Пробуем Jaguar XKR-S на одной из лучших кольцевых трасс Autodromo do Algarve в Португалии

Фото: компания Jaguar | Олег Растегаев

Задний привод, 550 л.с., полностью отключаемая система стабилизации. Взрывной коктейль! С «лимончиком» - в виде одной из лучших кольцевых трасс Autodromo do Algarve, что на южном побережье Португалии. Правда, выговаривать название этого коктейля лучше на трезвую голову - дабы не запутаться в согласных. Икс-кей-эр-эс. Jaguar XKR-S!

Очутившись на стоянке, первым делом открываю капот - по традиции он откидывается вперед. Но не нахожу там ничего интересного - ни тебе красных клапанных крышек, как на Audi серий RS, ни таб­личек с именем мастера, собиравшего мотор, как на Мерседесах серий AMG. Обычная пластиковая «плита» с шильдиками «Supercharged», как и на менее мощных «эрках». Впрочем, тут и впрямь знакомый по версии XKR двигатель AJ-V8 третьего поколения с механическим нагнетателем (АР №6, 2009). А 40-сильная прибавка в мощности получена за счет иных настроек систем непосредственного впрыска, зажигания и установки более «свободной» системы выпуска. Как утверждают сами инженеры, выпуск они настраивали прежде всего для лучшего звучания - ради этого в выпускных магистралях встроены клапаны с пневмоприводом, которые открываются на высоких оборотах. Когда утапливаешь педаль газа в пол и стрелка тахометра переваливает четырехтысячный рубеж, Jaguar р-р-рычит еще громче!

Под капотом никаких броских деталей — скромненько для 550-сильного двигателя. Обратите внимание на характерные ребра усилителей опор передних стоек — кузов у купе XK алюминиевый

Но даже на 6000 об/мин в этом утробном рычании нет металлических ноток, характерных для моторов Lamborghini или Ferrari. Нет того избыточного звукового давления, которое выдают двигатели Mercedes AMG.

- Наша цель - совместить комфорт с удовольствием от спортивного вождения, - объясняет Джонатан Уолс, отвечающий за разработку версии XKR-S. - И это относится не только к системе выпуска...

Получилось ли у англичан?

XKR-S похож на настоящее гоночное купе. На огромных 20-дюймовых колесах, с карбоновым сплиттером в переднем бампере, с антикрылом на крышке­ багажника. Передние сиденья - что спортивные «ковши»: с интегрированными подголовниками, с прорезями под многоточечные ремни. Но они совсем не жесткие, а на дверях расположены панели с пятью ручками электрических регулировок - есть даже настройка плотности валиков боковой поддержки!

Шайба электронного селектора «автомата» всплывает над поверхностью центрального тоннеля при включении зажигания. Рядом расположены кнопки активации зимнего режима коробки, отключения ESP и активации спортивного режима шасси (амортизаторы переводятся в «жесткий» режим, изменяется программа управления коробкой и акселератором)

Разгон впечатляет - XKR-S лихо срывается с места и, если верить паспортным данным, набирает 100 км/ч всего за 4,4 секунды - против 4,8 секунды у 510-сильной версии XKR. Первый вираж - и... Год назад на презентации шин Continental я накатал здесь кругов 20 на Porsche 911, трассу помню неплохо - и в первый же поворот зашел побыстрее, чтобы спровоцировать Jaguar на скольжение. Но ягуаровский инструктор справа напрягся, крепко схватился за ручку двери... Понятно, он меня видит в первый раз - вдруг я неадекватен, вдруг сумасшедший? А я просто слишком хорошо помню, как охотно на той же скорости в этот поворот заныривал Porsche 911!

Но Jaguar ведет себя иначе - поскольз­нувшись передней осью, он сразу включает электронику, которая грубо отсекает подачу топлива и скучно заводит автомобиль на дугу выборочным подтормаживанием колес.

Салон почти не отличается от стандартного — «лишнюю» мощность выдают лишь накладки на порогах да шильдик на руле

Когда идешь по траектории на грани скольжений - все неплохо. Специально для версии XKR-S была модернизирована передняя подвеска, на 28% увеличена жесткость передних и на 32% - зад­них пружин, переписаны программы для системы стабилизации и электронноуправляемого самоблокирующегося дифференциала. Но чуть быстрее - и Jaguar скользит «передними лапами»: недостаточная поворачиваемость. Нет такой связи с автомобилем, как в Porsche, нет той же однозначности в реакциях. Даже в режиме Sport Mode с «поджатой» подвеской Jaguar XKR-S в повороте не так стабилен, как «девятьсот одиннадцатый». Пробую сбрасывать газ на входе, потом прибавлять - в надежде, что избыточная мощность на задних колесах позволит «завести» автомобиль в поворот, но электроника в самый неподходящий момент «бьет по рукам». Где тут кнопка ее отключения?

Спортивные кресла идеальны по форме и предоставляют максимум комфорта — есть даже вентиляция
Багажник для купе неплох — пара мешков карто... то есть апельсинов войдет
0 / 0

Среди электрорегулировок сиденья есть и ручка уплотнения боковой поддержки
Крайняя правая отметка на спидометре совпадает с паспортной «максималкой» — 300 км/ч
0 / 0

Отключаю сначала Traction control - теперь Jaguar заметно лучше разгоняется на выходе из поворотов - электроника не душит двигатель. Но на входе - все та же несвобода.

Я снова тянусь к кнопке отключения DSC - ее нужно держать аж десять секунд, чтобы «вырубить» систему стабилизации полностью. Но слышу с правого кресла категорическое «No» - отключать DSC на трассе запрещено!

Ладно. Вот выеду сейчас на горные дорожки провинции Алгарве... Они тут на любой вкус - от серпантинов до ходовых извилистых связок. Есть где реализовать все 550 л.с.!

Шестиступенчатый «автомат» ZF радует быстрыми и в то же время комфортными переключениями. Если на кольцевой трассе я с удовольствием менял передачи подрулевыми лепестками, то на дорогах общего пользования достаточно повернуть шайбу селектора в положение «S».

Спортивными креслами комплектуются и «обычные» купе и кабриолеты XKR
Эффектный обвес S-версии снижает подъемную силу на 26%
0 / 0

И управляемость воспринимается уже по-другому. Если на трассе легкая недостаточная поворачиваемость раздражала, то на скоростном серпантине она в самую масть - здесь мне уже не нужно, чтобы задняя ось как-то там подрабатывала или куда-нибудь скользила. Здесь важнее стабильность, запас устойчивости - а это Jaguar демонстрирует не только под тягой, но и на сброс газа. В результате даже с полностью отключенной системой стабилизации можно уверенно атаковать повороты, попутно наслаждаясь звуком «прямоточного» выпуска.

К тормозам и на трассе, и на горных серпантинах претензий не было. Но по треку мы ездили мало - три-четыре круга. А вот если бы я, будучи владельцем такого Ягуара, приехал на автодром Алгарве на трек-день, заплатив 130 евро за три часа «покатушек», то чугунные тормозные диски вряд ли сдюжили бы. Почему в списке опций нет композитных тормозов?

Рестайлинговый XK: новые бамперы, светотехника с ходовыми светодиодными огнями в виде лежащей буквы «J» и горизонтальные вентиляционные прорези в передних крыльях вместо прежних вертикальных

- «Керамические» тормоза - дорогое удовольствие. - В голосе Джонатана Уолса сожаление. - Возможно, в будущем мы и предложим такие, но не сейчас.

Экономят англичане. Наверняка просчитали, что разработка таких тормозов нужна лишь сотне-другой энтузиастов и вряд ли окупится.

В систему выпуска встроены клапаны (обозначены стрелками), превращающие обе выпускных магистрали в прямоточные

Jag подкупает другим - комфортом. После «гонок» по серпантинам я спустился к побережью, отключил режим Sport и покатил по тихим улочкам курортных городков. Мягкая работа «автомата», едва заметный на низких оборотах рокот двигателя - а какая... Да-да, не смейтесь, вполне приличная плавность хода! Даже с грунтовкой адаптивные амортизаторы справляются - значит, не должно быть проблем и на российских дорогах.

Но много ли богатых энтузиастов согласится сменить Porsche или «шестерку» BMW на Jaguar? В прошлом году в России продано всего 45 «Икс-кеев», за семь месяцев этого года - еще 27 (из них 17 XKR). Да и мировая статистика не радует: в 2009 году модель XK разошлась тиражом всего в 6039 машин, в 2010 году продажи упали до 5454 штук... А это значит, что Jaguar выпускает XK себе в убыток. И вряд ли версия XKR-S в следующем году сильно поможет: цена литеры «R» по прайс-листу Ягуара сейчас составляет ровно миллион рублей (XK стоит 4 млн 770 тысяч, а XKR - 5 млн 770 тысяч рублей), и доплата за «S» вряд ли будет меньше.

Ягуар-с...

Паспортные данные
Автомобиль Jaguar XKR-S
Тип кузова купе
Число мест 2+2
Размеры, мм длина 4804
ширина 1892
высота 1312
колесная база 2752
дорожный просвет 100
Объем багажника, л 330
Снаряженная масса, кг 1753
Полная масса, кг 2145
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Сх 0,34
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и механическим нагнетателем
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 8, V-образно
Рабочий объем, см3 5000
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 92,5/93,0
Степень сжатия 9,5:1
Число клапанов 32
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 550/405/6000-6500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 680/2500-5500
Коробка передач автоматическая, шестиступенчатая
Привод задний
Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Шины передние 255/35 R20
задние 295/35 R20
Максимальная скорость, км/ч 300
Время разгона 0-100 км/ч, с 4,4
Расход топлива, л/100 км городской цикл 18,9
загородный цикл 8,6
смешанный цикл 12,3
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 292
Объем топливного бака, л 71
Топливо бензин АИ-95-98

Рекомендованные статьи