Audi RS3 в руках Олега Растегаева на легендарном спецучастке Коль-де-Турини
Солидная дама садится в Audi Sportback, степенно выруливает на улицы Монте-Карло - и вдруг гонит как отвязанная! На хвосте повисает полицейский мотоцикл. Штраф, тюрьма? Но дама виновато улыбается полисмену, и ее отпускают - потому что за рулем... легендарная раллистка Мишель Мутон!
Это редкость, но рекламный ролик правдиво отражает суть Audi RS3. Я проверял. Сначала у монте-карлоских казино, а потом на легендарном спецучастке Коль-де-Турини.
Рано утром в субботу на улицах Монако пусто. Все игроки уже спят, остальные - еще не проснулись... Может, оторваться в стиле рекламного ролика? Нет, не стоит: сколько потом ни улыбайся полицейским, за Мутон не сойдешь. Поэтому пока - тихо.
Форсированный турбомотор мощностью 340 л.с., распухшие углепластиковые крылья, без которых не встают более широкие колеса, - и огромные воздухозаборники под фарами. Через левый идет охлаждение коробки передач, а сквозь правый воздух поступает к дополнительному радиатору системы охлаждения. Ради лучшего теплового баланса пришлось даже отказаться от противотуманных фар.
Точно 340 сил? В городе этого не ощущаешь - автомобиль мягко реагирует на педаль газа, семиступенчатый S tronic (это единственный вариант коробки передач для RS3) в режиме Drive рано уходит на высшие ступени: на спидометре 60 км/ч, а на дисплее уже горит цифра «6», и стрелка тахометра плавает у отметки 1500 об/мин. Спорткар для домохозяек? Почему бы и нет - если домохозяйка живет в Монако. Поди припаркуй на этих узких улочках, скажем, пятиметровый Audi RS6. А RS3 длиной всего-то 4,3 метра - пожалуйста. И отъехать рано утром от дома, не разбудив соседей, не проблема. А в выходные - в горы! И гонять, гонять, гонять...
Вот он, съезд на дорогу 2566. Здесь в прямом и переносном смысле разбиваются надежды претендентов на победу в ралли Монте-Карло. Справа отвесная скала, слева пропасть - и поворот на повороте... Пара километров - и я полностью доверяю этому шасси: треугольник «разгон-тормоза-управляемость» тут равносторонний. Под капотом именно столько сил, сколько могут удержать тормоза. Им под стать заниженная (минус 25 мм от уровня стандартного Audi A3) подвеска - в городских режимах она воспринималась как допустимо жесткая, а на горном спецучастке она уже кажется допустимо мягкой. При быстрых перекладках на S-образных связках крены чуть больше, чем хотелось бы, но зато никаких спрыгиваний и траекторных гуляний в неровных поворотах. Жму кнопку Sport в расчете на то, что подвеска станет строже, как это происходит на Audi TT RS (АР №12, 2009). Не тут-то было - на RS3 спортивный режим делает более отзывчивой педаль акселератора и меняет тембр звучания выпуска, открывая «прямоток» в левой выпускной магистрали. А амортизаторы здесь обычные.
Равно как и рулевое управление - негоже рулю «горячего» хэтчбека совершать три оборота от упора до упора. Но менять штатную «рейку» не стали, сэкономили. К счастью, с настройками электроусилителя попали в десятку - руль в меру «плотный», без свойственной многим автомобилям Audi легковесности на небольших скоростях.
А на высоких... Не знаю, не проверял - все-таки мы не в Германии, где еще есть безлимитные участки автобанов. Кстати, ограничитель скорости на RS3 жестко запрограммирован на 250 км/ч: официально отодвинуть этот предел за доплату до 280 км/ч, как на Audi RS5 или Audi TT RS, нельзя.
А как насчет недостаточной поворачиваемости, которой так часто страдают мощные Audi? Помните жалобы моего коллеги Павла Карина на то, что Audi TT RS неохотно вписывается в крутые виражи (АР №12, 2009)? Между тем с технической точки зрения RS3 - это просто TT RS в кузове Спортбека А3.
Просто? Не тут-то было. Дело в том, что Audi RS3 - чуть ли не единственный серийный автомобиль в мире, у которого передние шины шире задних! Обычно все наоборот - создатели скоростных (и не только: вспомните слабенький smart) зад-неприводных машин делают более мощными задние «катки», в том числе еще и для того, чтобы нивелировать склонность к заносу. А инженеры Audi решили использовать «разношинницу» в борьбе со сносом - и установили сзади шины шириной 225 мм против 235 мм спереди. Насколько велик эффект от разницы в 10 мм, утверждать не берусь, потому что на тестовых RS3 спереди стояли шины размерности 255/30 R19, а сзади - 225/35 R19. Это опционная комплектация, и дополнительные 30 миллиметров ширины протектора спереди уже работают вовсю!
Ближе к перевалу по обочинам стал попадаться снег и ручейки талой воды на асфальте. Опасно? Не очень - спасибо шинам Continental ContiSportContact 5P, которые не зря набрали максимум баллов в нашем сравнительном тесте (АР №6, 2011): они прекрасно держат и на мокром, и на грязном асфальте. Для первичной комплектации Audi RS3 пока омологированы только они.
А вот и тот самый культовый перевал Коль-де-Турини: 1607 метров над уровнем моря - пора в обратный путь. Машин вроде нет, можно чуть побыстрее... Селектор - в режим ручного выбора передач. Вторая «выкручена» до упора на 7000 об/мин, и мотор «повисает» на ограничителе - все честно, как на «боевых» раллийных машинах! И передачи можно переключать, не снимая рук с руля. На горном допе это как нельзя кстати - «облизывая» каменные выступы, лучше крепко сжимать руль обеими руками. Торможение перед виражом, левый лепесток на себя, вторая, поворот руля, газ, легкое касание правого лепестка, третья, разгон, квадратные глаза водителя встречного Peugeot 206, торможение, вторая... «Создан для удовольствия»? Так это же про Audi RS3!
А сколько будет стоить это удовольствие? В России в базовой комплектации - 2 млн 350 тысяч рублей. То есть RS3 на 640 тысяч дороже, чем 256-сильный Audi S3 Sportback, но на 300 тысяч дешевле Audi TT RS. По сравнению с первым RS3 быстрее (4,6 с до сотни против 6,0 c), по сравнению со вторым практичнее - с нормальными задними местами и полноценным багажником. Чем не вариант для домохозяйки с подмосковной фешенебельной Рублевки?
Правда, в горах погонять у нас негде. Зато уже есть треки - будут и трек-дни. Причем сопоставимые по мощности и размерам BMW 1 Series M Coupe и Porsche Cayman - малопрактичные, исключительно заднеприводные двухдверки. А турбополноприводники Lancer Evo X и Impreza WRX STI уступают и в мощности, и в «премиальности». В российском представительстве Audi уже жалуются на малую квоту - и пытаются выбить хотя бы десять машин для нашего рынка.
Правда, в следующем году грядет смена поколений базовой Audi A3. Так что RS3 фактически уже раритет. Очень быстрый раритет.
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Автомобиль | Audi RS3 | |
Тип кузова | пятидверный хэтчбек | |
Число мест | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4302 |
ширина | 1794 | |
высота | 1402 | |
колесная база | 2578 | |
колея передняя/задняя | 1564/1528 | |
Объем багажника, л | 302/1032* | |
Снаряженная масса, кг | 1575 | |
Полная масса, кг | 2135 | |
Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх | 0,36 | |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 5, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 2480 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 82,5/92,8 | |
Степень сжатия | 10,0:1 | |
Число клапанов | 20 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 340/250/5400-6500 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 450/1600-5300 | |
Коробка передач | роботизированная, 7-ступенчатая | |
Привод | полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | |
Шины спереди/сзади | 235/35 R19/225/35 R19 | |
Максимальная скорость, км/ч | 250** | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 4,6 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 13,1 |
загородный цикл | 6,8 | |
смешанный цикл | 9,1 | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 212 |
Экологический класс | Евро-5 | |
Объем топливного бака, л | 60 | |
Топливо | бензин АИ-98 | |
* Со сложенными спинками заднего сиденья ** Ограничена электроникой |