Илья Хлебушкин говорит, что новый Mercedes-Benz A-class — это контрреволюция

Фото: Илья Хлебушкин | компания Daimler AG

Новый Mercedes А-класса - революция. Точнее, контрреволюция. Вместо ориентированного на богатых домохозяек семейно-утилитарного однообъемника сдиковинным сэндвич-полом - традиционный хэтчбек. Такой же, как все?

Новый А-класс с внутренним обозначением W176 - второй после В-класса W246 Mercedes на основе переднеприводной модульной платформы MFA (Mercedes Frontwheel Architecture). А в будущем на ней же будут базироваться купе W117, микропаркетник Х156 и компактный седан, который получит собственное название, - итого пять моделей!

Йорг Пригл, вице-президент по продуктам группы компактных автомобилей Daimler AG: «Несмотря на спортивную внешность, приоритетами при разработке А-класса оставались безопасность, экономичность и комфорт»

С чего бы в Штутгарте проснулся такой интерес к малому классу? По прогнозам, через десять лет спрос на «доступный премиум» будет в два раза выше нынешнего, а Mercedes пока выступал в этом сегменте в роли догоняющего: главные противники продавались лучше. «Единичка» BMW, например, за год в среднем находила почти 180 тысяч поклонников, Audi A3 - около 200 тысяч, тогда как «вагончик» А-класса выбирали всего 140 тысяч покупателей.

Версии внешней отделки Style (на фото), Urban и AMG отличаются бамперами, решетками радиатора и колесами. У модификаций А 250 Sport и А 220 CDI Sport обвес AMG дополнен красными полосками на бамперах и «бриллиантовой» решеткой радиатора — как у концепта 2011 года. Будущий предмет самостоятельного тюнинга?

Чем собираются «А-таковать» на этот раз? Прежде всего, дизайном. Какие эпитеты звучали на пресс-конференции: эмоциональный, нетрадиционный, новая глава с чистого листа...

И, пожалуй, это так. Взгляните на фотографии - класс, А? Конечно, концептуальная трехдверка Mercedes-Benz A-Class Concept, показанная в 2011 году в Шанхае, была еще динамичнее, но, по мнению маркетологов, менее экспрессивный дизайн будет более долгоиграющим.

Сами дизайнеры признались мне: мол, сначала они не могли себе и представить, что начальство позволит пустить в серию такой автомобиль. А ведь «живьем» все еще лучше, чем на фото! Минус, на мой взгляд, только один: не будь спереди знакомого «гриля» с трехлучевой звездой, я не признал бы в новинке именно Mercedes.

Приборная панель — как в В-классе, но с другой отделкой шкал. Графика на дисплейчике примитивна по сравнению с картинкой на центральном мониторе
Монитор — с диагональю 14,7 см. Есть навигация Garmin с данными о трафике, система Comand Online: все русифицировано, а через смартфон можно выйти в интернет
0 / 0

Передняя дверь захлопнулась с приятным «чмоком». Внутри «мерседесистость» чувствуется даже с закрытыми глазами! Все вплоть до мелких деталей настолько солидно сделано и отменно собрано, что хочется если не облизать, то погладить. Экономии на материалах по сравнению со старшими моделями, как у BMW первой серии, нет и в помине, как нет и излишней лаконичности в обстановке, свойственной «трешке» Audi. Полностью идентичные брату В-класса блоки, модули, приборы и «всемерседесовский» трехспицевый руль объединены в необычную, четко разделенную на верхнюю и нижнюю части конструкцию - интерьерщики говорят, что черпали вдохновение в самолетах: по-фюзеляжному выпуклый низ поддерживает угловатое «крыло». На мой взгляд, больше похоже на плоскую кухонную столешницу.

Блок «климата» расположен низко, но пользоваться им это совершенно не мешает. Отделка панели «под кожу» в цвет сидений лучше, чем «под карбон», как на фото: вблизи такая похожа на клеенку, которой обивали двери лет тридцать назад. Все «алюминиевые» детали салона — с гальваническим покрытием и действительно прохладны на ощупь

А сиденья? По виду это же гоночные «ковши», причем даже на заднем диване! Но когда я вознамерился их «примерить», то первым делом приложился о низкий дверной проем. Да, задние седоки тут не в почете! Сбоку на голову «давит» ниспадающая крыша, голени бьются о негостеприимный пластик на спинках передних сидений, а из радостей жизни - только светильник и воздуховоды. Нет даже подлокотника! Все для спорта, все для победы?

Такие дизайнерские кресла не грех поставить и у себя дома. Жаль, в поворотах худощавых седоков они держат слабовато, и даже у версий А 250 Sport и А 220 CDI Sport отличаются лишь обивкой из алькантары
Помимо перчаточного ящика, карманов во всех дверях, емкостей в подлокотнике и на центральной консоли бардачки есть даже под передними сиденьями
0 / 0

Бороться за нее придется с такими же, как на В-классе, новыми 1600-кубовыми двигателями серии М270 мощностью 122л.с. (А 180) и 156 л.с. (А 200), по последней моде оснащенными турбонаддувом и непосредственным впрыском. А максимум возможного - двухлитровая 211-сильная «четверка» (А 250) схожей конструкции, только с увеличенным ходом поршня.

Самый мощный на А-классе дизель серии ОМ651 объемом 2,1 л (170 л.с. у А 220 CDI) известен с 2008 года по многим моделям концерна: его «продольная» версия устанавливается даже на Mercedes S-класса! Вдобавок для В- и А-классов этот турбодизель купирован до 1,8 л за счет укороченного хода поршня и имеет две степени форсировки: до 109л.с. (А 180 CDI) и до 136 л.с. (А 200 CDI).

Селектор «робота» 7G-DCT на американский манер пристроился на рулевой колонке
Дефлекторы с перекрывающими воздух крестами (в середине — полностью открытый, справа — закрытый) не только красивы, но и удобны
Обзору в маленькое заднее окошко мешают монументальные нескладывающиеся подголовники. Сверху над стеклом — дисплей заднего парктроника
Треугольнички системы Blind Spot Assist в зеркалах светятся желтым во время остановки и при скорости до 30 км/ч, а краснеют при обнаружении помехи в слепой зоне сбоку
0 / 0

А теперь - внимание, не запутайтесь: есть еще один Mercedes А 180 CDI, с турбодизелем той же мощности 109л.с., но с 1500-кубовым мотором… Renault! Подобный восьмиклапанник стоит, к примеру, на Дастере! Удивительно? Зато с ним (мерседесовское обозначение - ОМ607) у А-класса самые низкие во всей линейке выбросы СО2 - в Европе это важно.

У нас же дизельные «ашки» вообще вряд ли появятся, поэтому знакомство я начал с версии А 200 с семиступенчатой преселективной коробкой 7G-DCT с двумя мокрыми сцеплениями, разработанной специально для платформы MFA.

Сначала пришлось опробовать «автопилот» Distrоnic Plus - из-за аварии грузовика на широкой словенской магистрали, ведущей из Любляны к адриатическому побережью, образовался затор сродни московскому. Но Mercedes добросовестно разгонялся и тормозил вслед за едущим впереди универсалом Volvo, пока между нами не вклинился маленький Fiat Punto - система стала замечать его через раз, надежно тормозя, но не давая команду трогаться.

Доля высокопрочных и ультравысокопрочных сталей в кузове составляет 67%, а его структура рассчитана так, что даже при укорачивании при аварии на 435 мм «клетка» салона останется нетронутой

Сзади тесновато: колени переднего сиденья не касаются, но голени норовят упереться в него, а голова почти достает до боковой обивки покатой крыши
Багажник с проемом, зауженным фонарями, невелик — всего 341 л, а со сложенными спинками заднего сиденья — 1157 л. Шторка — жесткая, а в подполье — ремкомплект вместо запасного колеса
0 / 0

На оперативном просторе мотор честно выдает свои 156 л.с. и неожиданно для турбоагрегата напоминает по характеру «низовой» дизель: неплохо тянет уже при 1250 об/мин, но после 4000 об/мин работает как-то без задора.

Зато преселективный «робот» собственного мерседесовского производства трудится плавно и шустро, допуская различимые задержки лишь в режиме «педаль в пол» и даже в пробке не раздражая дерготней, присущей фольксвагеновским коробкам DSG. И переключаемые кнопкой на центральной панели режимы трансмиссии Sport и Eco - не фикция, причем каждый из них можно смягчить еще одной, отдельной кнопкой Eco, притупляющей педаль газа (совсем апатичной она становится только в «суперзеленом» Eco-Eco).

Снижение Сх на одну сотую позволяет уменьшить расход топлива на 0,1 л/100 км при движении со скоростью 120 км/ч. У А-класса Сх равен всего 0,27: облицовка переднего бампера направляет воздух в обход колесных арок, радиаторы автоматически прикрывают жалюзи, днище отделано аэродинамическими панелями, а обтекаемые зеркала — как у Мерседесов S, E, C и B-классов. Максимально поднятый люк при достижении 120 км/ч для снижения сопротивления и шума автоматически прикрывается наполовину. Но почему при такой проработке уже после 100 км/ч появляется настойчивый свист ветра в районе передних стоек?
Снижение Сх на одну сотую позволяет уменьшить расход топлива на 0,1 л/100 км при движении со скоростью 120 км/ч. У А-класса Сх равен всего 0,27: облицовка переднего бампера направляет воздух в обход колесных арок, радиаторы автоматически прикрывают жалюзи, днище отделано аэродинамическими панелями, а обтекаемые зеркала — как у Мерседесов S, E, C и B-классов. Максимально поднятый люк при достижении 120 км/ч для снижения сопротивления и шума автоматически прикрывается наполовину. Но почему при такой проработке уже после 100 км/ч появляется настойчивый свист ветра в районе передних стоек?
Снижение Сх на одну сотую позволяет уменьшить расход топлива на 0,1 л/100 км при движении со скоростью 120 км/ч. У А-класса Сх равен всего 0,27: облицовка переднего бампера направляет воздух в обход колесных арок, радиаторы автоматически прикрывают жалюзи, днище отделано аэродинамическими панелями, а обтекаемые зеркала — как у Мерседесов S, E, C и B-классов. Максимально поднятый люк при достижении 120 км/ч для снижения сопротивления и шума автоматически прикрывается наполовину. Но почему при такой проработке уже после 100 км/ч появляется настойчивый свист ветра в районе передних стоек?
Снижение Сх на одну сотую позволяет уменьшить расход топлива на 0,1 л/100 км при движении со скоростью 120 км/ч. У А-класса Сх равен всего 0,27: облицовка переднего бампера направляет воздух в обход колесных арок, радиаторы автоматически прикрывают жалюзи, днище отделано аэродинамическими панелями, а обтекаемые зеркала — как у Мерседесов S, E, C и B-классов. Максимально поднятый люк при достижении 120 км/ч для снижения сопротивления и шума автоматически прикрывается наполовину. Но почему при такой проработке уже после 100 км/ч появляется настойчивый свист ветра в районе передних стоек?
0 / 0

Славы шведа Роберта Коллина, перевернувшего А-класс первого поколения, мне не видать - новый беби-Бенц мало кренится, академично стоит на дуге и непоколебим на прямой. Подвеска конструктивно такая же, как на В-классе: со стойками McPherson спереди и четырьмя рычагами на сторону сзади. Настройки тут жестче, однако А-класс по-мерседесовски округло сглаживает пики неровностей. Жаль, полного взаимопонимания нет: информативность рулевого привода, мягко скажем, не образцовая, а на входе в крутые повороты Mercedes упирается изо всех сил.

Пересаживаюсь на самую мощную 211-сильную версию А 250, у которой подвеска еще плотнее. Динамики ощутимо прибавилось, но характер «ашки» не изменился ни на йоту, а увеличенная острота опционного рулевого механизма Direct-steer с переменным отношением заметна только на перекладках при круговом движении. Скучновато.

Опционная система Collision Prevention Assist с радаром за решеткой радиатора не тормозит, а только предупреждает об опасном сближении
В базовой версии — простой кондиционер, аудио с USB, четыре электростеклоподъемника. А вместо дисплея — адаптер для айфона!
0 / 0

Ну уж за рулем топ-версии A 250 Sport я наверняка взбодрюсь: пусть у нее тот же самый 211-сильный мотор с измененной программой управления, зато тормоза усилены, а заниженную на 15 мм подвеску настраивало отделение AMG. Но делаю круг по полигону, другой… Все то же! Подвеска по-прежнему вполне комфортна, в руках я снова держу круглый дезинформатор, а прохождение поворотов все так же не вызывает у Мерседеса энтузиазма. Пробую через бортовой компьютер отключить систему стабилизации ESP - и «ашка» начинает выказывать явную склонность к сносу, всеми силами стараясь распрямить траекторию. Не зажигает!

Мое недоумение ничуть не смутило Йорга Пригла, отвечающего в концерне Daimler AG за разработку всех компактных автомобилей от Смарта до В-класса.

- Мы не стали устанавливать на A250 Sport более острое рулевое управление, потому что тогда нарушится баланс с настройками шасси и машина станет слишком нервной. Лучше поворачивать плавнее…

И посоветовал мне… разогнаться на прямой под полным дросселем и послушать, как громко и многообещающе звучит специально акустически настроенная выхлопная система.

- Да, спортивность в компакт-классе все более и более популярна. Но настоящий спорт в действительности нужен менее чем десяти процентам покупателей, а большая часть хочет всего лишь подобие спортивности. Им нужен look and sound, «внешность и звук»!

Выглядеть и звучать - таков рецепт нынешнего счастья. Так вот почему AMG-обвес доступен даже для слабых версий А-класса, а при разгоне в салон непривычно громко для Мерседеса прорываются хорошо поставленные голоса моторов. О времена, о нравы!

Вся надежда - на настоящий «хот-хэтч» Mercedes А 45 AMG с полным приводом 4Matic. Его мировая премьера намечена на первый квартал 2013 года.

А у нас к тому времени только-только появятся в продаже обычные «ашки» (мерседесовцы говорят, что так много времени нужно для адаптации моторов к требованиям нашего более низкого экологического класса Евро-4). Судя по цене в Германии (от 26477 евро 50 центов (да-да, именно с центами!) за А 180 CDI с французским дизелем и от 28369 евро 60 центов за бензиновый А 180), цена будет, как у BMW первой серии, и чуть выше, чем у Audi A3, то есть от 1,2-1,3 млн рублей. Неплохое предложение для престижного, красивого, безопасного и хорошо оснащенного Мерседеса.

Ну и звук, конечно, красивый.

Бензиновые турбомоторы рабочим объемом 1,6 л (122 и 156 л.с.) и 2,0 л (211 л.с.) с непосредственным впрыском и фазовращателями на впуске и выпуске благодаря малоинерционной турбине, вращающейся со скоростью до 230000 об/мин (давление наддува — до 1,9 бара), имеют неплохие «низы» и отличаются длиной хода поршня (73,7 и 92 мм) и наличием у меньшего мотора системы изменения хода впускных клапанов Camtronic
Дизельные турбомоторы серии OM 651 — с непосредственным впрыском топлива, чугунным блоком цилиндров и головкой блока из алюминия известны с 2008 года. Для поперечной установки изменен ременной привод навесных агрегатов, воздуховоды и расположение турбокомпрессора. Дизель 1.8 (109 и 136 л.с.) получен из мотора 2.1 (170 л.с.) сокращением хода поршня (83 мм вместо 99 мм)

Нужен Camtronic не для повышения мощности: при помощи подвижного распредвала с двумя профилями кулачков ход клапанов до предела ограничен при малых нагрузках и на холостом ходу, обеспечивая в этих режимах 3—4% экономии топлива
Так устроен исполнительный механизм электрического стояночного тормоза — с собственным зубчатым приводным ремнем!
0 / 0

Такая же, как у В-класса, компоновка хэтчбека традиционна: поперечно расположенные моторы покоятся на подрамнике вместе с подвеской типа McPherson. Сзади — компактная четырехрычажная схема, позволяющая легко разместить элементы полноприводной трансмиссии 4Matic

Паспортные данные
Автомобиль Mercedes-Benz A-class
Модификация A 180 A 200 A 250
Тип кузова 5-дверный хэтчбек
Число мест 5 5 5
Объем багажника, л 341/1157 341/1157 341/1157
Снаряженная масса, кг бензиновый, с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива
Двигатель спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Расположение 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Число и расположение цилиндров 16 16 16
Рабочий объем, см3 1595 1595 1991
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 122/90/5000 156/115/5300 211/155/5500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 200/1250-4000 250/1250-4000 350/1200-4000
Коробка передач 6-ступенчатая, механическая или 7-ступенчатая, автоматическая 7-ступенчатая, автоматическая
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Максимальная скорость, км/ч 202 224 240
Время разгона 0-100 км/ч, с 9,2 8,4 6,6
Расход топлива, л/100 км смешанный цикл 5,5 5,5 6,1
Выбросы CO2, г/км 128 129 143
Емкость топливного бака, л 50 50 50
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 бензин АИ-95
Паспортные данные
Автомобиль Mercedes-Benz A-class
Модификация A 180 CDI A 180 CDI A 200 CDI A 220 CDI
Тип кузова 5-дверный хэтчбек
Число мест 5 5 5 5
Объем багажника, л 341/1157 341/1157 341/1157 341/1157
Снаряженная масса, кг дизельный, с турбонаддувом и интеркулером
Двигатель спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Расположение 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Число и расположение цилиндров 8 16 16 16
Рабочий объем, см3 1461 1796 1796 2143
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 109/80/4000 109/80/3200-4600 136/100/3600-4400 170/125/3600-4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 260/1750-2500 250/1400-2800 300/1600-3000 350/1600-3200
Коробка передач 6-ступенчатая, механическая 6-ступенчатая, механическая или 7-ступенчатая, автоматическая 7-ступенчатая, автоматическая
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые дисковые
Максимальная скорость, км/ч 190 190 210 230
Время разгона 0-100 км/ч, с 11,3 10,6 9,3 7,8
Расход топлива, л/100 км смешанный цикл 3,8 4,1 4,3 4,3
Выбросы CO2, г/км 98 109 111 112
Емкость топливного бака, л 50 50 50 50
Топливо дизтопливо 51 CN дизтопливо 51 CN дизтопливо 51 CN дизтопливо 51 CN

От А до А

Решение о запуске производства компактной пятидверки было принято советом директоров компании Daimler-Benz в январе 1993 года, ауже в сентябре на автосалоне во Франкфурте дебютировал «концепт» Mercedes-Benz Vision A 93, созданный с помощью итальянского ателье I.De.A. Однообъемный алюминиевый кузов длиной всего 3,35 м, трехцилиндровый двигатель 1.2, вариатор, передний привод - все это было для немецкой компании в диковинку. На разработку серийной модели инженерам дали всего 32 месяца.

Mercedes A-класса первого поколения (W168) появился в середине 1997 года, но от «концепта» унаследовал далеко не все. Пятидверный кузов длиной 3,58 м с высоким сэндвич-полом выполнен из привычной стали, под капотом- четырехцилиндровые двигатели объемом 1,4-2,1 л (60-140 л.с.), коробки передач- «механика», традиционный «автомат» или «робот». Сзади - независимая подвеска на продольных рычагах, которая и сыграла с А-классом злую шутку: при выполнении «лосиного теста» машина теряла устойчивость и падала набок. Подвеску в спешном порядке доработали, а в базовую комплектацию вошла система стабилизации. В 2001 году гамму А-класса дополнила длиннобазная модификация, а всего за семь лет выпущено 1,1 млн машин первого поколения.

Mercedes A-класса второго поколения (W169) был представлен летом 2004 года. Конструкция кузова с сэндвич-полом осталась прежней, но в длину хэтчбек вырос до 3,84 м, независимая задняя подвеска уступила место зависимой с механизмом Уатта, а на смену «автомату» и «роботу» пришел клиноременный вариатор Autotronic. Четырехцилиндровые двигатели - объемом 1,5-2,0 л мощностью 82-193 л.с. Длиннобазная версия переродилась в отдельный B-класс, зато в гамме А-класса появилась трехдверка. Отчасти именно из-за появления B-класса продажи самого маленького Мерседеса снизились - за восемь лет выпущено чуть больше миллиона машин второго поколения.

Рекомендованные статьи