Илья Хлебушкин об автомобиле Volkswagen Passat восьмого поколения
Эскизы все-таки лукавили — это стало ясно, как только на подиум дизайн-центра в Потсдаме выкатился Volkswagen Passat восьмого поколения. А когда следом за ним появился универсал, я понял, почему Passat носит имя самого постоянного на свете ветра, который без перемен дует в одном направлении
На эскизах новый Passat уж очень походил на нынешний Passat CC, но «живьем» впечатление иное. Да, седан стал немного приземистее и шире, а крыша теперь ниспадает стремительнее — она ниже на 14 мм. Габаритная длина почти не изменилась (4767 мм), при этом колесная база выросла на целых 79 мм (до 2791 мм), а значит, вдобавок к увеличившейся длине салона (плюс 33 мм) укоротился и передний свес (на 40 мм).
Зауженные фары и горбинка на капоте слегка напоминают пластику автомобилей BMW. Мускулатура подштамповок на боковинах, съехавшие на панели дверей зеркала и задние фонари с многослойной светодиодной иллюминацией. «Passat в новом дизайнерском костюме», как незамысловато отрекомендовали его сами фольксвагеновцы, стараясь сыграть на чаяниях целевой аудитории.
Костюм новый, а клиенты...
Кто сказал «старые»?
Среднестатистическому владельцу Пассата — за пятьдесят, это глава семейства, отец взрослых уже детей. Мужчина в самом расцвете сил. Собственно, фольксвагеновские топ-менеджеры и дизайнеры — сами сплошь целевая аудитория. У одного из них, шеф-дизайнера марки Volkswagen Клауса Бишоффа, я поинтересовался, не стоит ли Пассату ради омоложения образа в дополнение к версии СС завести парочку престижных модификаций вроде двухдверок или кабриолета. Но в ответ получил прагматичную выкладку о том, что такой подход может повредить «другим маркам концерна» (читай — подразделению Audi).
Кстати, раз уж Passat — такой оплот традиций, то почему, проектируя с нуля автомобиль восьмого поколения, дизайнеры не вернули седану третье боковое окошко на задней стойке кузова, которое было родовой чертой машин всех поколений, за исключением генерации B6/B7? Тем более что такое окошко есть у нынешних Пассатов для американского рынка, которые немного крупнее европейских машин.
Оказывается, причина в Китае — там имя Passat будет носить как раз американский автомобиль, а европейская версия В8 станет продаваться как Volkswagen Magotan, и в глазах покупателей эти машины должны как-то различаться. Такая вот верность традициям — в рамках коммерческих интересов.
Архитектура салона почти не изменилась: едва уловимо перекроен руль, круглые стрелочные часики переползли чуть выше к лобовому стеклу, дефлекторы воздуховодов замаскированы в накладке передней панели. И никакой излишней виртуализации — на центральной консоли сохранились все «натуральные» ручки и кнопочки.
Стандартная комбинация приборов тоже с традиционными шкалами и стрелками — почти как у нынешнего Гольфа. Однако за доплату можно заказать нарядный виртуальный щиток Active Info Display диагональю 12,3 дюйма и разрешением 1440х540 точек.
Из других плодов прогресса — функция Mirror Link, позволяющая управлять смартфоном с экрана медиасистемы, карты Google в навигации, точка доступа Wi-Fi и коммутация планшетов задних пассажиров с мультимедийным комплексом по локальной сети.
Сажусь на задний ряд седана — и даже с моим негулливеровским ростом 182 см упираюсь головой в потолок! Такого с Пассатом никогда прежде не было. Хотя, может, причина просто в механизме панорамного люка?
В универсале просторнее, а места для ног с избытком в обеих версиях. Но больше всего впечатлил багажник версии Variant, прибавивший 47 л объема (до 650 л), — я с трудом дотягиваюсь до его дальних уголков. А откинув спинку заднего дивана, можно запросто устроиться на ночлег — длина грузового отсека больше двух метров! Впрочем, и у седана «трюм» вырос на 21 л — до 586 л.
Сервопривод крышки багажника теперь есть и у четырехдверки, а универсал в дополнение к функции открывания пятой двери «пинком» под бампер научился и автоматически закрывать багажник — на случай, если обе руки будут заняты поклажей. Датчики отслеживают удаляющийся ключ-метку, и система автоматически запирает крышку — главное, чтобы ключ лежал в кармане именно у вас, а не у ушедшего первым попутчика…
«Шестерки» и двухнаддувные двигатели Twincharger в прошлом — у Пассата только четырехцилиндровые турбомоторы. Бензиновые агрегаты известны по другим моделям — 1.4 TSI (125 или 150 л.с.), 1.8 TSI (180 л.с.) и 2.0 TSI (220 или 280 л.с.). А новейшее семейство турбодизелей EA288 состоит из моторов 1.6 TDI (120 л.с.) и 2.0 TDI (150 или 190 л.с.), а также версии 2.0 TDI BiTurbo (240 л.с.) с двумя разновеликими турбокомпрессорами. Полный привод — конечно же, с муфтой Haldex. Коробки передач прежние — шестиступенчатая «механика» плюс шести- или семиступенчатые «роботы» DSG. А для самого мощного турбодизеля предусмотрена семиступенчатая трансмиссия DSG c мокрыми фрикционами (DQ500).
Словно по заказу немолодой целевой аудитории — обширный комплекс «страховщиков» и помощников. Если водителю вдруг станет плохо или он уснет, Passat сам включит «аварийку» и плавно остановится. Есть системы удержания автомобиля в полосе, проекции показаний приборов на лобовое стекло, кругового обзора и мониторинга пешеходов в опасных зонах. А автопарковщик научился перпендикулярно парковать даже машину с прицепом.
Предварительные заказы на новый Passat в Европе начнут принимать с 10 июля, не дожидаясь премьеры на Парижском автосалоне, после которой «живые» машины поступят к дилерам. После смены поколений Passat с более щедрой электронной начинкой почти не подорожает: в Германии цены на седан стартуют с 25875 евро, на универсал — с 25950 евро. В России Passat появится в начале 2015 года, но планов возобновить локальную сборку — пусть даже отверточную — пока нет, машины к нам будут поступать из Германии.
Роза ветров
Два автомобиля каждую минуту — или 1 млн 100 тысяч машин за 365 дней. Таким, по словам фольксвагеновцев, в прошлом году был спрос на Passat во всем мире. Правда, ради красивой статистики немцы посчитали продажи Пассатов поколения B7 в складчину не только с североамериканской версией Passat NMS, но еще и с китайскими седанами Santana, то есть древними Пассатами B2, которые до недавних пор выпускали в Поднебесной.
А если отделить котлеты от мух, то картина окажется не такой уж радужной.
В Западной Европе Passat B7 весь прошлый год сдавал позиции: результат упал на 20%, до 153 тысяч машин, и в сегменте D+ вперед впервые вырвалась «трешка» BMW (200 тысяч автомобилей). Причем этот расклад не изменится, даже если приписать обычным Пассатам успехи седана СС — 18 тысяч машин в год.
Более крупный североамериканский Passat NMS востребован еще меньше — 110 тысяч машин в США: Toyota Camry продается почти вчетверо лучше.
Спасает положение, естественно, Китай. Европейский Passat B7 там представлен под именем Magotan — 187 тысяч машин за прошлый год. Ну а Passat NMS, который там выступает как просто Passat, стал самым популярным среднеразмерным седаном в КНР — 227 тысяч автомобилей. Плюс — 63 тысячи тех самых седанов Santana Vista.