Константин Сорокин и Great Wall на Русском Севере
Отправляясь в Архангельскую область на тест обновленных внедорожников Great Wall, я был уверен, что на дорогах Поморья буду выглядеть залетным чудаком: китайские автомобили на Русском Севере видели разве что по телевизору. И ошибся! Оказалось, что технику из Поднебесной в этих краях давно знают и охотно покупают: в одном только Архангельске за семь лет было продано более трех тысяч внедорожников Great Wall Hover.
Hover? Знаем-знаем! Ездили, плавали и даже горели. Китайские внедорожники Great Wall Hover разных поколений участвовали в сравнительных тестах, путешествовали с нами по дорогам Абхазии, доехали до мыса Немецкий и преодолели путь от Мурманска до норвежского острова Саройя. Но самую знатную трепку такой машине мы устроили в экспедиции на Аральское море, из которой Hover вернулся своим ходом, но фактически «без подвески».
Теперь «раскрученное» имя машины придется забыть: китайские маркетологи перешли на буквенно-цифровые обозначения, и бывший Great Wall Hover H3 теперь называется просто Great Wall H3. Зачем? Ведь имена собственные к машинам прилипают очень хорошо, а безликие индексы только путают потребителей. Из всех обновлений внедорожной линейки Great Wall нынешнее - самое заметное. Даром что из-под новой хромированной облицовки радиатора H3 все так же торчат «уши» автомобиля Isuzu Axiom, да и вид сзади тоже выдает «донора». Но облик посвежел, интерьер тоже стал более современным, отделочные материалы радуют неплохим качеством. Но узкий дисплей, установленный на самом «козырном» месте, - вверху центральной консоли - отображает какие-то непонятные пиктограммы, не дающие водителю никакой полезной информации. А забортного термометра, который в наших условиях нужен и полезен, в машине по-прежнему нет.
Главный козырь - под капотом. Если до недавнего времени внедорожник Great Wall H3 можно было купить только с двухлитровым атмосферным бензиновым мотором мощностью 115 л.с. (такой автомобиль стоит 775 тысяч рублей), то теперь доступна его 177-сильная турбоверсия (от 799 тысяч рублей).
И где наддув? Характерного турбоподхвата не чувствуется, «крутиться» мотор тоже не хочет, а прирост мощности под капотом ощущаешь главным образом по лучшей эластичности. Механическая коробка передач на «турбо-трешке» шестиступенчатая, но трансмиссия такая же «длинная», как на всех старых пятиступенчатых Ховерах: чтобы иметь запас тяги, приходится часто ехать на низших передачах. Скорость - за сотню, но необходимой для безопасного прохождения поворота тяги нет ни на шестой, ни на пятой, ни на четвертой передачах. На третьей - перекрут и тоже пустота под педалью.
Зато прочие ездовые повадки на очень приличном уровне. И если не обращать внимания на низкую чувствительность рулевого управления и на немалые крены кузова, то можно сказать, что на асфальте Great Wall H3 все делает правильно.
На второй день пути, когда асфальт сменился грейдером, а дефицит времени вынудил колонну увеличить темп, H3 начал расстраивать. На кочках забарабанили неподрессоренные массы, в грунтовых поворотах на руле появлялся неприятный «вакуум» и возникала знакомая диагональная раскачка кузова. И если на пустом автомобиле она еще терпима, то на груженом - уже нет. Еще досаждали пробои задней подвески, причем удары порой «проходили» на кузов так сильно, будто амортизаторы не работают вовсе. Дискомфорт отягощался еще и устойчивым дежавю: ведь точно такой же букет ощущений дарил Hover первого поколения, который участвовал в аральской экспедиции.
Схема трансмиссии на H3 осталась прежней: у машины подключаемый полный привод с демультипликатором. Управление раздаточной коробкой электромеханическое: режимы переключаются тремя кнопками. С жестко подключенным передком автомобиль хуже катится и больше (по моим прикидкам - до литра на сотню) расходует топливо. Но зато не застревает на сыпучих подъемах! Правда, если зевнуть и вовремя не переключиться, то застрянешь, потому что автомобиль с «длинной» трансмиссией и слабым мотором на сыпучих грунтах ошибок не прощает. Там, где требовалось сложное маневрирование, я сразу включал понижающую передачу, а тяжелые места старался преодолевать с разгона, активно работая рулем в поисках «зацепа». Если чувствовал, что не хватает тяги, полз дальше на буксующем сцеплении, но не давал двигателю терять обороты!
За внедорожную «геометрию» обновленной машине ставлю «четверку»: съезжая на берег с парома, пару раз сильно задевал юбкой бампера за рампу понтона - хотя «на глазок» казалось, что запас был.
Давно заметил, что в глубинке продавцы китайских автомобилей чувствуют себя куда лучше, чем в центральных регионах, но юго-восточная «интервенция» в Архангельской области поразила. Куда ни поверни голову - везде техника из Поднебесной. Даже на лодках в дремучих деревнях сплошь и рядом стоят китайские моторы Sea-Pro. Ульяновские Патриоты мелькали на дорогах всего несколько раз, а классических колхозных Козлов и вовсе не осталось - стоят ржавыми скелетами у заборов. Активно эксплуатируются лишь «буханки» и «головастики»: им по-прежнему нет альтернативы. А бывшие владельцы Хантеров неторопливо разъезжают по пыльным грунтовкам на китайских пикапах и кроссоверах.
Местные мужики говорят, что серьезных проблем с «китайцами» нет: двигатели заводятся зимой, не перегреваются летом и, что важно для этих мест, спокойно переваривают местный бензин. Временами «дурит» электрика, «цветут» кузова и есть проблемы с кузовным ремонтом. Но если не перегружать и ездить аккуратно...
- Сосед вон китайский пикап купил. Посмотрели с мужиками, а металл-то, мать его, тонкий, как бумага. Но грузить удобно, да и прицеп тащит будь здоров!
Не выдержав, перебиваю:
- Мужики, но ведь на ульяновском Патриоте по вашим дорогам можно и неаккуратно! И подвеска ямы держит...
Но УАЗы «сыпятся», отвечают мне архангельские. Ржавеют не меньше «китайцев», а бензин плохой не любят. Но интонации неуверенные. Чувствуется, что попади в такую деревеньку один нормально собранный Патриот, точно такими же словами ругали бы китайскую технику.
Но в одном с архангельскими мужиками я согласен: турбонаддув, хромированные облицовки и мультимедийные системы здесь точно никому не нужны. И уж если нет «патриотичного» настроя, то лучшим выбором для этих мест будет проверенный Great Wall H3 прошлого поколения с атмосферным мотором за 679 тысяч рублей - такие машины еще есть в продаже.
А что касается турбомотора... Мне удалось опробовать наддувный Great WallH3 с перепрошитым блоком управления двигателем: этот чип-тюнинг производится по инициативе продавцов как элемент «углубленной» предпродажной подготовки. Разница есть - уже чувствуются заявленные 177 «лошадей»! Причем дилеры уверяют, что перепрошивка никак не сокращает ресурс двигателя. Но если это так, то почему такую программу не «заливает» сам завод-производитель?
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | Great Wall | ||
Модель | H3 | H3 Turbo | |
Тип кузова | универсал | универсал | |
Число мест | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4650 | 4650 |
ширина | 1800 | 1800 | |
высота | 1745 | 1745 | |
колесная база | 2700 | 2700 | |
колея спереди/сзади | 1515/1520 | 1515/1520 | |
дорожный просвет | 240 | 240 | |
Объем багажника, л | 810/2074* | 810/2074* | |
Снаряженная масса, кг | 1905 | 1905 | |
Полная масса, кг | 2305 | 2305 | |
Двигатель | бензиновый | бензиновый | |
Расположение | впереди, продольно впереди, продольно | впереди, продольно впереди, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1997 | 1997 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 16 | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 116/85/5200 | 177/130/5250 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 175/2500-3000 | 250/2400-2800 | |
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая | механическая, шестиступенчатая | |
Привод | подключаемый полный, с демультипликатором | подключаемый полный, с демультипликатором | |
Передаточные числа | I | 3,99 | 4,18 |
II | 2,15 | 2,33 | |
III | 1,33 | 1,44 | |
IV | 1,00 | 1,00 | |
V | 0,86 | 0,84 | |
VI | - | 0,70 | |
з.х. | 4,22 | 4,22 | |
Передняя подвеска | независимая, торсионная | независимая, торсионная | |
Задняя подвеска | зависимая, пружинная | зависимая, пружинная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Шины | 235/65 R17 | 235/65 R17 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 13,0 | 10,6 |
загородный цикл | 6,8 | 7,4 | |
смешанный цикл | 9,1 | 8,7 | |
Емкость топливного бака, л | 75 | 75 | |
Топливо | АИ-92 | АИ-92 | |
* При сложенных задних сиденьях |