История рисованной автомобильной рекламы компании General Motors
В конце пятидесятых годов прошлого века американская автомобильная мода менялась каждый год. Машины, совсем еще новые физически, выглядели удручающе старомодно на фоне появляющихся каждую осень моделей следующего года, — заставляя своих владельцев до срока с ними расставаться ради приобретения автомобиля еще более нового и еще более эффектного. В наши дни даже трудно себе представить, до какой степени значительной была роль такого инструмента, как ежегодное переоформление автомобильных кузовов, в стимулировании спроса на новые автомобили. Сейчас полагают достаточным заменить машине текстуру фальшрадиаторной облицовки, чтобы без малейшего зазрения совести объявить ее новой моделью, — но полсотни лет тому назад в Америке такой номер определенно бы не прошел.
Соответствующим образом организовывались и рекламные кампании по новым автомобилям. Дизайнеры лезли из кожи вон, чтобы поразить воображение обывателя очередным изгибом листового металла или модной хромированной финтифлюшкой на капоте; рекламщики, не отставая от них, наперебой старались подать это все с наиболее выгодной точки зрения. Некоторые агентства предпочитали пользоваться для этого фотографией; другие же считали, — и не без основания, — что текущее состояние фотопроцесса не позволяет как следует подчеркнуть в автомобиле то, что, с их точки зрения, подчеркнуть в первую очередь следует, и заказывали автомобильные «портреты» художникам. Удачи случались у тех и у других, — однако с точки зрения эстетической ценности рисованные рекламы, конечно же, оставляли далеко позади все то, что можно было получить с помощью фотографии.
Автор этих строк в ранней своей молодости учился рисовать автомобили именно по рисованным рекламам, добывавшимся всеми правдами и неправдами из крайне малодоступных в те времена источников. И самой большой удачей считалось разжиться — например, у кого-нибудь из состоятельных одноклассников — страничкой из старого журнала, скажем, Sports Illustrated с полностраничным анонсом на машину Pontiac. Работы художников Вэна Кауфмана и Артура Фитцпатрика.
…Год 1958-й. Очередная смена моделей намечена на осень. Человек еще не вышел в космос, даже первый спутник удалось вывести на орбиту меньше года тому назад, и то не американцам, — но автомобили (в особенности концерна Chrysler) вид имеют вполне ракетопланный. Конкуренты вынуждены спешно подтягиваться. Стилистическое подразделение General Motors оказывается поставленным перед необходимостью отказываться от фэйслифта моделей 1958 года, — новых, только что запущенных в серию, — и готовить им на смену абсолютно новый дизайн. Из-за острой нехватки времени все пять марок корпорации General Motors получают один и тот же кузов, — в нескольких вариантах, — соответствующим образом оформленный за счет оперения и декора. По ходу дела руководство отделения Pontiac отмечает, что для нового кузова колея шасси кажется слишком узкой, и принимает вполне волюнтаристическое решение расширить ее на пять дюймов. Решение оказывается правильным (доказательством чему служат канадские модели Pontiac, в основе которых лежит ходовая часть машин менее дорогой марки Chevrolet с «нормальной», иначе говоря, более узкой колеей, отчего они выглядят — по выражению тогдашнего главы отделения Pontiac С. Кнудсена — «словно футболисты, которых вырядили в балетные пачки»). Автомобили подаются публике как «новый ширококолейный Pontiac», в связи с чем возникает потребность в соответствующем решении журнальных и каталожных реклам. Создавать новый фирменный стиль приглашают двух художников, которые работают в паре с самого начала пятидесятых годов: один рисует автомобили, а другой снабжает их соответствующим по настроению фоном. По счастью, эта пара с 1953 года работает исключительно на General Motors, на отделение Buick, так что перепрофилировать ее для работы на Pontiac особого труда не составляет…