Илья Хлебушкин тестирует в Сербии универсал Ford Focus третьего поколения: как автомобиль?

Фото: Илья Хлебушкин

- Тамо право, право! - Ведущий под уздцы лошадь пожилой серб энергично машет рукой вперед, показывая дорогу. «Право» по-сербски - это прямо. На универсале Ford Focus я битый час пытаюсь добраться до деревеньки на сербо-боснийской границе, которая не обозначена ни на одной дорожной карте. И вот после очередного перевала вдруг из ниоткуда возник взметнувшийся ввысь крест церквушки, а вслед за ним - размытые туманом очертания деревянных крыш. Это Дрвенград, личный город режиссера Эмира Кустурицы.

В Сербии Дрвенград принято называть почему-то на немецкий манер - Кустендорф, то есть «Деревня Кусты» (как здесь уменьшительно-ласкательно именуют своего известного на весь мир земляка). Но дерево здесь всюду: из него сделаны «черепица» крыш, стены и ставни домов, заборы и скульптуры и даже на мостовые пошли старые шпалы. Около 30 домов год искали по окрестным холмам - их разобрали, перевезли и вновь собрали, как русские избы, без единого гвоздя.

На это затерянное в глубине гор, на склоне холма Мечавник, местечко Кустурица положил глаз девять лет назад во время съемок фильма «Жизнь как чудо» на проходящей неподалеку узкоколейке, когда-то соединявшей Белград и Сараево, а ныне служащей забавой для редких туристов. Вокруг - звенящая тишина, свежий воздух и потрясающе спокойные и живописные балканские виды. Что еще нужно для счастья? Разве что гостиницы, библиотека, галерея, пара ресторанов - и, разумеется, хорошо оборудованный кинотеатр на 100 мест, названный в честь Стэнли Кубрика, где Кустурица крутит только отобранные им самим фильмы.

Летом посмотреть на Дрвенград, затерянный среди холмов Боснии и Герцеговины в четырех-пяти часах езды от Белграда, приезжает до ста человек в день. А зимой он превращается в горнолыжный курорт — неподалеку Кустурица проложил две трассы с подъемниками

Голливуд, кстати, у маэстро не в чес­ти - из тамошних знаменитостей он признает только Джонни Деппа, с которым дружен со времен съемок своего единственного голливудского фильма «Аризонская мечта», и от широты души даже поставил ему памятник в своей деревне. «Улицы» и «площади» Дрвенграда Кустурица окрес­тил именами своих кумиров - Феллини, Бергмана, Тарковского, Теслы, Михалкова, Че Гевары, Диего Марадоны, Иво Андрича, Новака Джоковича (сам режиссер живет, кстати, на улице Брюса Ли). А голливудские блокбастеры маэстро иногда... хоронит! Демонстративно. Наш Никита Михалков, к примеру, морально поддерживал друга Куста, когда тот клал в деревянный гроб все части американского «Крепкого орешка».

Узкоколейная Шарганская восьмерка (путь петляет по склонам, напоминая цифру восемь, пересекая сам себя несколькими десятками метров выше и проходя 22 тоннеля) функционировала с 1925 по 1974 год, соединяя Белград и Сараево. Именно здесь Эмир Кустурица снимал свой фильм «Жизнь как чудо»
Потрясающе, не правда ли? Такой вид открывается с террасы дома Кустурицы
На площади Николы Теслы стоит Волга ГАЗ-21УС — подарок Никиты Михалкова
0 / 0

Более того, в Дрвенграде есть даже свой «градски затвор», то есть городская тюрьма! Я подсмотрел - на самом деле там склад продуктов. Но сквозь решетки дверей грустно взирают нарисованными лицами американский экс-президент Джордж Буш и генсек НАТО Хавьер Солана, пожизненно осужденные Кустурицей за беды его страны.

Ford Focus смотрится в этновотчине Кустурицы странно, по-голливудски - этакая третья серия бестселлера. Теперь - в «три-дэ»! Снаружи еще больше броских дизайнерских ухищрений, салон нарисован по мотивам «Звездных войн». В тестовой комплектации Titanium - и автопарковщик, и контроль мертвых зон, и двухзонный «климат», датчики дождя и света, «биксенон», кнопка запуска двигателя, многоцветная диодная подсветка салона… Среди стареньких Фиатов, Пежо и Застав времен Югославии, основного автопарка небогатой и все еще не оправившейся от военного кризиса Сербии, это просто вызывающая роскошь!

Зато в богатой нефтью и газом России Focus куда привычнее. Это самая популярная иномарка в С-классе - 82 тысячи машин за прошлый год: лучше результаты только у нашей Лады Приоры (139 тысяч), а у главного конкурента, Опеля Астры, - только 48 тысяч. Универсалов среди них традиционно немного - преж­де Ford ежегодно продавал всего 10% «вагонов» (у Опеля Астры и Шкоды Октавии их доля и того меньше, 5%, а вот у Kia с'eed покупатели предпочитают универсалы более чем в трети случаев). Но неожиданно для самих фордовцев Ford Focus Wagon третьего поколения пошел в гору - его доля уже превысила 14%! Видимо, благодаря небольшой, всего 25-35 тысяч рублей, доплате за грузопассажирский кузов (от 634 до 897 тысяч рублей).

А главное, «универсализация» и «третья серия» не изменили сюжет, то бишь характер шасси. Его я узнаю с закрытыми глазами - и он мне нравится! «Качается вагон, стучат колеса глухо…» На узких и часто довольно разбитых балканских серпантинах с Фокусом легко и комфортно - подвеска справляется и с ямами, и с кренами, а с недвусмысленными реакциями на поворот руля можно было бы ехать и быстрее, если бы не рано паникующая и до конца не отключаемая система стабилизации.

Универсал — единственный из российских Фокусов с докаткой ради сохранения грузовых возможностей. У седана, к примеру, «подпол» с полноразмерной запаской и пенопластовым вкладышем съедает добрую треть объема багажника
Система мониторинга слепых зон не работает на скорости менее 10 км/ч и автоматически отключается в сильный дождь. А в горах она паниковала в каждом повороте, путая скалы вдоль дороги с автомобилями
0 / 0

На трассе приятнее всего в компании шестиступенчатого «робота» Getrаg 6DCT450 с двумя мокрыми сцеплениями и разработанного еще совместно с PSA модернизированного двухлитрового турбодизеля Duratorq DW10C (у которого топливную аппаратуру Siemens заменили на Delphi). Вибрирующая дизельная сущность проявляется только на холостых оборотах, по стрелке топливомера хочется постучать - не заедает ли (вполне реально укладываться в шесть литров на 100 км). А обгоны на сербских узких двухрядных дорогах с этой парочкой даются на ура - дизель без протестов «крутится» до 5100 об/мин! Но попадаешь в «ползущий» городок - и тандем теряет свою прелесть: «робота» не научили удерживать мотор от падения в турбояму. Замедляешься, к примеру, до 30 км/ч, а стрелка тахомет­ра синхронно скорости падает почти к холостым оборотам - коробка упорно держит третью передачу! Хоть втопчи педаль газа в пол - пока трансмиссия переключится вниз и разбудит спящий дизель, пройдет не одна неприятная и небезопасная секунда.

Части спинки заднего сиденья можно просто сложить (дальняя часть), а можно предварительно откинуть подушку сиденья — тогда в багажнике получится ровный пол
Все Фокусы третьего поколения для России собираются на заводе во Всеволожске, универсалы — с января 2012 года
0 / 0

С двухлитровым мотором Duratec-HE MI4, разработанным когда-то вместе с Маздой и впервые для Форда оснащенным непосредственным впрыском бензина (с ним агрегат без системы рециркуляции выхлопных газов укладывается в нормы Евро-5) и «роботом» Getrаg 6DCT250 с сухими сцеплениями со светофоров Focus стартует резвее. А вот на трассе с этой парой уже хуже: не хватает дизельной отзывчивости, а при ускорении система управления по-вариаторному «закидывает» стрелку тахометра к ограничителю - самый шумный дуэт!

В горах разочаровали оба «робота» - сколько раз перед «затычным» поворотом они без спроса переключались вверх, оставляя на выходе без тяги! В «нечестном» ручном режиме немногим лучше: приходится отвлекаться и от руля, переключая передачи неудобными кнопками сбоку набалдашника селектора, и от дороги, поглядывая на тахометр.

Стильные кнопки на магнитоле Sony, отвечающие за режимы радиоприемника, не имеют никаких опознавательных знаков, а отдельной кнопки переключения климат-контроля из «моно-» в «стерео­режим» вообще нет — нужны хитрые манипуляции с выключателем кондиционера. Зато погодой в салоне теперь можно управлять голосом, причем по-русски: «Климат, температура двадцать градусов!»

Фокус-универсал третьего поколения вырос в длину по сравнению с предшественником на 88 мм, но стал уже на 16 мм, а объем багажника сократился на шесть литров (было 482 л, стало 476 л), а при сложенных сиденьях — на 23 литра (было 1525 л, стало 1502 л)

Кстати, интересно, что у «старшей» роботизированной коробки Getrag - той, что с мокрыми сцеплениями, - переключения происходят с помощью гидросистемы, а у «младшей» трансмиссии с сухими фрикционами привод всех «потрохов» исключительно электрический.

Но, по мне, честная пятиступенчатая «ручка» на пару с бензиновым 2.0 GDi - вот лучшее лекарство от скуки на балканских серпантинах! Только благодаря ей не так грустно было расставаться с Дрвенградом. С чудной деревянной сказкой эксцентричного, гениального и такого близкого нам Эмира Кустурицы.

Паспортные данные
Автомобиль Ford Focus Wagon
Тип кузова пятидверный универсал
Число мест 5 5
Размеры, мм длина 4556 4556
ширина 1858 1858
высота 1472-1505 1472-1505
Объем багажника, л 476/1502 476/1502
Снаряженная масса, кг    
Двигатель Duratorq DW10C Duratec-HE MI4
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1997 1999
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм    
Степень сжатия 16,0:1 12,0:1
Число клапанов 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 140/103/4000 150/110/6500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 320/1750 203/4500
Коробка передач роботизированная, 6-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая (роботизированная, 6-ступенчатая)*
Привод передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые
Передние шины    
Задние шины    
Максимальная скорость, км/ч 205 204 (200)
Время разгона 0-100 км/ч, с 9,7 9,4 (9,5)
Расход топлива, л/100 км городской цикл 6,8 9,6 (9,1)
загородный цикл 4,4 5,0 (4,9)
смешанный цикл 5,3 5,0 (4,9)
Норма токсичности Euro 5 Euro 5
Емкость топливного бака, л 60 55
Топливо дизтопливо бензин АИ-95
* Данные в скобках - для версии с роботизированной коробкой передач

Рекомендованные статьи