Datsun — рыба твоей мечты? Ездим на экспериментальном хэтчбеке mi-DO
Нравится — ставьте лайк. Не цепляет — палец вниз. Рыночная судьба пижонского хобби-кара, который представили маркетологи компании Datsun, будет решаться простым интерактивным голосованием. И главным образом в соцсетях, где и родился этот необычный проект.
Сразу развею интригу. Экспериментальный хэтчбек Datsun mi-DO в камуфляжно-пятнистом раскрасе — это не очередная российская модель Datsun и даже не ее прототип. У машины нет официального названия, она построена в единственном экземпляре и по своей сути является коммуникационным проектом, призванным подразнить потенциальных покупателей. Вернее, потроллить, ведь концепт-кар, придуманный российскими маркетологами, — это автомобиль для рыбаков. Направление экстравагантного тюнинга подсказали соцсети: оказалось, что подавляющее большинство нынешних владельцев автомобилей Datsun мечтают иметь машину, максимально приспособленную для загородных вылазок и поездок на рыбалку.
Хоббийный Datsun Fisherman сделали из хэтчбека mi-DO. Из салона убрали заднее сиденье (машина стала двухместной), полку багажника и «тазик» для запасного колеса и установили за спинками передних сидений большой рундук-органайзер с выдвижными ящиками под рыболовные причиндалы, убирающимся столиком и креплениями для шанцевого инструмента. Запаска переехала под днище и извлекается оттуда с помощью винтового механизма — как на пикапах и внедорожниках. Поскольку переделка пола в задней части кузова не затронула точки крепления элементов подвески, легализовывать хирургическую операцию в сертификационных органах не потребовалось.
Кузов хобби-кара установлен на шасси через проставки, увеличившие дорожный просвет на неуловимые 6 мм (до 180 мм), но заметно изменившие прочую ходовую геометрию: углы въезда и съезда и запас по колесным аркам стали почти офроудными. Под капотом машины стоит восьмиклапанный двигатель мощностью 87 л.с. и механическая коробка передач с укороченной главной парой (передаточное отношение 4,13 вместо серийного 3,9), которая помогает Рыбодатсуну преодолевать затяжные подъемы и на всю катушку использовать внедорожный потенциал цепких шин Michelin CrossClimate (185/65 R15), — их инженеры Datsun считают оптимальной «компромиссной» обувкой для своего автомобиля. А вот от межколесной блокировки маркетологи-экспериментаторы отказались: дескать, были опасения, что «зажатый» дифференциал не лучшим образом скажется на асфальтовой управляемости. Доводы мне сразу показались надуманными (результаты испытаний вазовской Калины с самоблоком Вал-Рейсинг — в АР №2, 2015), но, прокатившись за рулем Рыбодатсуна по маршруту тест-драйва, я понял причину опасений. В поворотах, особенно на сыпучих покрытиях и гравии, машина ведет себя как перегруженный фургон, резко «подламываясь» внутрь дуги, вынуждая распускать руль и корректировать траекторию, — серийные пружины, амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости для машины «на проставках» явно не годятся. К слову, снаряженная масса экспериментального Датсуна почти не изменилась: прирост «тюнинговой» нагрузки компенсирован отсутствием заднего сиденья. Боюсь, что самоблок здесь только усугубит ситуацию. С другой стороны (и это опять-таки доказал дорожно-внедорожный тест Калины), дифференциал повышенного трения дает существенный выигрыш в глубоком снегу и при движении по покрытиям с разными коэффициентами сцепления.
А теперь расставляю лайки. Короткая трансмиссия, тяговитый мотор, силовая защита двигателя и топливного бака, герметизированные дренажные отверстия кузова, фронтальная «люстра», холодильник, подсветка рабочей зоны багажника, штатный инвертер 12/220 вольт, расширители колесных арок, бокс на крыше — палец вверх! С оглядкой на назначение автомобиля это правильный тюнинг. Внедорожная геометрия машины изменилась в лучшую сторону (Рыбодатсун уверенно переезжает поперек даже глубокую проселочную колею), а благодаря более «короткой» паре увереннее едет внатяг.
А вот остальные позиции мне видятся спорными. Покрытие Raptor выглядит эффектно, не царапается ветками, но хорошо ли отмывается от засохшей грязи? Электрокофеварка — гламурный рудимент, потому что на природе удобнее готовить на газу. В качестве альтернативы вижу дровяной кипятильник в стиле ирландского Kelly Kettle.
Тент-маркиза крепится сбоку. И для автомобилей с распашными боковыми дверями это не лучшее решение
Боковой тент-маркиза, закрепленный на поперечинах крыши, удобен лишь на автомобилях со сдвижными дверями, а в других случаях ее лучше крепить сзади — так, чтобы использовать в качестве части навеса поднятую дверь багажника. При таком раскладе получится куда более просторное и удобное укрытие. Черный ящик из салона — долой. Туристы и рыбаки свою поклажу разложат и распределят сами — так, как им удобно. Вдобавок после первого же контакта с рыбой и рыбацкими принадлежностями закрытый органайзер превратится в источник вони, избавить от которой сможет не каждая химчистка. Лучше установите в ногах задних пассажиров закрывающиеся рундуки с плоскими крышками и сделайте откидным переднее пассажирское сиденье, расчистив тем самым пространство для полноценного спального места, — путешественники выходного дня на вас молиться будут! А еще в таком автомобиле хотелось бы иметь быстросъемное тягово-сцепное устройство для прицепа и компактную ручную лебедку.
До весны следующего года экспериментальный Datsun будут возить по профильным выставкам, показывать региональным дилерам, клиентам и представителям профильных сообществ в соцсетях. Основной прицел на Нижегородскую область, Краснодарский край и Сибирь — регионы, которые обеспечивают ежегодный объем продаж 20 тысяч машин с безоговорочным лидерством модели on-DO (московские сервисные центры Datsun закрываются из-за отсутствия клиентов — даже несмотря на то, что делят производственные площади с дилерами Nissan). Если идея выстрелит и эмоционально зацепит лояльных покупателей, то…Нет, товарного автомобиля в такой комплектации все равно не будет. Но отдельные «рыбные» решения могут превратиться в реальные позиции дилерского допоборудования для существующих моделей или материализоваться на следующих автомобилях Datsun. В России они обязательно появятся (условия производства прежние: контрактная сборка на АвтоВАЗе), однако на фоне непростых внутриальянсных взаимоотношений заглядывать далеко вперед маркетологи Datsun опасаются. Весьма вероятно, что следующий Datsun (инсайдеры из представительства называют его обезличенно — «третья модель»), который существует сегодня в виде активно финансируемого бизнес-проекта, будет кроссовером, построенным на платформе B0. О его силовых агрегатах пока ничего не известно, но роботизированной коробки передач, которая сейчас устанавливается на Лады, на этой машине не будет. Вариаторов в обозримом будущем тоже, однако установка бесступенчатой трансмиссии в дальнейшем не исключается. О сроках выхода на наш рынок «третьей модели» Datsun маркетологи компании говорить пока отказываются.