Владимир Мельников протестировал BMW первой серии нового поколения

Фото: Владимир Мельников | компания BMW

«Единицу пишем, три в уме...» Новый хэтчбек BMW первой серии по-прежнему базируется на платформе «трешки». Но фары-глаза навыкате вызывают беспокойство: все ли хорошо со здоровьем у новой «единички», не растеряла ли она живость и чуткость предшественницы?

За ответом я отправился в Берлин.

Один миллион 219 тысяч - это не только обычная цена за младшую модель BMW в России, но и количество проданных в мире «единичек» с 2004 по 2011 год. Успех! Но конкуренция в сегменте С+ растет, да и в модельной линейке BMW появился кроссовер X1, способный отнять покупателей у новой «единички». Будет ли она столь же популярна?

Основные шкалы по-прежнему аналоговые. На информационный дисплей выводятся показания действующих дорожных ограничений и указания навигации. Шкалы версии Urban без красных ободков на спидометре и тахометре выглядят серьезнее и лучше читаются
Теперь двигатель на «единичке» можно завести не доставая ключ-метку. Система «старт-стоп» входит в стандартное оснащение
0 / 0

Внешность мне нравится. Не зацикливайтесь на фарах - за такой профиль можно простить многое. В салоне - та же низкая и плотная посадка, толстенный руль, ясные приборы. Но чего в первую очередь нам не хватало в прежнем автомобиле? Комфорта и какой-никакой хозяйственности. Так вот - в новой машине есть жизнь позади спинок передних сидений. Пятидверка стала на 88 мм длиннее, колесная база выросла на 30 мм, а ноги задних пассажиров получили вроде бы смехотворные 21 мм, но на деле это означает, что при росте 188 см я усаживаюсь «сам за собой» с небольшим зазором между коленями и передним сиденьем. И садиться на жестковатый задний диван удобнее - линия крыши стала выше, проем шире, а угол открывания двери больше. Правда, третий здесь, как и прежде, лишний - из-за широченного и высоченного центрального тоннеля. Зато багажник стал просторнее на 30 л - со сложенными задними сиденьями я, похоже, смогу засунуть сюда свой велосипед, не снимая переднего колеса.

Интересно, что новая «единичка» почти не тяжелее прежней, а версия 120d даже на 30 кг легче. Кузов, на 70% состоящий из высокопрочных сталей, сбросил 12 кг, но жесткость на кручение стала выше на 10%, достигнув уровня 24000 Нм/град.

Но главное - как она едет?

Дизайнер интерьера Даниэль Майерль говорит, что стремился сделать его многослойным, «будто вы сидите в 3D-очках». Получилось! Глянцевый экран диагональю 8,8 дюйма — вершина опционной навигационной системы BMW Professional за 140 тысяч рублей. Версии попроще — с экраном 6,5 дюйма
Джойстик восьмиступенчатого «автомата» ZF вместо прежнего рычага — самое значимое эргономическое изменение в интерьере. Сама коробка работает прекрасно
0 / 0

Накануне командировки я поездил на предшественнице: двухлитровый турбодизель мощностью 177 л.с., шестиступенчатый «автомат» и фантастически точное шасси. У новой машины этот же мотор благодаря другому впускному коллектору и всеобщей оптимизации развивает уже 184 л.с., а коробка передач - аж с восемью ступенями. Но что за дела? Где прежняя связь по педали газа, где мгновенные подхват и ускорение? Чтобы автомобиль поехал, нужно от души «наступить», задержки при переключениях вниз неприятны... Зато в правом нижнем углу экрана борткомпьютер высвечивает количество сэкономленных километров. А-а-а, это режим Eco Pro!

Конструктивно передняя подвеска осталась прежней — стойки McPherson. Но из-за увеличения колеи на 51 мм стал шире подрамник, характеристики пружин и амортизаторов пересмотрены, использованы иные опоры стоек
Европейцам доступны три версии двухнаддувной дизельной «четверки» объемом 2,0 л: мощностью 116 л.с., 143 л.с. и 184 л.с. Россиянам предложат самую могучую, отличающуюся увеличенным с 1600 бар до 1800 бар давлением в топливной рампе
Экипировка у бензиновой «четверки» 1.6 серии Prince — непосредственный впрыск топлива под давлением 120 бар, турбокомпрессор Twin Scroll, бездроссельный впуск Valvetronic и изменяемые фазы газораспределения. В зависимости от версии на максимум крутящего момента двигатель выходит уже к 1350—1500 об/мин, а пик мощности приходится на 4400—4800 об/мин
0 / 0

Качающейся клавишей на центральном тоннеле, как у всех новых BMW с «пятерки» до «семерки», можно выбрать позиции Normal, Sport и Sport+. В них все гораздо лучше! Правда, «нормальный» режим тоже порой грешит экономичными заморочками, включая восьмую передачу с 80 км/ч и заставляя двигатель ворчать на оборотах чуть выше холостых. Но Sport не только сразу же предлагает пониженные ступени, но и вообще исключает из работы высшую передачу. На автобане хэтчбек прекратил разгоняться на отметке 230 км/ч, а расход солярки так и не превысил семилитровый рубеж!

И зачем после этого нужны бензиновые моторы - даже такие, как этот 170-сильный турбодвигатель 1.6 на версии 118i? Тут вам и бездроссельный впуск Valvetronic, и система изменения фаз газораспределения Double VANOS, и турбокомпрессор Twin Scroll. Если бы так же смачно звучал сам мотор... Но, увы, под пресное шипение он начинает тянуть только после 2000 об/мин, а к 5000 об/мин все уже заканчивается, хотя отсечка мягко останавливает разгон только на 6600 об/мин, к которым на второй передаче автомобиль доезжает до 103 км/ч по спидометру. Плюс тугое сцепление, упирающиеся синхронизаторы и посредственная четкость работы механизма переключения передач шестиступенчатой «механики».

Начиная с режима Sport на центральный экран можно вывести шкалы указателей используемой мощности и крутящего момента
Выход в интернет есть теперь и на автомобиле гольф-класса. В России эта опция будет стоить 5500 рублей
Режим Eco Pro можно выбрать качающейся клавишей Driving Experience Switch слева от рычага коробки передач. Его подсказки помогут сэкономить до 20% топлива, но скорость при этом не должна превышать 90 км/ч
0 / 0

Как бы странно это ни звучало, но «автомат» дарит большее удовольствие от вождения. Которое, к счастью, по-прежнему с нами!

Платформа конструктивно осталась прежней: стойки McPherson от «пятерки» спереди и многорычажка от «трешки» сзади. Причем задняя подвеска для сохранения «половинной» развесовки - полностью стальная. Но колея спереди увеличилась на 51 мм, сзади - на 72 мм, изменились опоры стоек, стал шире подрамник, пересмотрены характеристики сайлент-блоков, пружин и амортизаторов - угловая жесткость подвесок снизилась. Причем ездовых характеров у новой «единички» на самом деле три! На выбор.

Обзорность стала лучше благодаря более тонким передним стойкам и крупным зеркалам заднего вида
Отличная камера заднего вида (25 тысяч рублей) продолжает трансляцию и при движении вперед, пока скорость не превысит 10 км/ч
0 / 0

Базовая подвеска - для большинства: для тех, кому прежний автомобиль казался слишком жестким. Мелкие неровности хэтчбек почти не замечает, крупные неплохо смягчает, но… На волнах амортизаторы TRW допускают раскачку, а на череде неровностей по кузову проходят вибрации неподрессоренных масс. И управлять такой «копейкой» не очень интересно. Она прилично кренится, реакции на повороты руля мягковаты, а быстрая езда по неровным дорогам выходит нервной. Зато в ней лучше всего понимаешь, насколько улучшилась шумоизоляция. Ветер можно расслышать только после 120 км/ч, а двигатель - лишь при энергичном разгоне. Правда, шум из арок задних колес мог бы быть и поменьше.

Другое дело - M-подвеска, за которую российские дилеры будут просить 20 тысяч рублей. Дорожный просвет здесь меньше на 15 мм. Амортизаторы той же марки, но с пересмотренными характеристиками, жестче пружины. А в результате... Я узнаю ее: вот она, наша «единичка»! Живая, понятная, приятная и при этом не экстремально жесткая. Главное, что она стала гораздо терпимее к острым неровностям. Во многом это заслуга и шин Runflat третьего поколения. Их боковины с каждой новой итерацией становятся все менее жесткими - за счет того, что запас хода в случае прокола с первоначальных 200 км снизился до 75 км. Интересно, как к этой инициативе отнесутся российские покупатели?

Великолепные спортивные сиденья стоят 34 тысячи рублей плюс 16 тысяч за регулируемую поясничную поддержку — не скупитесь. Силу объятий боковых валиков тоже можно менять
Новая «копейка» не только длиннее и выше, но и шире предшественницы на 17 мм — вдвоем сзади сидеть просторнее, а вдобавок можно заказать дефлекторы климатической системы в торце переднего подлокотника
0 / 0

Новая дверная облицовка в духе заявленного многослойного стиля не только красива, но и функциональна благодаря просторным карманам
В «транспортном» положении задние подголовники ложатся горизонтально, открывая приемлемый обзор через внутрисалонное зеркало. Правда, это тоже опция — за 3500 рублей
0 / 0

И, наконец, третий вариант - с электронноуправляемыми амортизаторами Tenneco за 64 тысячи рублей. С ними автомобиль на сантиметр ниже, чем в базовой версии. В позиции Sport все очень похоже на M-подвеску, но Comfort - не для наших дорог. Мне, похоже, посчастливилось найти единственный утопленный в асфальт люк канализации во всей земле Бранденбург! Въезжаю в яму правой стороной - и… Ба-бах! Прямо как на кабриолете шестой серии, который недавно участвовал в наших испытаниях. Увы, несмотря на время реакции в 10 мс, актуаторы просто не успевают вовремя переключить клапаны амортизаторов.

Ответственный за внешность новой «единички» Николас Уит предложил две линии дизайна: Sport (на фото — слева) и Urban. Внешне они отличаются колесами, бамперами и цветовыми акцентами, от которых, правда, покупатель может отказаться. Кстати, это первый автомобиль концерна BMW с поворотниками в корпусах зеркал

Попробовать хэтчбек «в бою» удалось на одном из полигонов немецкого автоклуба ADAC. В режиме Sport можно ехать быстро и точно - система стабилизации DSC допускает легкие скольжения, а серьезные мягко гасятся «прикусами» суппортов, поскольку все равно ведут к потере скорости. Хочешь похулиганить - активируешь Sport+, в котором DSC не мешает, а помогает скользить, имитируя работу межколесного дифференциала. Как и прежде, сначала «единичка» начинает скользить передними колесами в поисках зацепа. Но если загрузить переднюю часть на входе в поворот и открыть газ, то готовьтесь ловить занос.

Удовольствие от единственного заднеприводного шасси в классе никуда не делось!

В подлокотнике — полный набор для мультимедийных подключений

Некоторые детали M-обвеса кажутся вычурными, но с ним автомобиль выглядит заметно агрессивнее обычных. В салоне иные руль, сиденья, простроченные синими нитками, и металлический упор для левой ноги

В России продажи стартуют в середине сентября, заказы уже принимаются. Самая доступная версия BMW 116i с мотором мощностью 136 л.с. стоит 875 тысяч рублей. Версия 118i - 995 тысяч рублей, а хэтчбек с дизельным мотором дороже еще на 120 тысяч. Заманчиво, ведь цены выросли всего на 20-50 тысяч рублей, но и базовое оснащение стало шире: в кои-то веки теперь не надо доплачивать за кондиционер, и разумно-достаточная «единичка» может оказаться вовсе не дороже прежней. И ощутимо дешевле будущей «трешки», которая построена на том же шасси, а следовательно... Тоже будет вполне боевой. Так что единицу пишем - три в уме!

Чтобы открыть капот, достаточно дважды потянуть ручку в салоне — искать лапку блокиратора под облицовкой, находясь на улице, больше не нужно
Объем багажника вырос на 30 литров, правда, Audi A3 Sportback все равно имеет отсек больше. Но если опустить спинку заднего сиденья (чтобы она, как на фотографии, состояла из трех частей, нужно заплатить 15 тысяч рублей), BMW возьмет верх с результатом 1200 л против 1100 л у Audi
Аккумулятор емкостью 80 А·ч, как и прежде, расположен в подполье багажника (тянущийся от него силовой провод на прошлой модели окислялся после пары российских зим, обесточивая бортовую электронику). Пустая емкость рядом с батареей — намек на возможное появление гибридных версий?
0 / 0

Паспортные данные
Автомобиль BMW первой серии
Модификация 116i 118i 120d
Тип кузова 5-дверный хэтчбек
Число мест 5 5 5
Размеры, мм длина 4324 4324 4324
ширина 1765 1765 1765
высота 1421 1421 1421
колесная база 2690 2690 2690
колея передняя/задняя 1535/1569 1535/1569 1535/1569
Объем багажника, л 360-1200* 360-1200* 360-1200*
Снаряженная масса, кг 1290 (1310)** 1295 (1315) 1345 (1365)
Полная масса, кг 1820 (1840) 1825 (1845) 1875 (1895)
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом дизельный, с аккумуляторным впрыском и турбонаддувом
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1598 1598 1995
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 77,0/85,8 77,0/85,8 84,0/90,0
Степень сжатия 10,5:1 10,5:1 16,5:1
Число клапанов 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 136/100/4400 170/125/4800 184/135/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 220(240)***/1350-4300(1500-3500) 250/1500-4500 380/1750-2750
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 8-ступенчатая)
Привод задний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые, вентилируемые
Шины 195/55 R16 195/55 R16 205/55 R16  
Максимальная скорость, км/ч 210 (210) 225 (222) 228 (228)
Время разгона 0-100 км/ч, с 8,5 (9,1) 7,4 (7,5) 7,2 (7,3)
Расход топлива, л/100 км городской цикл 7,1 (7,2) 7,5 (7,2) 5,6 (5,2)
загородный цикл 4,6 (4,7) 4,8 (4,7) 3,9 (3,9)
смешанный цикл 5,5 (5,6) 5,8 (5,6) 4,5 (4,4)
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 129 (131) 134 (131) 119 (116)
Емкость топливного бака, л 52 52 52
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 дизтопливо
* Со сложенными задними сиденьями ** В скобках - данные для автомобилей с автоматической коробкой передач *** В режиме Overboost

Рекомендованные статьи