Сергей Знаемский — об автомобиле Citroen C4 Cactus и... диване

Фото: компания Citroen | Сергей Знаемский

Диван определяет сознание. Если Citroen C4 Cactus с «механикой», то передние кресла обычные. А если с «роботом», то диван! Откинуться на мягкую и широкую спинку, повернуть ключ, ткнуть в большую букву «D» на кнопочном пульте трансмиссии - и спокойно покатить по амстердамским улочкам, рассуждая о том, кому же нужен такой Cactus...

Слушайте, оказывается, широкая «столешница» передней панели это удобно! Можно на нее айпад поставить, можно кинуть журнал, сэндвич или кошелек. А как вам фоторамка? У центрального дисплея Кактуса есть фотофункция можно установить свою собственную заставочную картинку. Зря улыбаетесь! Никто же не сказал, что это должны быть непременно котята. Закачайте, к примеру, схему-подсказку для движения по незнакомому городу.

Cactus это диван, «фоторамка» и тягучий, как плавленый сыр, трафик амстердамских пригородов. Хочется лениво положить одну руку на руль, а другую вытянуть поверх спинки в направлении прекрасной спу... Но там, увы, подголовник и московский коллега. Непростительный эргономический прокол.

Полиуретановые протекторы с воздушными капсулами Airbump крепятся к кузову пистонами: не оторвать. На каждом из бортов — по 15 капсул, даже от легкой аварии они не спасут, но защитят от царапин и сколов после легких ударов. Вставки могут быть коричневыми, серыми, черными или песочными, в любом сочетании с десятью цветами самого кузова
Ради большого бардачка с верхней крышкой французы перенесли пассажирскую подушку безопасности на потолок. Ее объем увеличен до 120 л, а в рабочем состоянии она закрывает еще и зону центральной консоли вместе с дисплеем
0 / 0

Cactus просыпается с моторной дрожью  и с дрожью, словно в нерешительности, смыкает в первый раз диски единственного сцепления шестиступенчатой роботизированной «механики» ETG. Первая, пауза, вторая. Еще пауза  и на приборной доске с секундным опозданием загорается цифра три. Повлиять на интенсивность этого процесса непросто  нужно на каждом разгоне отправлять акселератор в кикдаун и одновременно ловить нужный момент для щелчка подрулевым лепестком. На слух.

 Тахометр?  Француженка Карин Фошон Ивон, отвечавшая за планирование разработки Кактуса, морщится, вспоминая значение английского термина, и тут же расцветает.  Ах, compte-tours, счетчик оборотов! Ему просто не хватило места на дисплее. В выбранной нами философии информация от круиз-контроля полезнее. Ведь, опросив потребителей, мы сосредоточились лишь на четырех самых насущных потребностях: комфорт, практичность, минимальная стоимость владения и дизайн.

Семидюймовый сенсорный монитор и жидкокристаллическая панель приборов есть у всех версий. Разница — в количестве разъемов USB, кондиционере и в навигационной системе с жестким диском на 8 ГБ

О как права Карин! Я так соскучился именно по таким автомобилям. В особенности по Ситроенам.

C4 Cactus меньше всего похож на ­Ситроены семейства С4, но больше всего на... Renault Logan! Точно так же Citroen работал над Кактусом долгие семь лет. Точно так же c самого начала был выбран формат семейного автомобиля на стыке сегментов B+ и С+, а за основу взят наиболее дешевый вариант Платформа 1, на которой построены Citroen С3, Peugeot 208 и 2008.

Кнопочный пульт «робота» — без позиции Parking: оставлять машину нужно на «ручнике». Справа под дефлектором — фирменный 3G-модем Multicity Connect, который Citroen предлагает за 379 евро в год

Но шасси предельно растянуто вдоль и поперек, так что от кактусиного носа до хвоста получилось даже на 100 мм больше, чем в хэтчбеке Renault Sandero. Хотя колесная база почти одинакова: 2595 мм против 2589 мм.

У водителя своя «фоторамка» — скорость, номер передачи, запас топлива и индикатор круиз-контроля
Настоящими кнопками управляются только обогрев стекол, центральный замок, ESP и самопарковщик. По краям сенсорного экрана — «ярлыки» для быстрого доступа в основные разделы меню
0 / 0

Простота конструкции, как и у Логана, обусловлена экономией. Базовый Cactus c 75-сильным трехцилиндровым бензиновым мотором 1.2 лишен кондиционера, «обут» в 15-дюймовые покрышки и оснащен барабанными задними тормозами. Хотя электроусилитель руля и система стабилизации есть и у него.

Но стекла в задних дверях - неопускные. И спинка заднего дивана складывается только целиком, причем неудобно, образуя горб поверх подушки. И второй эшелон уплотнителей бежит не по всему периметру дверей.

Зато  дизайн!

На цельнолитых дверных панелях из жесткого пластика можно сделать ручки-выемки, а можно  стильные ремешки на манер саквояжных. Можно пустить по периметру машины некрашеный защитный пластик, а можно сделать его разноцветным и пупырчатым, тогда это будет уже инновационный протектор Airbump.

Жесткий пластик, ремешок, здоровенный карман и стеклоподъемники без авторежима
В роли дверной ручки — верхняя ниша для мелочей, из удобств — только мягкая накладка-подлокотник
0 / 0

Вдобавок между Кактусом и Логаном десять лет технического прогресса и не только «эйр-бамперы». Капот из алюминия, стеклянная крыша с атермальным покрытием, стеклоомыватель Magic Wash, который экономно подает жидкость прямо на щетки дворников, но напрямую виновен в том, что емкость бачка урезана до 1,5 л.

Зато на бачке мы сэкономили полтора килограмма снаряженной массы, гордо сообщают французы. Еще 11 кг удалось выкроить на задних стеклоподъемниках и 6 кг на неразъемной спинке дивана. Правда, кондовый Logan весит те же самые 900-1100 кг. С полноценным бачком. А в Кактусе мне уже неловко перед инженерами за брошенную в дверной карман бутылку минералки.

«Топовый» мотор 110-сильная «трешка» 1.2 с турбонаддувом. Она мощно тянет и снизу, и сверху, хотя еще мощнее трещит высоким голосом и посылает град вибраций на руль и педали. Орудовать рычагом «механики» с длинными нечеткими ходами не в радость. А каково будет разгоняться на атмосферных хэтчбеках мощностью в 75 или 82 «лошадки», которые могут оснащаться и коробкой ETG?

Дизельный Cactus с 92-сильной «четверкой» 1.6 HDi ведет себя тише и благороднее. Хотя есть и обратная сторона в салоне становятся слышны щелчки реле дворников. Но именно сочетание дизеля с «роботом» больше всего гармонирует с размеренной, диванной философией езды: главное никуда не торопиться и не отклонять руль без надобности.

Широченные кресла регулируются раздельно, а в диван их превращают мягкий подлокотник и «подзадник» посередине. Третьего ремня безо­пасности не предусмотрено
Сзади не просторнее, чем в обычном С4, а дверной проем сильно урезан в угоду дизайну

Cactus равнодушен к виражам любой крутизны и в каждом из них одинаково флегматичен  кренится и с ростом скорости потихоньку сползает наружу. Драйв, азарт и выверенная обратная связь точно не входили в число самых насущных качеств.

Зато какой кайф не объезжать ямы и не сбрасывать газ перед «лежачими полицейскими»! Ситроенчик лишь томно вздыхает подвеской и мягко, тихо приземляется на все лапы. Трещины, обочины и булыжные мостовые  как раз та редкая для Голландии почва, на которой Cactus расцветает. Не зря ситроеновцы в качестве одной из его предтеч называют знаменитого «гадкого утенка» Citroen 2CV, «де-шво» он со своей мягкой подвеской тоже был очень хорош на проселках послевоенной Европы.

Кстати, дорожный просвет у Ситроена 165 мм. Неплохо, но Sandero Stepway «сидит» на 10 мм выше.

А еще Logan и Sandero продаются в России, а C4 Cactus пока только в Европе. И стоит в два раза дороже Логана от 13950 до 22400 евро! И значит, конкурировать он будет с традиционными машинами сегмента B+ и самыми доступными гольф-хэтчбеками, цены на которые начинаются с 17-19 тысяч евро.

У багажника высокая кромка, объем — 348 л. Под полом есть ниша для докатки. К концу года ситроеновцы обещают внедрить и раздельную спинку заднего дивана

Взять в кредит или даже в лизинг? Фиксированный ежемесячный платеж за трехлетний лизинговый контракт на бензиновый 75-сильный Cactus 200 евро в месяц. Лезем в калькулятор в бортовом меню Кактуса и... В итоге сумма за 36 месяцев 7200 евро! В Европе это как раз цена новенького «голого» Логана.

Наверное, можно было сделать Cactus дешевле не тратить три года на одну только разработку «эйр-бамперов», которые включены в стандартную комплектацию, отказаться от стеклянной крыши, поставить обычные форсунки омывателя. И уж конечно, не городить огород с переносом пассажирской подушки безопасности на потолок. Но тогда, замечают французы, это был бы уже не совсем Citroen. Тем более что не самый удачный опыт имеется седанчик C-Elysee продается на порядок хуже Логана: 10 тысяч машин за последние полтора года.

Так что логика есть: если не получилось с Логаном по-ситроеновски, пусть будет Антилоган! В конце концов, нам так не хватает ярких, харизматичных, пикантных машин. С фоторамками вместо тахометра. И не с обычными сиденьями, а с диваном. Который определяет сознание.

 

Паспортные данные
Автомобиль Citroen C4 Cactus
Модификация PureTech 75 PureTech 110 e-HDi 92
Тип кузова пятидверный хэтчбек пятидверный хэтчбек пятидверный хэтчбек
Число мест 5 5 5
Размеры, мм длина 4157 4157 4157
ширина 1729 1729 1729
высота 1490 1490 1490
колесная база 2595 2595 2595
колея спереди/сзади 1477/1477 1477/1477 1477/1477
Объем багажника, л 348-1170 348-1170 348-1170
Снаряженная масса, кг 965 1020 1055
Двигатель бензиновый,с распределенным впрыском бензиновый,с непосредственным впрыскоми турбонаддувом дизель с турбонадувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 3, в ряд 3, в ряд 3, в ряд
Рабочий объем, см3 1199 1199 1560
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 75,0/90,5 75,0/90,5 75,0/88,3
Степень сжатия 11,0:1 10,5:1 16,0:1
Число клапанов 12 12 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 75/55/5750 110/81/5500 92/68/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 118/2750 205/1500 230/1750
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая роботизированная, 5-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая
Привод передний передний передний
Рулевое управление «шестерня-рейка» с электроусилителем «шестерня-рейка» с электроусилителем «шестерня-рейка» с электроусилителем
Передняя подвеска независимая, пружинная, типа McPherson независимая, пружинная, типа McPherson независимая, пружинная, типа McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Шины 205/50 R15 205/55 R16 205/55 R16
Максимальная скорость, км/ч 166 188 182
Время разгона 0-100 км/ч, с 12,9 9,3 11,4
Расход топлива, л/100 км смешанный цикл 4,6 4,6 3,5
Выбросы CO2, г/км 105 105 92
Емкость топливного бака, л 50 50 50
Топливо АИ-95 АИ-95 дизтопливо

Рекомендованные статьи