Лада Калина с дифференциалом повышенного трения. Что он дает и чего лишает?
Накануне новогодних праздников Москву засыпало снегом — ни со стоянки выехать, ни возле магазина припарковаться. Я вот тоже буксую, но чуть больше газа — и редакционная Калина выползает из сугроба. А все потому, что два месяца назад на нее был установлен дифференциал повышенного трения. Что он дает? А чего лишает?
Напомню, что «просто» дифференциал — это механическое устройство, позволяющее передавать крутящий момент от одного входного вала на два выходных, обеспечивая им возможность вращаться с разными угловыми скоростями. Если бы крутящий момент передавался обычной зубчатой передачей, то оба колеса были бы обречены вращаться с одинаковой скоростью — в том числе и в поворотах, когда левые и правые колеса катятся по дугам разного радиуса. Отсутствие дифференциала привело бы к проскальзыванию шин, а оно, в свою очередь, вызвало бы ворох проблем: ухудшение управляемости, снижение скорости маневра, увеличение расхода топлива, сильный износ протектора, поломки трансмиссии...
На подавляющем большинстве автомобилей применяются свободные симметричные конические дифференциалы — они поровну делят подводимый крутящий момент между правым и левым ведущими колесами. На асфальте, тем более в штатных режимах движения, такая схема работает безупречно. Но когда речь заходит о мощном автомобиле или о езде по скользкой дороге, свободный дифференциал дает слабину. Если одно из колес буксует, попав, например, на лед или в рыхлый снег, то оно если и способно обратить в движение поток мощности от двигателя, то лишь в малой степени. Дело в том, что при свободном дифференциале и на второе колесо — то, что осталось на сухом покрытии, — подается ровно такой же крутящий момент, который способно реализовать «скользкое» первое колесо.
И что теперь делать? Можно, например, попытаться «раскачать» автомобиль, можно призвать на помощь «толкачей» или, если припасены, надеть цепи противоскольжения... А можно заблокировать дифференциал, заставив оба колеса вращаться синхронно.