«Дачный» краш-тест: берегись чемодана! Мы разбили универсал ВАЗ-2111 с незакрепленным багажом в салоне
«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж…» Мы, автомобилисты, чаще всего возим наш багаж с собой. И даже если пристегиваемся сами, то не особо заботимся о том, как уложены и закреплены вещи в салоне.
А если авария?
Эту ситуацию мы и решили смоделировать в лаборатории пассивной безопасности АвтоВАЗа. А «носителем» незакрепленного багажа у нас будет любимец дачников — универсал ВАЗ-2111.
Как поведет себя любой незакрепленный предмет в автомобиле при лобовом столкновении? Вряд ли он будет мирно лежать на своем месте — по законам физики он продолжит движение вперед с той же скоростью. И хорошо, если это газета или футляр от очков — их кинетическая энергия ничтожна. А представляете, какой убойной силой на скорости 50 км/ч обладает тяжелый чемодан? Или, скажем, порошковый огнетушитель весом два килограмма, который с прошлого техосмотра валяется на задней полке, на видном месте — чтобы гаишники не придирались? Что окажется на пути летящего огнетушителя? Спинка кресла, лобовое стекло, подголовник или затылок водителя?
Для покупателей универсалов и хэтчбеков зарубежные производители предлагают прочную стальную решетку, отделяющую багажник от салона. У дорогих универсалов-иномарок в багажниках часто предусмотрены эластичные сетки, мощные петли, специальные ниши и «органайзеры» под полом... А вот водителям и пассажирам бюджетных автомобилей, включая отечест-венные машины, можно рассчитывать только на собственный здравый смысл и прочность спинки заднего сиденья. Ее в Европе проверяют в обязательном порядке. Согласно Правилу ECE R17-07 спинка должна выдержать удар двух 18-килограммовых «тарированных» чемоданов при фронтальном ударе кузова автомобиля со скорости 50 км/ч в тормозной гидроцилиндр, обеспечивающий замедление 28 g.
Наш удар будет другим — со скорости 50 км/ч ВАЗ-2111 врежется в деформируемый барьер с перекрытием 40%. Точно так же мы проводили и лобовые краш-тесты с непристегнутыми манекенами, которые показали, что даже на такой «городской» скорости незафиксированный человек представляет опасность для сидящих рядом (см. АР №2 и №10, 2007). А какие травмы нанесет непристегнутый груз?
ВАЗ-2111 на скорости 50 км/ч ударится в деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием передка. Вместо дверей — специальные распорки для лучшего обзора происходящего в салоне
• «Ребенка» мы усадили в кресло Roemer Duo plus, которое хорошо проявило себя в наших испытаниях
Чтобы освободить место для багажа, специалисты АвтоВАЗа жестко закрепили на релингах крыши ударопрочный регистратор перегрузок манекенов. Наших молчаливых друзей семейства Hybrid в автомобиле будет четверо: спереди два «взрослых» массой 75 кг каждый, на заднем сиденье слева аналогичный «старший товарищ», а справа — трехлетний «ребенок» массой 15 кг, усаженный в детское кресло. Все манекены, как и положено, пристегнуты. Молодая семья и теща едут на дачу…
Что они везут с собой? В багажник вазовского универсала мы положили два чемодана и газовый баллон. Общая масса — 38 кг. На полку — зонтик, огнетушитель, аптечку, газовую плитку и мячик. Плюс мангал с шампурами (какой же отдых без шашлыков?) и пакет с двухлитровой бутылкой воды и термосом — на заднее сиденье, в центр. Все предметы никак не закреплены — ни в салоне, ни в багажнике.
Вой катапульты, удар, отскок…
Салон за мгновение до удара
• Прошло 110 мс. Манекенов уже вовсю держат ремни, а поклажа только начинает свой полет — мяч скатился с полки
135 мс. Огнетушитель пролетает в считаных миллиметрах от головы «ребенка»
• Автомобиль уже завершает отскок, а термос, аптечка и зонт все еще летают по салону
ВАЗ-2111 выдержал удар — скорость 50 км/ч невысока. Дверной проем почти не сократился, а мягкий травмобезопасный руль перекошен даже меньше, чем в предыдущих испытаниях «десятки» на той же скорости. А главное, что спинка заднего сиденья выстояла и замки не раскрылись. Благодаря этому кинетическая энергия поклажи в багажнике была успешно нейтрализована — «жертв и разрушений нет».
А вот с теми предметами, что лежали на полке и в салоне, дело обстоит по-другому.
Огнетушитель после удара придавил правую руку «водителю». Термос чудесным образом оказался справа от переднего «пассажира», а зонтик и вовсе вылетел из машины. Да еще и лобовое стекло имеет характерные следы «обстрела» изнутри…
...и после. Спинка заднего сиденья промялась, но выдержала
• Огнетушитель прижал «водителю» правую руку
Нашим седокам просто повезло! На кадрах скоростной видеосъемки видно, как огнетушитель, словно реактивный снаряд, просвистел в считаных миллиметрах от головы сидящего сзади «ребенка» и «пассажира» на переднем сиденье! Это он, огнетушитель, разнес салонное зеркало. А лобовое стекло разбила другая неуправляемая «ракета», стартовавшая с заднего сиденья, — безобидный термос. Что бы было, попади они в голову или шею хоть одному пассажиру?
Везению манекенов в немалой степени способствовал и сам автомобиль. Не будь подголовников, пассажир на заднем диване получил бы по затылку железной газовой плиткой. А так, отскочив от прочной защиты головы и проломив пластиковый крепеж полки, она упала обратно в багажник.
Потому-то в салоне все «живы и здоровы». Критерий повреждения головного мозга (HIC) у «водителя» составил всего 270 единиц, у «пассажира» на перед-нем сиденье — 182, на заднем — 381 при безопасном пороге 650 единиц. Показания датчиков в шейных позвонках и ногах манекенов — в пределах «зеленой» зоны. Даже «малыш» в полной безопасности: пиковая перегрузка груди не превысила 34 g, головы — 30 g. И только 30 мм сжатия тарированных ребер у «взрослых» оказалось чуть выше безболезненных 22 мм.
Пронесло… Чудом.
Но как при аварии уберечь себя от летающих по салону предметов, любой контакт с которыми может стать роковым? Прежде всего не забивать багажник «под крышу». Все тяжелые предметы должны располагаться как можно ниже. При наличии надежных петель лучше привязать груз широкой прочной лентой. Все, что не поместилось в багажник, надо класть на пол — лучше в ноги переднему пассажиру. Это предпочтительнее и с точки зрения развесовки. Для аптечки и огнетушителя самое место — под сиденьем водителя, в специальном креплении, а никак не на задней полке. Которую, как показывает наш эксперимент, лучше вообще держать свободной.
Результаты испытаний автомобиля ВАЗ-2111
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Параметры измерений | Манекены | Нормы EuroNCAP | ||||
манекен водителя | манекен пассажира | манекен заднего левого пассажира | манекен ребенка | граница «зеленой» зоны | граница «красной» зоны | |
Максимальная перегрузка головы*, g | 50 | 34 | 45 | 29,6 | 72 (40)* | 80 (60) |
HIC | 270 | 182 | 381 | 134 | 650 | 1000 |
Изгибающий момент шеи, Нм | 29,6 | 18,3 | н.д. | н.д. | 42 | 57 |
Сжатие грудной клетки, мм (максимальная перегрузка груди)* | 28 | 30 | н.д. | 34 g | 22 (40 g) | 50 (55 g) |
Наибольшая нагрузка на бедренную кость, кН | 3,1 | 2,7 | н.д. | н.д. | 3,8 | 9,07 |
Наихудший критерий травмы голени TI | 0,38 | 0,29 | н.д. | н.д. | 0,4 | 1,3 |
* Длительностью 3 мс | ||||||
** Данные в скобках — для пассажиров-детей |
А если есть возможность заказать специальные приспособления для багажника (эластичные сетки, защитные решетки, сдвижные перегородки), то лучше не скупиться. Это не только удобство пользования грузовым отсеком — это и безопасность!