Сергей Знаемский — об автомобиле Citroen C4 Cactus и... диване
Диван определяет сознание. Если Citroen C4 Cactus с «механикой», то передние кресла обычные. А если с «роботом», то — диван! Откинуться на мягкую и широкую спинку, повернуть ключ, ткнуть в большую букву «D» на кнопочном пульте трансмиссии - и спокойно покатить по амстердамским улочкам, рассуждая о том, кому же нужен такой Cactus...
Слушайте, оказывается, широкая «столешница» передней панели — это удобно! Можно на нее айпад поставить, можно кинуть журнал, сэндвич или кошелек. А как вам фоторамка? У центрального дисплея Кактуса есть фотофункция — можно установить свою собственную заставочную картинку. Зря улыбаетесь! Никто же не сказал, что это должны быть непременно котята. Закачайте, к примеру, схему-подсказку для движения по незнакомому городу.
Cactus — это диван, «фоторамка» и тягучий, как плавленый сыр, трафик амстердамских пригородов. Хочется лениво положить одну руку на руль, а другую вытянуть поверх спинки в направлении прекрасной спу... Но там, увы, подголовник и московский коллега. Непростительный эргономический прокол.
Cactus просыпается с моторной дрожью — и с дрожью, словно в нерешительности, смыкает в первый раз диски единственного сцепления шестиступенчатой роботизированной «механики» ETG. Первая, пауза, вторая. Еще пауза — и на приборной доске с секундным опозданием загорается цифра три. Повлиять на интенсивность этого процесса непросто — нужно на каждом разгоне отправлять акселератор в кикдаун и одновременно ловить нужный момент для щелчка подрулевым лепестком. На слух.
— Тахометр? — Француженка Карин Фошон Ивон, отвечавшая за планирование разработки Кактуса, морщится, вспоминая значение английского термина, и тут же расцветает. — Ах, compte-tours, счетчик оборотов! Ему просто не хватило места на дисплее. В выбранной нами философии информация от круиз-контроля полезнее. Ведь, опросив потребителей, мы сосредоточились лишь на четырех самых насущных потребностях: комфорт, практичность, минимальная стоимость владения и дизайн.
О как права Карин! Я так соскучился именно по таким автомобилям. В особенности — по Ситроенам.
C4 Cactus меньше всего похож на Ситроены семейства С4, но больше всего на... Renault Logan! Точно так же Citroen работал над Кактусом долгие семь лет. Точно так же c самого начала был выбран формат семейного автомобиля на стыке сегментов B+ и С+, а за основу взят наиболее дешевый вариант — Платформа 1, на которой построены Citroen С3, Peugeot 208 и 2008.
Но шасси предельно растянуто вдоль и поперек, так что от кактусиного носа до хвоста получилось даже на 100 мм больше, чем в хэтчбеке Renault Sandero. Хотя колесная база почти одинакова: 2595 мм против 2589 мм.
Простота конструкции, как и у Логана, обусловлена экономией. Базовый Cactus c 75-сильным трехцилиндровым бензиновым мотором 1.2 лишен кондиционера, «обут» в 15-дюймовые покрышки и оснащен барабанными задними тормозами. Хотя электроусилитель руля и система стабилизации есть и у него.
Но стекла в задних дверях - неопускные. И спинка заднего дивана складывается только целиком, причем неудобно, образуя горб поверх подушки. И второй эшелон уплотнителей бежит не по всему периметру дверей.
Зато — дизайн!
На цельнолитых дверных панелях из жесткого пластика можно сделать ручки-выемки, а можно — стильные ремешки на манер саквояжных. Можно пустить по периметру машины некрашеный защитный пластик, а можно сделать его разноцветным и пупырчатым, тогда это будет уже инновационный протектор Airbump.
Вдобавок между Кактусом и Логаном — десять лет технического прогресса и не только «эйр-бамперы». Капот из алюминия, стеклянная крыша с атермальным покрытием, стеклоомыватель Magic Wash, который экономно подает жидкость прямо на щетки дворников, но напрямую виновен в том, что емкость бачка урезана до 1,5 л.
— Зато на бачке мы сэкономили полтора килограмма снаряженной массы, — гордо сообщают французы. Еще 11 кг удалось выкроить на задних стеклоподъемниках и 6 кг — на неразъемной спинке дивана. Правда, кондовый Logan весит те же самые 900-1100 кг. С полноценным бачком. А в Кактусе мне уже неловко перед инженерами за брошенную в дверной карман бутылку минералки.
«Топовый» мотор — 110-сильная «трешка» 1.2 с турбонаддувом. Она мощно тянет и снизу, и сверху, хотя еще мощнее трещит высоким голосом и посылает град вибраций на руль и педали. Орудовать рычагом «механики» с длинными нечеткими ходами не в радость. А каково будет разгоняться на атмосферных хэтчбеках мощностью в 75 или 82 «лошадки», которые могут оснащаться и коробкой ETG?
Дизельный Cactus с 92-сильной «четверкой» 1.6 HDi ведет себя тише и благороднее. Хотя есть и обратная сторона — в салоне становятся слышны щелчки реле дворников. Но именно сочетание дизеля с «роботом» больше всего гармонирует с размеренной, диванной философией езды: главное — никуда не торопиться и не отклонять руль без надобности.
Cactus равнодушен к виражам любой крутизны и в каждом из них одинаково флегматичен — кренится и с ростом скорости потихоньку сползает наружу. Драйв, азарт и выверенная обратная связь точно не входили в число самых насущных качеств.
Зато какой кайф не объезжать ямы и не сбрасывать газ перед «лежачими полицейскими»! Ситроенчик лишь томно вздыхает подвеской и мягко, тихо приземляется на все лапы. Трещины, обочины и булыжные мостовые — как раз та редкая для Голландии почва, на которой Cactus расцветает. Не зря ситроеновцы в качестве одной из его предтеч называют знаменитого «гадкого утенка» Citroen 2CV, «де-шво» — он со своей мягкой подвеской тоже был очень хорош на проселках послевоенной Европы.
Кстати, дорожный просвет у Ситроена — 165 мм. Неплохо, но Sandero Stepway «сидит» на 10 мм выше.
А еще Logan и Sandero продаются в России, а C4 Cactus — пока только в Европе. И стоит в два раза дороже Логана — от 13950 до 22400 евро! И значит, конкурировать он будет с традиционными машинами сегмента B+ и самыми доступными гольф-хэтчбеками, цены на которые начинаются с 17-19 тысяч евро.
Взять в кредит или даже в лизинг? Фиксированный ежемесячный платеж за трехлетний лизинговый контракт на бензиновый 75-сильный Cactus — 200 евро в месяц. Лезем в калькулятор в бортовом меню Кактуса — и... В итоге сумма за 36 месяцев — 7200 евро! В Европе это как раз цена новенького «голого» Логана.
Наверное, можно было сделать Cactus дешевле — не тратить три года на одну только разработку «эйр-бамперов», которые включены в стандартную комплектацию, отказаться от стеклянной крыши, поставить обычные форсунки омывателя. И уж конечно, не городить огород с переносом пассажирской подушки безопасности на потолок. Но тогда, замечают французы, это был бы уже не совсем Citroen. Тем более что не самый удачный опыт имеется — седанчик C-Elysee продается на порядок хуже Логана: 10 тысяч машин за последние полтора года.
Так что логика есть: если не получилось с Логаном по-ситроеновски, пусть будет Антилоган! В конце концов, нам так не хватает ярких, харизматичных, пикантных машин. С фоторамками вместо тахометра. И не с обычными сиденьями, а с диваном. Который определяет сознание.
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | Citroen C4 Cactus | |||
Модификация | PureTech 75 | PureTech 110 | e-HDi 92 | |
Тип кузова | пятидверный хэтчбек | пятидверный хэтчбек | пятидверный хэтчбек | |
Число мест | 5 | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4157 | 4157 | 4157 |
ширина | 1729 | 1729 | 1729 | |
высота | 1490 | 1490 | 1490 | |
колесная база | 2595 | 2595 | 2595 | |
колея спереди/сзади | 1477/1477 | 1477/1477 | 1477/1477 | |
Объем багажника, л | 348-1170 | 348-1170 | 348-1170 | |
Снаряженная масса, кг | 965 | 1020 | 1055 | |
Двигатель | бензиновый,с распределенным впрыском | бензиновый,с непосредственным впрыскоми турбонаддувом | дизель с турбонадувом | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 3, в ряд | 3, в ряд | 3, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1199 | 1199 | 1560 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 75,0/90,5 | 75,0/90,5 | 75,0/88,3 | |
Степень сжатия | 11,0:1 | 10,5:1 | 16,0:1 | |
Число клапанов | 12 | 12 | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 75/55/5750 | 110/81/5500 | 92/68/4000 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 118/2750 | 205/1500 | 230/1750 | |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | роботизированная, 5-ступенчатая | механическая, 5-ступенчатая | |
Привод | передний | передний | передний | |
Рулевое управление | «шестерня-рейка» с электроусилителем | «шестерня-рейка» с электроусилителем | «шестерня-рейка» с электроусилителем | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, типа McPherson | независимая, пружинная, типа McPherson | независимая, пружинная, типа McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | |
Передние тормоза | дисковые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые | |
Шины | 205/50 R15 | 205/55 R16 | 205/55 R16 | |
Максимальная скорость, км/ч | 166 | 188 | 182 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 12,9 | 9,3 | 11,4 | |
Расход топлива, л/100 км | смешанный цикл | 4,6 | 4,6 | 3,5 |
Выбросы CO2, г/км | 105 | 105 | 92 | |
Емкость топливного бака, л | 50 | 50 | 50 | |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | дизтопливо |