Илья Хлебушкин тестирует в Сербии универсал Ford Focus третьего поколения: как автомобиль?
- Тамо право, право! - Ведущий под уздцы лошадь пожилой серб энергично машет рукой вперед, показывая дорогу. «Право» по-сербски - это прямо. На универсале Ford Focus я битый час пытаюсь добраться до деревеньки на сербо-боснийской границе, которая не обозначена ни на одной дорожной карте. И вот после очередного перевала вдруг из ниоткуда возник взметнувшийся ввысь крест церквушки, а вслед за ним - размытые туманом очертания деревянных крыш. Это Дрвенград, личный город режиссера Эмира Кустурицы.
В Сербии Дрвенград принято называть почему-то на немецкий манер - Кустендорф, то есть «Деревня Кусты» (как здесь уменьшительно-ласкательно именуют своего известного на весь мир земляка). Но дерево здесь всюду: из него сделаны «черепица» крыш, стены и ставни домов, заборы и скульптуры и даже на мостовые пошли старые шпалы. Около 30 домов год искали по окрестным холмам - их разобрали, перевезли и вновь собрали, как русские избы, без единого гвоздя.
На это затерянное в глубине гор, на склоне холма Мечавник, местечко Кустурица положил глаз девять лет назад во время съемок фильма «Жизнь как чудо» на проходящей неподалеку узкоколейке, когда-то соединявшей Белград и Сараево, а ныне служащей забавой для редких туристов. Вокруг - звенящая тишина, свежий воздух и потрясающе спокойные и живописные балканские виды. Что еще нужно для счастья? Разве что гостиницы, библиотека, галерея, пара ресторанов - и, разумеется, хорошо оборудованный кинотеатр на 100 мест, названный в честь Стэнли Кубрика, где Кустурица крутит только отобранные им самим фильмы.
Голливуд, кстати, у маэстро не в чести - из тамошних знаменитостей он признает только Джонни Деппа, с которым дружен со времен съемок своего единственного голливудского фильма «Аризонская мечта», и от широты души даже поставил ему памятник в своей деревне. «Улицы» и «площади» Дрвенграда Кустурица окрестил именами своих кумиров - Феллини, Бергмана, Тарковского, Теслы, Михалкова, Че Гевары, Диего Марадоны, Иво Андрича, Новака Джоковича (сам режиссер живет, кстати, на улице Брюса Ли). А голливудские блокбастеры маэстро иногда... хоронит! Демонстративно. Наш Никита Михалков, к примеру, морально поддерживал друга Куста, когда тот клал в деревянный гроб все части американского «Крепкого орешка».
Более того, в Дрвенграде есть даже свой «градски затвор», то есть городская тюрьма! Я подсмотрел - на самом деле там склад продуктов. Но сквозь решетки дверей грустно взирают нарисованными лицами американский экс-президент Джордж Буш и генсек НАТО Хавьер Солана, пожизненно осужденные Кустурицей за беды его страны.
Ford Focus смотрится в этновотчине Кустурицы странно, по-голливудски - этакая третья серия бестселлера. Теперь - в «три-дэ»! Снаружи еще больше броских дизайнерских ухищрений, салон нарисован по мотивам «Звездных войн». В тестовой комплектации Titanium - и автопарковщик, и контроль мертвых зон, и двухзонный «климат», датчики дождя и света, «биксенон», кнопка запуска двигателя, многоцветная диодная подсветка салона… Среди стареньких Фиатов, Пежо и Застав времен Югославии, основного автопарка небогатой и все еще не оправившейся от военного кризиса Сербии, это просто вызывающая роскошь!
Зато в богатой нефтью и газом России Focus куда привычнее. Это самая популярная иномарка в С-классе - 82 тысячи машин за прошлый год: лучше результаты только у нашей Лады Приоры (139 тысяч), а у главного конкурента, Опеля Астры, - только 48 тысяч. Универсалов среди них традиционно немного - прежде Ford ежегодно продавал всего 10% «вагонов» (у Опеля Астры и Шкоды Октавии их доля и того меньше, 5%, а вот у Kia с'eed покупатели предпочитают универсалы более чем в трети случаев). Но неожиданно для самих фордовцев Ford Focus Wagon третьего поколения пошел в гору - его доля уже превысила 14%! Видимо, благодаря небольшой, всего 25-35 тысяч рублей, доплате за грузопассажирский кузов (от 634 до 897 тысяч рублей).
А главное, «универсализация» и «третья серия» не изменили сюжет, то бишь характер шасси. Его я узнаю с закрытыми глазами - и он мне нравится! «Качается вагон, стучат колеса глухо…» На узких и часто довольно разбитых балканских серпантинах с Фокусом легко и комфортно - подвеска справляется и с ямами, и с кренами, а с недвусмысленными реакциями на поворот руля можно было бы ехать и быстрее, если бы не рано паникующая и до конца не отключаемая система стабилизации.
На трассе приятнее всего в компании шестиступенчатого «робота» Getrаg 6DCT450 с двумя мокрыми сцеплениями и разработанного еще совместно с PSA модернизированного двухлитрового турбодизеля Duratorq DW10C (у которого топливную аппаратуру Siemens заменили на Delphi). Вибрирующая дизельная сущность проявляется только на холостых оборотах, по стрелке топливомера хочется постучать - не заедает ли (вполне реально укладываться в шесть литров на 100 км). А обгоны на сербских узких двухрядных дорогах с этой парочкой даются на ура - дизель без протестов «крутится» до 5100 об/мин! Но попадаешь в «ползущий» городок - и тандем теряет свою прелесть: «робота» не научили удерживать мотор от падения в турбояму. Замедляешься, к примеру, до 30 км/ч, а стрелка тахометра синхронно скорости падает почти к холостым оборотам - коробка упорно держит третью передачу! Хоть втопчи педаль газа в пол - пока трансмиссия переключится вниз и разбудит спящий дизель, пройдет не одна неприятная и небезопасная секунда.
С двухлитровым мотором Duratec-HE MI4, разработанным когда-то вместе с Маздой и впервые для Форда оснащенным непосредственным впрыском бензина (с ним агрегат без системы рециркуляции выхлопных газов укладывается в нормы Евро-5) и «роботом» Getrаg 6DCT250 с сухими сцеплениями со светофоров Focus стартует резвее. А вот на трассе с этой парой уже хуже: не хватает дизельной отзывчивости, а при ускорении система управления по-вариаторному «закидывает» стрелку тахометра к ограничителю - самый шумный дуэт!
В горах разочаровали оба «робота» - сколько раз перед «затычным» поворотом они без спроса переключались вверх, оставляя на выходе без тяги! В «нечестном» ручном режиме немногим лучше: приходится отвлекаться и от руля, переключая передачи неудобными кнопками сбоку набалдашника селектора, и от дороги, поглядывая на тахометр.
Кстати, интересно, что у «старшей» роботизированной коробки Getrag - той, что с мокрыми сцеплениями, - переключения происходят с помощью гидросистемы, а у «младшей» трансмиссии с сухими фрикционами привод всех «потрохов» исключительно электрический.
Но, по мне, честная пятиступенчатая «ручка» на пару с бензиновым 2.0 GDi - вот лучшее лекарство от скуки на балканских серпантинах! Только благодаря ей не так грустно было расставаться с Дрвенградом. С чудной деревянной сказкой эксцентричного, гениального и такого близкого нам Эмира Кустурицы.
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | Ford Focus Wagon | ||
Тип кузова | пятидверный универсал | ||
Число мест | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4556 | 4556 |
ширина | 1858 | 1858 | |
высота | 1472-1505 | 1472-1505 | |
Объем багажника, л | 476/1502 | 476/1502 | |
Снаряженная масса, кг | |||
Двигатель | Duratorq DW10C | Duratec-HE MI4 | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1997 | 1999 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | |||
Степень сжатия | 16,0:1 | 12,0:1 | |
Число клапанов | 16 | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 140/103/4000 | 150/110/6500 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 320/1750 | 203/4500 | |
Коробка передач | роботизированная, 6-ступенчатая | механическая, 5-ступенчатая (роботизированная, 6-ступенчатая)* | |
Привод | передний | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | |
Передние шины | |||
Задние шины | |||
Максимальная скорость, км/ч | 205 | 204 (200) | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 9,7 | 9,4 (9,5) | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 6,8 | 9,6 (9,1) |
загородный цикл | 4,4 | 5,0 (4,9) | |
смешанный цикл | 5,3 | 5,0 (4,9) | |
Норма токсичности | Euro 5 | Euro 5 | |
Емкость топливного бака, л | 60 | 55 | |
Топливо | дизтопливо | бензин АИ-95 | |
* Данные в скобках - для версии с роботизированной коробкой передач |