Saloon в английском вкусе: Bentley R-Type в рассказе Андрея Хрисанфова
На протяжении многих лет компания Rolls-Royce Ltd. поставляла свои автомобили «раздетыми» - вовсе лишенными какого-либо кузова. Считалось, что покупателю такого дорогого и престижного авто уж как-нибудь хватит средств и на то, чтобы заказать себе на высококачественном английском шасси подобающий ему кузов, сообразуясь со своими личными потребностями и предпочтениями. Собственным кузовным производством фирма не располагала отродясь, считая своей основной задачей выпускать машины с лучшей в мире ходовой частью, а заботы об удобстве конечного пользователя с легкостью отдавала на откуп специалистам-каретникам, с незапамятных времен специализировавшимся именно на изготовлении роскошных экипажей для знати и понимавшим в этом деле толк, - таких в старой доброй Англии было до поры до времени вдосталь.
Кузовостроительная компания Freestone & Webb, впрочем, не относилась к традиционным представителям этой отрасли, начинавшим свою деятельность еще в каретные времена. Это относительно молодое предприятие было образовано в северной части Лондона уже после Первой мировой войны, в 1923 году. В. Фристоун и Э. Уэбб вместе работали на компанию Sizaire-Berwick, чьи машины разительно напоминали своей внешностью - вплоть до абриса радиаторной облицовки - тогдашние Роллс-Ройсы; неудивительно, что, организовав собственный кузовной бизнес, они систематически работали на «настоящих» шасси этой марки. Начинали они, впрочем, с автомобилей марки Bentley, тогда еще независимой, - известно по крайней мере 230 их работ для этого производителя, - да и в более поздний период своей деятельности нередко строили кузова для таких машин. Чему свидетельством - хотя бы экземпляр, показанный на наших страницах.
Автомобиль Bentley серии R выпускался на протяжении четырех лет (1952-1955 гг.). Он сменил на производстве первую из послевоенных моделей этой марки, Mk. VI, которая впервые за все время существования данного бренда предлагалась покупателям со стандартным кузовом заводской постройки, а не только в виде шасси под заказной кузов. Этот подход был сохранен и на машинах серии R; наряду со стандартными закрытыми кузовами они по-прежнему поступали в продажу и совсем без кузова, с тем, чтобы клиент сам мог подобрать себе по собственному вкусу что-нибудь из того, что предлагали немногие уцелевшие кузовные мастерские. Наиболее известной модификацией в серии R, несомненно, является двухдверная машина Continental работы ателье H.J.Mulliner, таких было построено две сотни штук, - но и среди остальных 2320 экземпляров попадались работы выдающиеся. Показанный здесь автомобиль на шасси №В121SP был одной из всего двадцати девяти работ кузовного дома Freestone & Webb для машин Bentley R-Type.
Комфортабельный четырехдверный седан, согласно английской терминологии - «saloon», по качеству изготовления и по количеству предоставляемых удобств ничем не уступает любому тогдашнему Роллс-Ройсу. Напротив, кое в чем даже его превосходит: консервативная аристократическая марка лишь под самый конец 1953 года сочла возможным комплектовать свои изделия новомодными автоматическими трансмиссиями, - тогда как машины Bentley серии R обзавелись этим удобством по крайней мере на год раньше. Поначалу, правда, в такой комплектации выпускали одни только экспортные модели с левосторонним расположением руля, - не секрет ведь, что основным экспортным рынком для марки Bentley считались Соединенные Штаты, а там еще с довоенных времен обходиться без «автоматики» как-то поотвыкли, - но очень скоро эту трансмиссию ввели в список дополнительного оборудования для всех без исключения машин Bentley, а затем и вовсе перевели в ранг стандартного оборудования. И лишь вслед за этим ее начали применять на машинах Rolls-Royce, - причем только на модели Silver Dawn, которая, по сути, представляла собой все тот же Bentley R-Type в исполнении с «фабричным» кузовом, только дооформленный радиаторной облицовкою типа «античный фронтон» и украшенный соответствующей фирменной символикой. (Кузов этот, строго говоря, вовсе не был таким уж «фабричным»: его поставляла по контракту фирма Pressed Steel Co., а на мощностях компании Rolls-Royce Ltd. выполнялись лишь окончательная его отделка и окраска.)
Автоматическая трансмиссия, применявшаяся на машинах Bentley R-Type, по конструкции своей во многом повторяла американский агрегат Hydra-Matic корпорации General Motors. То было не первое и не последнее заимствование гордых британцев у бывшей колонии. Еще до войны Rolls-Royce Ltd. приобрела у той же самой заокеанской монополии лицензию на систему независимой передней подвески, а когда в начале шестидесятых наметился переход машин Bentley (и Rolls-Royce) на V-образную восьмицилиндровую тягу, конструкция нового силового агрегата тоже отталкивалась от обширных наработок GM в этой области.
Каких бы заимствований ни несла в себе ходовая часть показанной здесь машины, внешний вид ее остался сугубо британским. Ни с чем другим не спутаешь эти скупые благородные линии, этот летящий абрис передних крыльев (при полном отсутствии задних), это уступчатое хвостовое завершение, эту грациозно ниспадающую поясную линию, - так умели работать только в Англии и нигде кроме, любые попытки подражать такому стилю или как-либо его переосмысливать неминуемо оканчивались провалом. (Иногда решенные в этой манере кузова называют «empress», «императрица», - но, строго говоря, подобное определение применимо лишь к работам ателье Hooper, поскольку там озаботились вовремя его зарегистрировать за собой в качестве торгового наименования.) Под стать величественной наружности и салон: изысканная ореховая фанеровка по всему интерьеру, тщательно подобранная по цвету кожаная обивка, чисто английские откидные столики в заднем отделении кузова, - все дышит сдержанной роскошью. Стеклянной переборки, разделяющей салон на две части, здесь нет, как нет и складных дополнительных сидений: это все же не длиннобазный церемониальный лимузин, а машина для владельца, который сам собирается ее водить, - хотя бы время от времени. Другое дело, что величественный облик делает ее вполне пригодной и для официальных нужд, - точно таким же автомобилем, только других цветов, многие годы пользовалось английское посольство в Германии. В общей сложности было изготовлено всего девять подобных машин.
***
Все хорошее когда-нибудь кончается, так уж устроен наш мир. В пятьдесят пятом ушел из жизни Э. Уэбб; короткое время спустя место серии R среди машин Bentley заняла новая серия S, которая в виде шасси больше не предлагалась, - так что впредь машины предстояло покупать комплектными и сначала демонтировать с них фабричные кузова, а уж потом работать над полученными столь варварским образом шасси. В таких условиях относительно небольшим ателье, к которым относилась и компания Freestone & Webb, было крайне трудно продолжать свою деятельность, и зимой 1957-1958 года, построив три последних своих кузова, предприятие закрылось навсегда. Одна из этих последних работ замечательного кузовного ателье украшала собой фирменную экспозицию на Лондонском автосалоне 1957 года, - громоздкая и вычурная двухместная машина с откидным верхом на шасси Rolls-Royce Silver Cloud I; сейчас она стоит в музее Петерсена, изумляя посетителей своими хвостовыми «плавниками», вогнутыми бортами и колоссальных размеров багажником.