Читатели — об электромобилях и экологии, тормозах на Весте и другом
Торможение передком
Когда вы проводили ресурсные испытания Лады Весты, то удивились повышенному износу тормозных колодок на передней оси: их хватало всего на 6000 километров. Я столкнулся с такой же проблемой, а когда начал разбираться, то обнаружил следующее. Если отключить все системы электронной безопасности на скользком покрытии, передние колеса Весты блокируются уже при легком нажатии на педаль тормоза, в то время как для блокировки задних необходимо значительное усилие. Причем разница в усилии для блокирования передних и задних колес колоссальна даже на пустой машине! Выходит, что при слабом и среднем уровнях торможения на Весте работают только передние механизмы, а задние барабаны практически не дают замедления. Они активно подключаются лишь при экстренном торможении, когда система EBD принудительно ограничивает давление в передних механизмах. Отсюда и повышенный износ передних колодок.
Егор Пайвин, e-mail
Юрий Ветров: Вы верно подметили главную особенность настройки любой современной тормозной системы: первыми должны блокироваться передние колеса. Справедливо это не только для Весты, но и вообще для любого автомобиля. Потому что в противном случае — когда первыми блокируются колеса на задней оси — резко снижается курсовая устойчивость: у задних шин на сопротивление в поперечном направлении не остается ничего! При малейшем воздействии (разность тормозных сил на правых и левых колесах, неровность или небольшой уклон) мгновенно начнется занос. И это в тот момент, когда он меньше всего нужен.
Вдобавок чем лучше сцепление с покрытием и чем выше замедление, которое может развить автомобиль, тем опаснее ситуация при фиксированном распределении тормозных сил. Ведь вес, приходящийся на передние колеса, увеличивается, а на задние — уменьшается, что еще больше повышает риск потери устойчивости на торможении.
Поэтому до эпохи АБС конструкторы ставили механические регуляторы, действовавшие на гидравлику и прогрессивно уменьшавшие тормозное усилие на задней оси по мере разгрузки задней подвески. Потом их место заняли простейшие ограничительные клапаны, а ныне все сводится к базовой настройке гидравлики блока АБС и программным алгоритмам его работы.
В том, что задние тормоза берут на себя меньше работы, чем могли бы, нет ничего страшного при единичном замедлении, даже экстренном. Все равно из-за динамического перераспределения веса при торможении «в АБС» до 80—85% веса у переднемоторного автомобиля приходится на передние колеса. Хуже бывает при серии замедлений с высокой скорости. И в прошлом году на примере Kia Rio мы это наглядно показали. Барабаны на Rio мало участвовали в замедлении по сравнению с задними дисковыми механизмами, и это существенно увеличило термонагрузку на передние тормоза, что наглядно отражено на графиках.
Аналогичные графики для Весты показывают, что с барабанами там тоже не все гладко по распределению тормозных усилий. А вот как ведут себя задние диски на Весте, нам еще предстоит узнать — ждем, когда сойдет снег и подсохнут спецдороги полигона.
Японофилов — к ответу!
Отлично помню 2011 год: когда питерские Солярисы только-только пошли в продажу, многие «эксперты» на форумах пророчили новым машинам пятилетний ресурс, одноразовый двигатель, который обязательно потребует ремонта после 100 тысяч километров пробега, и тому подобную ерунду. И хотя я не являюсь поклонником марки Hyundai, считаю нужным вставить свои пять копеек в защиту корейской малолитражки.