С новоу твари: первый тест обновленного лифтбека Skoda Octavia

Фото: компания Skoda | Олег Растегаев

Skoda Octavia s novou tvari: по-чешски — с новым лицом. Кому-то оно нравится, кто-то считает сдвоенные фары уродливыми: дескать, нашкодил главный дизайнер Шкоды Йозеф Кабан и свалил.

Но не куда-нибудь свалил, а в BMW. И как бы то ни было, с четырехглазой Шкодой нам придется уживаться: по итогам прошлого года в России это бестселлер в классе С+. Лично мне с лица не воду пить — скорее за руль!

Неужели прошло двадцать лет? Да, именно тогда мы пригнали Октавию первого поколения из Чехии в Москву, провели сравнительный тест и вернули обратно (АР №23, 1996). Помню, как в Чехии и Словакии местные водители закидывали нас вопросами: какой мотор, сколько стоит?

С тех пор продано более пяти миллионов Октавий. Их собирают не только в Чехии, но и в Казахстане, на Украине, в Индии и Китае. И на Горьковском автозаводе. С обновлением на конвейере появятся новые карты комплектаций, дополненные рулем с электрообогревом, мультимедиасистемой Columbus с девятидюймовым дисплеем, светодиодными фарами, новыми системами безопасности. А в цеху окраски станут совмещать несколько краскопультов: теперь можно заказать «цветную» Октавию с черной крышей. Это, кстати, привилегия российской сборки: в Чехии так машины красить не будут.

Octavia радует безупречной эргономикой с расширенными мультимедиаудовольствиями

По силовым агрегатам никаких изменений: как и прежде, в Нижнем Новгороде собирают исключительно переднеприводные лифтбеки, а универсалы и полноприводные модификации повезут из Чехии. Кассу должны делать версии с атмосферным мотором 1.6 MPI (110 л.с.), которые сейчас выбирает больше половины покупателей, в том числе и благодаря традиционному шестиступенчатому «автомату». Более мощные модификации 1.4 TSI (150 л.с.) и 1.8 TSI (180 л.с.) — либо с «механикой», либо с роботизированной коробкой DSG, к которой наши покупатели относятся с опаской.

Двухзонный климат-контроль — привилегия топ-версии Style

Казалось бы, зря. Вот я мчу по горным дорожкам в окрестностях Порту на лифтбеке 1.8 TSI как раз с такой коробкой и не испытываю никаких проблем — особенно когда, дернув назад селектор, выбираю режим Sport. Коробка грамотно подбирает передачи и не меняет их в поворотах. Отклики на газ быстрые, и в то же время никакой дерготни. И в городском режиме автомобиль приятен и предсказуем в реакциях на газ.

Однако не любят подобные «роботы» движения в наших пробках, не рассчитаны они на столь частые старты и остановки. Особенно те, что с семью передачами и сухими сцеплениями — столь любимые механиками автосервисов коробки DQ 200, — которыми как раз и комплектуются переднеприводные Октавии с турбомоторами 1.4 TSI и 1.8 TSI. Да, большинство болезней инженерам удалось вылечить, и после модернизации 2014 года жалоб на DSG стало меньше. Но что будет с ними через пять лет эксплуатации? Вопрос открытый.

В охлаждаемом бардачке ­расположены DVD-проигрыватель и слоты для SD-карт

Шестиступенчатым DSG c мокрыми сцеплениями (DQ 250), рассчитанными на крутящий момент 380 Нм, доверия больше: их устанавливают на полноприводные Октавии и «заряженную» версию RS, мощность которой после фейслифтинга выросла с 220 до 230 л.с. С этого года в линейке Октавий появится и третий тип коробки DSG: семиступенчатый «робот» с заводским индексом DQ 381 также имеет мокрые диски и рассчитан на максимальный крутящий момент 420 Нм. Пока они устанавливаются лишь на полноприводные дизельные Октавии, недоступные на российском рынке. Однако в будущем «роботы» этой серии появятся и на других модификациях.

Аварийные кнопки системы ЭРА-ГЛОНАСС удачно вписались в дизайн потолочной консоли

Говорить о настройке шасси рановато: в Португалии были Октавии с ­европодвеской (которая порадовала отточенной управляемостью, но расстроила раскачкой и нехваткой энергоемкости) и электронноуправляемыми амортизаторами. Однако в России все машины (и российской, и чешской сборки), как и раньше, будут комплектоваться усиленной пассивной подвеской для плохих дорог — с более жесткими пружинами и увеличенным на 20 мм (до 160 мм) клиренсом. Исключение — заниженная Octavia RS.

Большое изображение с камеры и наглядная схема парктроников облегчают парковку

Зато я поездил на лифтбеке, которого так не хватало на нашем рынке, — с шильдиком 4х4. В Европе такие продавались и раньше, а в России полный привод был доступен только в паре с кузовом универсал.

К услугам задних пассажиров не только обогрев сидений, но и два ­­USB-разъема, да еще розетка на 220 В

Сажусь за руль и сожалею, что я не в России: на полном приводе да на лед бы! Да, машина на 130 кг тяжелее, но разгоняется не хуже, чем моноприводная с тем же 180-сильным мотором: согласно паспортным данным, Осtavia 1.8 TSI набирает «сотню» за 7,4 с независимо от типа привода. Ах да, на версии 4x4 другая коробка передач — шестиступенчатый «робот» DSG с иным подбором передаточных чисел.

А если съехать с асфальта? Я помучил полноприводную Октавию на песчаной грунтовке и на подъемах средней крутизны, побуксовал — никакого перегрева трансмиссии.

И никаких лишних звуков! Ну, если не считать подвывания ветра в зеркалах после 120 км/ч. Причем сами они маловаты — ориентироваться в плотном потоке непросто. А если едешь с прицепом? Зеркала должны быть явно больше! Впрочем, для любителей «тянуть дышло» Skoda приготовила систему Trailer Assist. При движении задним ходом водителю необходимо задавать направление движения на центральном дисплее, поворачивая джойстик регулировки зеркал, и плавно нажимать на газ. А электроника сама будет крутить руль, чтобы загнать прицеп в намеченную водителем «лузу».

Octavia имеет рекордный в классе объем багажника — 568 литров «под полку». И это лишь на 20 литров меньше, чем у версии Octavia Combi

Да, система ненова: она уже не первый год применяется на универсалах Volkswagen Passat. Но в этом и прелесть большого концерна: Шкоде рано или поздно перепадают многие из уже обкатанных на более дорогих машинах технологий. Вот и светодиодные фары с функцией автоматического переключения с дальнего на ближний теперь ей доступны. А глядишь, пройдет лет пять — их сменят и матричные «интеллектуальные» фары от Audi…

Такие хэтчбеки с шильдиком 4x4 теперь доступны и в России

Впрочем, это уже будет перебор — по цене. Ведь за все прелести приходится доплачивать. Это базовая версия 1.6 MPI c пятиступенчатой «механикой» завлекает ценником в 940 тысяч ­рублей. Но в арсенале лишь две подушки ­безопасности, ESP, ЭРА-ГЛОНАСС, электроприводы передних стеклоподъемников и зеркал и простенькая аудиосистема с четырьмя динамиками. Доплата за «автомат», кондиционер и обогрев передних сидений — 102 тысячи ­рублей, за кузов Combi — от 260 до 320 тысяч! А уж если хочешь 180-сильный турбомотор, хорошую мультимедиасистему и светодиодные фары — без полутора миллионов и не подходи. С той же отметки стартуют цены и на полноприводный лифтбек чешской сборки с DSG.

Заказы на Октавии s novou tvari уже принимаются, официальный старт продаж в России — 1 апреля 2017 года. ­Верю.  

Паспортные данные
Автомобиль Skoda Octavia
Модификация 1,6 MPI 1,4 TSI 1,8 TSI 1,8 TSI 4x4
Тип кузова пятидверный хэтчбек пятидверный хэтчбек пятидверный хэтчбек пятидверный хэтчбек
Число мест 5 5 5 5
Размеры, мм
длина 4670 4670 4670 4670
ширина 1814 1814 1814 1814
высота 1461 1461 1461 1459
колесная база 2686 2686 2680 2680
колея передняя/задняя 1543/1534 1543/1534 1543/1542 1543/1542
Объем багажника, л 568/1558* 568/1558* 568/1558* 568/1558*
Снаряженная масса, кг 1138 (1178)** 1180 (1194) 1245 (1260) 1353
Полная масса, кг 1783 (1823) 1805 1819 1938
Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx 0,3 0,3 0,3 0,3
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1598 1395 1798 1798
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 76,5/86,9 74,5/80,0 82,5/84,2 82,5/84,2
Степень сжатия 10,5:1 10,5:1 9,6:1 9,6:1
Число клапанов 16 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 110/81/5800 150/110/5000—6000 180/132/5100—6200 180/132/4500—6200
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 155/3800—4000 250/1500—3500 250/1250—5000 280/1350—4500
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая (роботизированная, 7-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая (роботизированная, 7-ступенчатая) роботизированная, 6-ступенчатая
Привод передний передний передний полный, с многодисковой муфтой подключения задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые дисковые
Размерность шин 195/65 R15 205/55 R16 205/55 R16 205/55 R16
Максимальная скорость, км/ч 192 (190) 219 (219) 231 (231) 229
Время разгона 0—100 км/ч, с 10,6 (12,0) 8,1 (8,2) 7,3 (7,4) 7,4
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 8,1 (8,4) 6,7 (6,0) 7,6 (7,1) 8,1
загородный цикл 5,0 (5,1) 4,3 (4,2) 5,2 (5,0) 5,7
смешанный цикл 6,1 (6,3) 5,2 (4,9) 6,1 (5,8) 6,6
Выбросы CO₂, г/км, смешанный цикл 142 (147) 120 (113) 139 (133) 153
Емкость топливного бака, л 50 50 50 55
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 бензин АИ-95 бензин АИ-95
* Со сложенными сиденьями второго ряда
** Данные в скобках — для машин с автоматическими трансмиссиями

Рекомендованные статьи