Владимир Мельников опробовал кроссовер Nissan Qashqai второго поколения
Хэтчбек размером с Volkswagen Golf и почти двадцатисантиметровым клиренсом - соблазнительный формат, открытый для Европы кроссовером Nissan Qashqai в 2007 году. Именно Qashqai стал первым автомобилем японской марки, вошедшим в топ-десятку европейских бестселлеров, и единственным кроссовером в этом списке. Более двух миллионов проданных экземпляров! Но если восемь лет назад прямых конкурентов у Кашкая не было, то теперь - свыше десяти: целый класс. А имя класса - новый Qashqai?
-Что, сиденье неудобное? Не может быть! Мы использовали технологии космической отрасли для оптимизации профиля: пойдемте, покажу.
Худощавый Питер Браун, похожий на сотрудника советского НИИ, руководил ходовыми испытаниями еще во время создания первого Кашкая. Питер подводит меня к креслу - из такого же я вылез с ноющей спиной после пары часов пути. На спинку и подушку накинута попона, напоминающая популярные у нас коврики с электрообогревом. Накидка нашпигована датчиками давления, сигнал которых выводится на экран - в идеале нужно получить однотонный отпечаток участков тела, касающихся кресла.
В «слепке» Питера нет никаких проблем, а у меня - пара ярких пятен в районе поясницы и лопаток с темной брешью посередине, то есть спина оказывается без поддержки. Питер с улыбкой интересуется, какой диагноз ставит мне ортопед. Смеемся, но, кроме шуток: Кашкаю недостает регулировки поясничного подпора по высоте. Как и раньше.
Дизайн новой машины совсем иной. Складки, грани - и подоконная линия, взмывающая как стела, на которой недавно зажигали олимпийский огонь. Новый Qashqai выглядит заметно крупнее прежнего, но на самом деле размеры изменились на считанные миллиметры. Высокие пассажиры сзади, как прежде, сидят с минимальным зазором перед коленями. А багажник в российских автомобилях с докаткой в подполье стал даже чуть меньше! И материалы отделки позади спинок передних сидений по-прежнему жесткие, тогда как симпатичная передняя панель легко продавливается пальцем.
Вместо начального мотора 1.6 - малолитражный турбодвигатель 1.2 DIG-T (115л.с., 190 Нм), как у хэтчбеков Renault Megane. Раньше у машин с мотором 1.6 и пятиступенчатой «механикой» была очень «короткая» трансмиссия, а теперь с турбомотором 1.2 - шесть передач и очень «растянутые» передаточные числа. Вторая крутится аж до 110 км/ч, а третья кончается где-то за 150 км/ч! Трогаться непросто, а рычаг стал по-французски разболтанным: коробка заимствована у Renault. Так что если уж брать версию 1.2, то с вариатором.
Кстати, теоретически «непосредственный» турбомоторчик эффективнее расходует топливо (а значит, «греет» хуже, поэтому в систему отопления здесь встроен киловаттный электрообогреватель). Но расход бензина у меня получился самым обычным: около 9 л/100 км. Не меньше, чем со старым мотором 1.6!
Дизель 1.6 dCi (130 л.с., 320 Нм) с вариатором приятнее. Бесступенчатая трансмиссия - обновленная, с расширенным силовым диапазоном (это просьба английских клиентов, которые часто ездят с тяжелыми прицепами). Программа управления переписана: даже при разгоне «в пол» вариатор имитирует традиционный «автомат» и при достижении максимальных оборотов «меняет передачу». Но при плавном ускорении, например с 2000 об/мин, вариатор быстро закручивает мотор до «бензиновых» 4000об/мин, затем стрелка тахометра опускается к 2000 об/мин - и только тогда начинается логичный разгон. Так коробка страхуется от резкой передачи высокого крутящего момента, ведь свои максимальные 320 Нм (а это предел для вариатора Xtronic) турбодизель выдает в диапазоне от 1750 до 2500 об/мин.
В итоге ощутить приятный дизельный подпор в спину и прямую связь с автомобилем по педали газа удается только в «ручном» режиме, который предлагает аж семь «передач». А еще дизель похвально экономичен - в тех же условиях у меня получилось около 6,5 л/100 км.
Ко второй половине года должен появиться Qashqai с бензиновым турбомотором 1.6 мощностью около 160 л.с., но в России такого, скорее всего, не будет. Зато специально для нас сохранили в гамме двухлитровый бензиновый атмосферник, на который должно прийтись более половины спроса.
Несмотря на модернизацию (распределенный впрыск уступил место непосредственному, оптимизирована система смазки), двигатель 2.0 развивает все те же 141 л.с. и 196 Нм. Вариатор здесь не тот, что на «дизеле», - с пределом в 240 Нм допустимого момента и прежней программой управления. Он никого из себя не строит, а просто «повисает» на максимальных оборотах при предельном разгоне и на оборотах максимального крутящего момента во время «обычных», в меру интенсивных ускорений. Ожидаемо и понятно.
Вдобавок двухлитровый Qashqai оказался самым «прозрачным по рулю» - уровень усилия заметно ниже, зато оно чище. Есть и спортивный режим электроусилителя, когда баранка тяжелеет.
Управляемость хороша, как и раньше, - Qashqai стабилен на прямой и очень отзывчив в поворотах: неспроста в качестве конкурента по ездовым свойствам инженеры упоминают Golf. В России будут продавать только машины с задней многорычажной подвеской и оригинальными пружинами, увеличивающими дорожный просвет с европейских 170 мм до 200 мм (190 мм - у дизельной версии). Амортизаторы теперь двухпоршневые, как на автомобилях Infiniti. С ростом скорости перемещения штока сопротивление амортизатора снижается - и, будучи приятно собранным на асфальте, Qashqai не вытрясает душу на разбитой грунтовке, округло проскакивая самые крупные ямы. И стуков в подвеске нет - на кроссовере первого поколения в борьбе с ними инженеры дважды меняли настройки задних амортизаторов.
В Кашкае вообще стало очень тихо! О работе двигателей проще догадаться по стрелке тахометра, здорово заглушены шины - и только небольшой свист ветра начинает солировать после 110 км/ч. Его легко заглушить музыкой, но звучание аудиосистемы немногим приятнее того самого шума.
Зато какие теперь есть опции! Например, Qashqai в дорогой версии Tekna будет смотреть на мир полностью светодиодными фарами и оберегать своих пассажиров с помощью целого комплекса систем активной безопасности Safety Shield. Это и система предотвращения фронтального столкновения с возможностью автоматического торможения, и мониторинг слепых зон, и камеры кругового обзора (причем объектив камеры заднего вида - с омывателем), и система слежения за дорожными знаками, разметкой и усталостью водителя. Причем этот Safety Shield, то есть «щит безопасности», можно будет заказать на кроссоверы в начальной и средней версиях.
А по просьбам россиян появились обогрев лобового стекла и полноценная запаска вместо докатки.
Российские цены будут опубликованы в апреле, автомобили появятся у дилеров в конце мая. В странах Европы новый Qashqai подорожал не больше чем на 5%, но оптимистично переносить эту цифру на российские цены не стоит. Во-первых, наши комплектации отличаются, а во-вторых, в России вот-вот появится доступный кроссовер Nissan Terrano, суть перелицованный Renault Duster. Вполне возможно, что для субординации новый Qashqai может стать заметно дороже прежнего.
Впрочем, Volkswagen Golf ведь остается «именем» целого сегмента, будучи дороже большинства конкурентов. Может, и Qashqai останется лидером - в кашклассе?
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | Nissan Qashqai (версии для европейского рынка) | |||
Модификация | 1.2 DIG-T | 1.6 dCi | 1.6 dCi 4WD | |
Тип кузова | пятидверный хэтчбек | пятидверный хэтчбек | пятидверный хэтчбек | |
Число мест | 5 | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4377 | 4377 | 4377 |
ширина | 1806 | 1806 | 1806 | |
высота | 1590 | 1590 | 1590 | |
колесная база | 2646 | 2646 | 2646 | |
колея спереди/сзади | 1565/1560 | 1565/1560 | 1565/1560 | |
Объем багажника, л | 430 | 430 | 430 | |
Снаряженная масса, кг | 1318 | 1419 (1461)* | 1518 | |
Полная масса, кг | 1860 | 1960 (2005) | 2030 | |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | дизельный, с аккумуляторным впрыском и турбонаддувом | дизельный, с аккумуляторным впрыском и турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1197 | 1598 | 1598 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 72,2/73,1 | 80,0/79,5 | 80,0/79,5 | |
Степень сжатия | 10,1:1 | 15,4:1 | 15,4:1 | |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 115/85/4500 | 130/96/4000 | 130/96/4000 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 190/2000 | 320/1750 | 320/1750 | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая (клиноременный вариатор) | механическая, 6-ступенчатая | |
Привод | передний | передний | полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые | |
Шины | 215/65 R16, 215/60 R17 или 225/45 R19 | |||
Максимальная скорость, км/ч | 185 | 190 (183) | 190 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 10,9 | 9,9 (11,1) | 10,5 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 6,9 | 5,2 (5,3) | 5,6 |
загородный цикл | 4,9 | 3,9 (4,2) | 4,5 | |
смешанный цикл | 5,6 | 4,4 (4,6) | 4,9 | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 129 | 115 (119) | 129 |
* В скобках - данные для версии с вариатором |