Subaru Forester — путь лесника

Единственную дорогу в поселке за ночь завалило снегом — а нужно как-то выбираться в город. Что делать — ждать трактор и отменять планы? Владельцу Subaru Forester подобные проблемы неведомы: снежное бездорожье для него такая же рутина, как толкотня в утренних пробках и дальние пролеты по магистралям. Обновленный Forester 2022 модельного года прошел не только реальные испытания российскими дорогами, но и специальные тесты на активную безопасность. Как это было? Давайте обо всем по порядку.

Инновации Subaru — на дорогах и направлениях

В новом зеленом цвете Autumn Green Metallic обновленный Forester смотрится классно. Первое поколение этой модели увидело свет целых 24 года назад, а нынешнее стало уже шестым. И здорово, что в современном облике присутствуют и традиционные черты — рельефные выштамповки на капоте и огромная площадь остекления, дополненная панорамным люком. Цельный и яркий образ поддерживают бумеранги полностью светодиодных фар и задних фонарей. Только своим видом этот Лесник (так переводится название с английского) зовет отправиться в дальний путь. Прислушаемся — но легких дорог не обещаем!

Для полноценных испытаний решено направиться на новом Subaru из Москвы в Тверскую область. В этом регионе в избытке дорог с самым разным покрытием — а то и вовсе без такового. И каждый уголок местности в тех краях буквально пропитан духом разных исторических эпох — путешествие обещает быть интересным.

Передняя панель выглядит классно, а ее эргономика — выше всяких похвал

Выбираясь ранним утром из сонной утренней столицы, есть время изучить внутреннее убранство. Первое, что отмечаешь в салоне, — простор и воздушность. Места не просто много — а очень много: за рулем легко расположится водитель любого роста и комплекции, а пассажирам за ним точно не будет тесно. Передние кожаные кресла в меру мягкие, с отличным профилем и шикарной боковой поддержкой. В поворотах в них сидишь как влитой, да и спина точно не устанет: сиденья специально разработаны так, чтобы снизить усталость водителя.

Маневрировать в плотном городском потоке легко: габариты скрадываются практически эталонной обзорностью. Она обеспечена сочетанием больших стекол и нетолстых стоек кузова. Зеркала тут тоже крупные и удобные. А еще Forester оборудован системой контроля слепых зон — стоит справа или слева появиться помехе, как в соответствующем зеркале загорится оранжевый светодиод.

Наконец-то — перед Subaru открывается оперативный простор Новорижского шоссе. Пустая магистраль так и манит продавить педаль акселератора — ведь под капотом тут 2,5-литровый мотор серии Boxer мощностью 185 л.с. с восхитительным «оппозитным» звуком выхлопа (он, кстати, соответствует экологическим нормам ­Евро-6). Но дорожные камеры и здравый смысл охлаждают пыл.

Forester готов поглощать километры трасс, чтобы добраться до интересных мест

К тому же трасса — это повод проверить в действии масштабный арсенал комплекса EyeSight четвертого поколения, гордости Subaru. Новый Forester буквально видит все происходящее на дороге, способен автоматически тормозить перед препятствиями (подробнее об этом — во второй части материала) и помогать водителю во многих аспектах движения — вплоть до перехода на близкое к автономному вождение.

Да-да, стоит нажать пару кнопок на правой спице рулевого колеса, выбрать скоростной режим — и все, можно просто наслаждаться работой продвинутой электроники. Автомобиль самостоятельно позиционирует себя в центре полосы, подруливает в поворотах, удерживает нужную скорость и тормозит при обнаружении медленной машины впереди — все это происходит удивительно естественно. А для более тонкой настройки под себя в меню можно выбрать поддерживаемую дистанцию и интенсивность автоматического разгона. Но вот руки с руля убрать не получится — в противном случае система выдаст пару предупреждений, после чего отключится.

Такое сообщение выводится при пересечении разметки без поворотника

Тем временем магистраль сменилась традиционной для многих наших регионов двухполоской, на многих участках которой, не дожидаясь весны, асфальт уже начал сходить вместе с растаявшим снегом. Выбоин и ям тут в избытке.

Две полосы, кривой асфальт — на традиционной российской дороге Forester в своей стихии

Но для Subaru Forester такая дорога только в радость. Связка мотора и обновленной бесступенчатой трансмиссии Lineartronic работает безупречно и позволяет ювелирно дозировать тягу при обгонах — водитель всегда уверен в благополучном завершении маневра. Ну а подвеска с новыми настройками пружин и амортизаторов отныне еще более невосприимчива к дорожным невзгодам.

Трансмиссия Lineartronic работает интуитивно предсказуемо

Вот и поворот на Ржев — отсюда несколько километров по местной (и, кстати, неплохой) дорожке до деревни Знаменское. Еще пару верст по заснеженной грунтовке, и вот она — первая ключевая точка маршрута. В середине XIX века на этом месте располагалась усадьба Петра Есипова — представителя дворянского рода. Хозяйство было огромным: в то время Есиповым принадлежало 60 крестьянских дворов. А центром обширной территории был солидный трехэтажный купеческий дом с парком и множеством дополнительных построек.

Именно этот, главный дом усадьбы после революции советские власти приспособили под зоологический техникум. Ну а многоточие в его истории поставила одна из авиабомб времен войны — от красивого здания остался лишь монументальный фасад да несколько перекрытий. Сейчас эта махина стоит прямо посреди деревни, напоминая молчаливым величием о событиях былых дней.

У одного из хозяйств около Ржева установлен памятник трудяге трактору

Что же — двигаемся дальше! Мимо памятника желтому трактору пересекаем Ржев и уходим в направлении Твери. Вкалывают роботы — счастлив человек: Forester снова едет сам. Знай себе придерживай руль, любуйся ­зимними пейзажами да слушай ­любимые треки из динамиков ­продвинутой музыкальной системы ­­Harman/Kardon — кайф!

Премиальная аудиосистема Harman/Kardon ласкает слух чистотой и качеством звука

От лучей выглянувшего солнца в салоне стало жарковато? Есть повод оценить высокоинтеллектуальную игру регулировки климата. Стандартные вращающиеся рукоятки (удобные и эргономичные) можно не трогать — для понижения температуры в салоне на пару градусов достаточно буквально показать центральной консоли сжатый кулак: камера в ее козырьке распознает сигналы моментально. Ну а чтобы, наоборот, повысить температуру, показываем раскрытую ладонь. Не только весело — но и удобно!

Камера в консоли — часть продвинутой системы Driver Monitoring System, возможности которой обширны. После первичной регистрации она запоминает до пяти водителей, подстраивая индивидуальные настройки кресла и боковых зеркал. А в движении — неустанно следит за водителем. Отвел от дороги взгляд — получай сообщение: мол, «следите за дорогой» или «пора отдохнуть».

Кстати, действительно пора, ведь на пути — древняя Старица, где просто нельзя не остановиться. Интересно, что основанный в 1297 году укрепленный населенный пункт на крутых берегах Волги до начала XVI века называли просто Городок. А имя Старица было дано ему позже — по названию ­одноименной речки.

Арочный мост через Волгу в Старице построили лишь в середине прошлого столетия

Дух небольшого купеческого городка до сих пор витает в тишине местных улочек — будто время замедляет ход. Прикрываешь глаза у заброшенных ныне торговых рядов — и переносишься на несколько веков назад: следишь за спорами торговцев, наблюдаешь за работой местных кузнецов. Трудились они в специально построенных кузницах из белого известняка, который добывали тут же, в окрестностях города. В XVIII веке кузниц было больше полусотни, но до наших дней дожило около десяти — увы, в запустении. Хотя, конечно, и в этом есть свое очарование.

До шумной Твери от Старицы не больше получаса езды. Но Forester не ищет легких путей! Поэтому — прочь с трассы на вьющийся через поле снежный грейдер. Отличное место, чтобы насладиться работой знаменитой симметричной ­полноприводной трансмиссии Subaru с активным распределением крутящего момента между колесами — эта система позволяет достигнуть отличного баланса устойчивости и управляемости на любых покрытиях.

Шайбой переключаются режимы работы полного привода

Особое удовольствие — ввинчиваться в снежные повороты. Трансмиссия помогает тягой заправлять машину в виражи, а подвеска четко отрабатывает все колдобины. Если занос оказался слишком интенсивным — выручит система VDC, и Forester снова «встанет на рельсы».

На пустом снежном грейдере Forester позволяет ехать быстро и безопасно

А что это за дорожка уходит в лес? Колея, целина — Леснику все равно: система выбора режимов движения X-Mode подстраивает электронику под разные условия, например для легкого преодоления огромных сугробов! А немалый измеренный ход подвески на отбой (630 мм) и огромный (220 мм) дорожный просвет делают переезд даже крупных неровностей спокойным — без боязни задеть их днищем.

Измерения показали отличные 630 мм хода подвески на отбой

Вот она — абсолютная универсальность в действии. Forester хорош на любой дороге, но не забывает и о традиционных ценностях настоящего автомобиля. И как же классно после всех приключений вдавить педаль акселератора на скоростной трассе М11 и, выйдя на режим, снова доверить управление электронике, наслаждаясь ярким и четким рисунком полностью светодиодных фар на асфальте перед капотом. Быстро, надежно и абсолютно безопасно.

Культура безопасности

Один из основополагающих тезисов компании Subaru в настоящее время — это максимальное снижение аварийности. Эта задача стала основой появления уникальной по своим возможностям системы под названием EyeSight. Первая подобная система на автомобилях Subaru появилась уже больше 30 лет назад. И с тех пор комплекс постоянно дорабатывался, обрастая все новыми технологиями и функционалом.

Сейчас на автомобили Subaru серийно устанавливается EyeSight уже четвертого поколения. На российском рынке этот комплекс полгода назад появился на полноприводном универсале Outback, а недавно стал доступен и для обновленного кроссовера Forester. Глаза EyeSight — это размещенная над лобовым стеклом стереокамера с широкоугольными объективами. Они располагаются в специальных изолированных камерах с постоянной температурой и влажностью — никакое запотевание им не страшно. В новом поколении угол обзора камеры значительно увеличился и улучшился противоаварийный функционал.

Вот оно — компьютерное зрение: широкоугольные камеры системы EyeSight смотрят на мир с кромки лобового стекла

Так, EyeSight последней генерации способен замечать на дороге самые разные препятствия — включая внезапно выскочивших на проезжую часть пешеходов. При обнаружении преграды система мгновенно обрабатывает информацию и уверенно и стабильно полностью самостоятельно останавливает автомобиль со скоростей до 80 км/ч. Более того, если экстренное торможение все равно не позволяет избежать аварии, Subaru способен объехать препятствие — также полностью самостоятельно.

Автоматическое торможение эффективнее всего на асфальте

Для подобного аварийного маневра задействуется не только оптика стереокамеры, но и пара радаров под ­задним бампером. Автомобиль зондирует пространство вокруг себя, убеждается в безопасности и отсутствии других автомобилей справа и слева — и только после этого совершает экстренное перестроение, совмещая его с торможением до полной остановки.

Оптика EyeSight настолько совершенна, что для нее не имеет значения и время суток. Так, система уверенно останавливает автомобиль перед препятствием в свете мощных фар даже в кромешной темноте.

Осенью прошлого года на специальном комплексе закрытых дорог возможности EyeSight проверялись на автомобиле Subaru Outback. В тех испытаниях система полностью подтвердила свою работоспособность: EyeSight уверенно останавливала автомобиль перед препятствием как в светлое, так и в темное время суток. С результатами этих испытаний можно ознакомиться, перейдя по ссылке

Собственно, торможение происходит следующим образом. За несколько десятков метров до препятствия включается звуковая и световая индикация в салоне. Если водитель бездействует, следует первый импульс торможения средней интенсивности. Затем — уже непосредственное экстренное торможение несколькими мощными импульсами до полной остановки.

Перед началом торможения автомобиль выдает предупреждение

К сожалению, в силу переменчивых погодных и дорожных условий в зимнее время проводить подобную работу с циклом торможений с высоких скоростей было бы слишком рискованно. Впрочем, поскольку комплекс EyeSight на новом Subaru Forester аналогичен таковому на Outback, то и результаты его работы такие же. К тому же функционал комплекса систем безопасности Subaru не ограничивается работой на высоких скоростях. EyeSight способен уберечь автомобиль от мелких повреждений, вызванных водительскими ошибками в парковочных режимах.

Чтобы понять, насколько это проблема непраздная, достаточно заглянуть под вечер в любой двор с многоэтажными домами: порой автомобили там припаркованы настолько плотно, что даже проехать между ними не всегда возможно. Понятно, что в таких условиях, особенно в плохую погоду, просто неминуемы мелкие контакты. Но Forester легко может их избежать!

В качестве препятствия, дабы на всякий случай избежать повреждений, были выбраны обычные картонные коробки, из которых, собственно, и была сложена стена. Откатившись на небольшое расстояние, кроссовер начинает небыстро (скорость около 7—10 км/ч, будто по двору или парковке) двигаться в ее сторону передом, и водитель никак не реагирует на препятствие впереди — будто отвлекается на помеху в зеркале заднего вида.

А это сообщение появляется в момент начала торможения

Дальнейшее развитие событий происходит очень быстро. За несколько метров до стены включается звуковая и световая индикация на всех экранах в салоне, после следует резкий тормозной импульс. Кивок — и автомобиль самостоятельно замирает в 15 см от препятствия.

Из этого состояния легко проверить и работу еще одной системы. Если прямо перед стеной перевести селектор в положение «D» и нажать на акселератор — лишь раздастся зуммер, но автомобиль вперед не поедет. Еще одна водительская ошибка пресечена.

В заднее стекло ничего не видно, но ультразвуковые датчики уверенно находят препятствие — и автомобиль останавливается

Ну а теперь — разворот. И вот Forester уже приближается к стене из коробок задним ходом, а водитель (вот невнимательный-то!) опять бездействует. Дальше все повторяется: зуммер, тормозной импульс и полная остановка — снова в 15 см от препятствия. Кстати, при движении к препятствию задним ходом основную нагрузку по безопасности маневров берут на себя ультразвуковые датчики в бампере. А что будет, если они загрязнятся?

Картина с камеры заднего вида при экстренной остановке выглядит устрашающей

Вопрос актуальный, ведь особенно в зимний период на наши дороги выливаются тонны реагентов, которые моментально закидывают кузов грязью, стоит лишь выехать из двора. И что же, постоянно протирать датчики?

После испытаний выяснилось, что делать это не обязательно. Дорожная грязь, которой пришлось хорошенько обработать автомобиль, никак не повлияла на результаты испытаний. И при парковке передом, и движении задом стена оставалась непоколебимой.

И тут, кстати, еще раз стоит отметить новый цвет обновленного Subaru Forester — Autumn Green Metallic. Кузов настолько густо был покрыт реагентами, что неочищенные секторы лобового и заднего стекол казались полностью непрозрачными, но кузов внешне выглядел лишь слегка запыленным.

А еще, пользуясь зимней погодой, стену с коробками выстраивали не только на асфальте, но и на снежно-ледяном покрытии — снова и снова повторяя испытания. Но и в таких условиях обутый в хорошие фрикционные зимние шины Forester занудно останавливался все в тех же 15 см от препятствия. После такого точно можно быть уверенным, что даже с неопытным водителем за рулем и в любых дорожных условиях Subaru сделает все возможное, чтобы остаться невредимым.

Даже на снегу автомобиль уверенно останавливается перед препятствием

Но, помимо превентивных и активных систем безопасности, Forester имеет и мощную пассивную защиту. ­Во-первых, кузов Лесника имеет крепкую кольцевую силовую структуру — она связывает крышу и пол с боковыми стойками, образуя мощную клетку безопасности вокруг пассажирского салона. Это решение максимально нивелирует возможные удары с любой стороны.

Также силовой агрегат с оппозитным двигателем сконструирован таким образом, что ни при каких обстоятельствах не окажется в салоне. Ну и разумеется, в арсенале присутствуют целых восемь подушек безопасности.

И все это обеспечивает обновленному кроссоверу Subaru Forester близкую к абсолютной безопасность. На любых дорогах и направлениях, днем и ночью, при палящем солнце, в дождь и в метель водитель и пассажиры этого бескомпромиссно универсального автомобиля под чуткой и неустанной защитой инновационной электроники будут чувствовать себя максимально уверенно и комфортно — проверено!

Рекомендованные статьи