Позабытый: Darracq Type 11 1910 года в рассказе Андрея Хрисанфова
Нечасто в наши дни вспоминают Александра Даррака. А между тем именно этот автофабрикант, натуральный «французик из Бордо», стоял у истоков такой знаменитой автомобильной марки, как… Alfa Romeo!
• Надпись на бронзовой табличке гласит: «Узри святого Христофора и иди своим путем спокойно»
• Судя по этой бляшке, машина какое-то время находилась в Португалии и принадлежала там члену местного клуба любителей старинных автомобилей
Дело было так. Изначально месье Даррак занимался не автомобилями, а велосипедами, — и не в своем родном Бордо, а в городе Сюрен совсем рядом с Парижем. Выпускаемые им двухколесные машины носили марку Gladiator и имели среди тогдашних «бициклистов» вполне пристойную репутацию. В какой-то момент месье этим делом пресытился, продал свое предприятие человеку по имени Гюстав-Адольф Клеман — тоже производителю велосипедов, под соответствующим брендом Clement, — и с головою окунулся в новомодное автомобилестроение. Год это был 1896-й, автомобилизм развивался бурно и неуправляемо, в новую отрасль стремились все кому не лень — мотористы, котельщики, оружейники, чуть ли не часовщики, — но до поры до времени места на нарождающемся рынке хватало всем. Какое-то время Александр Даррак пытался заниматься электромобилями, однако довольно быстро к ним охладел и переключился на машины с двигателем внутреннего сгорания, взяв за основу одноцилиндровый мотор производства фирмы Leon Bollee. Дальше единственного экспериментального экземпляра дело в тот раз не пошло, но, по счастью, на заре прошлого столетия Дарраку попался действительно знающий инженер-двигателист Поль Риберой, который и спроектировал для его фирмы первый по-настоящему успешный двигатель.
Роскошная скульптура на радиаторной пробке — не фирменная эмблема компании Darracq, а так называемый маскот, то есть талисман; он подбирался в индивидуальном порядке самим владельцем машины сообразно его вкусам и оплачивался отдельно
Конструктор Риберой оказался сущей находкой для предприятия: всего через несколько лет, в тысяча девятьсот пятом, он разработал V-образный восьмицилиндровый мотор верхнеклапанного типа с рабочим объемом в (держитесь крепче!) 22,4 литра, и на этом, с позволения сказать, движке машина Darracq установила мировой рекорд скорости, развив почти 174 км/ч. А менее сложная одноцилиндровая машина его же работы уже с 1903 года начала по лицензии выпускаться на немецком предприятии Opel в городе Рюссельсхайме. В 1904 году продукция компании Darracq составляла около десяти процентов от общего объема выпуска автомобилей во Франции; с 1905 года заработал ее британский филиал, а еще год спустя открылся и итальянский.
Дочернее предприятие в миланском пригороде Портелло функционировало как автосборочный завод: все компоненты поставлялись туда из Сюрена. Это были полуторалитровые двухцилиндровые машины с моторами в 8—10 л.с.; таких до нашего времени дошла всего пара. К этому моменту в производственной программе фирмы уже имелись автомобили с четырьмя цилиндрами, но выпуск одно- и двухцилиндровых моделей не прекращался. По инерции Александр Даррак открыл в 1907 году еще один свой заграничный филиал — на сей раз в Испании, поскольку сам он был из басков, — и лишь после этого экспансию свою притормозил.