех-пятиступенчатых классических гидроавтоматов. Но кто бы знал, что первенец Jatco RE0F06A окажется ресурснее своих же наследников!

Он был способен дотянуть аж до 250—280 тысяч километров. Не без проблем по дороге, конечно: например, после шести-семи лет службы выходил из строя степ-мотор, регулирующий движением шкивов передаточное число. А сколько ремней и конусов безвременно полегло от небрежной эксплуатации! Их ресурс очень сильно зависит от режимов использования. Самые опасные — езда с педалью в полу и ползание в заторах, когда максимально изогнутый ремень имеет минимальный контакт со шкивом. Еще вариаторы не терпят жесткой остановки — например, при старте с пробуксовкой и резким последующим зацепом на асфальте или при утыкании ведущими колесами в бордюр. И что справедливо для любой автоматической трансмиссии, здоровье во многом зависит от эффективного охлаждения и свежего масла.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи