Пробуем Jaguar XKR-S на одной из лучших кольцевых трасс Autodromo do Algarve в Португалии
Задний привод, 550 л.с., полностью отключаемая система стабилизации. Взрывной коктейль! С «лимончиком» - в виде одной из лучших кольцевых трасс Autodromo do Algarve, что на южном побережье Португалии. Правда, выговаривать название этого коктейля лучше на трезвую голову - дабы не запутаться в согласных. Икс-кей-эр-эс. Jaguar XKR-S!
Очутившись на стоянке, первым делом открываю капот - по традиции он откидывается вперед. Но не нахожу там ничего интересного - ни тебе красных клапанных крышек, как на Audi серий RS, ни табличек с именем мастера, собиравшего мотор, как на Мерседесах серий AMG. Обычная пластиковая «плита» с шильдиками «Supercharged», как и на менее мощных «эрках». Впрочем, тут и впрямь знакомый по версии XKR двигатель AJ-V8 третьего поколения с механическим нагнетателем (АР №6, 2009). А 40-сильная прибавка в мощности получена за счет иных настроек систем непосредственного впрыска, зажигания и установки более «свободной» системы выпуска. Как утверждают сами инженеры, выпуск они настраивали прежде всего для лучшего звучания - ради этого в выпускных магистралях встроены клапаны с пневмоприводом, которые открываются на высоких оборотах. Когда утапливаешь педаль газа в пол и стрелка тахометра переваливает четырехтысячный рубеж, Jaguar р-р-рычит еще громче!
Но даже на 6000 об/мин в этом утробном рычании нет металлических ноток, характерных для моторов Lamborghini или Ferrari. Нет того избыточного звукового давления, которое выдают двигатели Mercedes AMG.
- Наша цель - совместить комфорт с удовольствием от спортивного вождения, - объясняет Джонатан Уолс, отвечающий за разработку версии XKR-S. - И это относится не только к системе выпуска...
Получилось ли у англичан?
XKR-S похож на настоящее гоночное купе. На огромных 20-дюймовых колесах, с карбоновым сплиттером в переднем бампере, с антикрылом на крышке багажника. Передние сиденья - что спортивные «ковши»: с интегрированными подголовниками, с прорезями под многоточечные ремни. Но они совсем не жесткие, а на дверях расположены панели с пятью ручками электрических регулировок - есть даже настройка плотности валиков боковой поддержки!
Разгон впечатляет - XKR-S лихо срывается с места и, если верить паспортным данным, набирает 100 км/ч всего за 4,4 секунды - против 4,8 секунды у 510-сильной версии XKR. Первый вираж - и... Год назад на презентации шин Continental я накатал здесь кругов 20 на Porsche 911, трассу помню неплохо - и в первый же поворот зашел побыстрее, чтобы спровоцировать Jaguar на скольжение. Но ягуаровский инструктор справа напрягся, крепко схватился за ручку двери... Понятно, он меня видит в первый раз - вдруг я неадекватен, вдруг сумасшедший? А я просто слишком хорошо помню, как охотно на той же скорости в этот поворот заныривал Porsche 911!
Но Jaguar ведет себя иначе - поскользнувшись передней осью, он сразу включает электронику, которая грубо отсекает подачу топлива и скучно заводит автомобиль на дугу выборочным подтормаживанием колес.
Когда идешь по траектории на грани скольжений - все неплохо. Специально для версии XKR-S была модернизирована передняя подвеска, на 28% увеличена жесткость передних и на 32% - задних пружин, переписаны программы для системы стабилизации и электронноуправляемого самоблокирующегося дифференциала. Но чуть быстрее - и Jaguar скользит «передними лапами»: недостаточная поворачиваемость. Нет такой связи с автомобилем, как в Porsche, нет той же однозначности в реакциях. Даже в режиме Sport Mode с «поджатой» подвеской Jaguar XKR-S в повороте не так стабилен, как «девятьсот одиннадцатый». Пробую сбрасывать газ на входе, потом прибавлять - в надежде, что избыточная мощность на задних колесах позволит «завести» автомобиль в поворот, но электроника в самый неподходящий момент «бьет по рукам». Где тут кнопка ее отключения?
Отключаю сначала Traction control - теперь Jaguar заметно лучше разгоняется на выходе из поворотов - электроника не душит двигатель. Но на входе - все та же несвобода.
Я снова тянусь к кнопке отключения DSC - ее нужно держать аж десять секунд, чтобы «вырубить» систему стабилизации полностью. Но слышу с правого кресла категорическое «No» - отключать DSC на трассе запрещено!
Ладно. Вот выеду сейчас на горные дорожки провинции Алгарве... Они тут на любой вкус - от серпантинов до ходовых извилистых связок. Есть где реализовать все 550 л.с.!
Шестиступенчатый «автомат» ZF радует быстрыми и в то же время комфортными переключениями. Если на кольцевой трассе я с удовольствием менял передачи подрулевыми лепестками, то на дорогах общего пользования достаточно повернуть шайбу селектора в положение «S».
И управляемость воспринимается уже по-другому. Если на трассе легкая недостаточная поворачиваемость раздражала, то на скоростном серпантине она в самую масть - здесь мне уже не нужно, чтобы задняя ось как-то там подрабатывала или куда-нибудь скользила. Здесь важнее стабильность, запас устойчивости - а это Jaguar демонстрирует не только под тягой, но и на сброс газа. В результате даже с полностью отключенной системой стабилизации можно уверенно атаковать повороты, попутно наслаждаясь звуком «прямоточного» выпуска.
К тормозам и на трассе, и на горных серпантинах претензий не было. Но по треку мы ездили мало - три-четыре круга. А вот если бы я, будучи владельцем такого Ягуара, приехал на автодром Алгарве на трек-день, заплатив 130 евро за три часа «покатушек», то чугунные тормозные диски вряд ли сдюжили бы. Почему в списке опций нет композитных тормозов?
- «Керамические» тормоза - дорогое удовольствие. - В голосе Джонатана Уолса сожаление. - Возможно, в будущем мы и предложим такие, но не сейчас.
Экономят англичане. Наверняка просчитали, что разработка таких тормозов нужна лишь сотне-другой энтузиастов и вряд ли окупится.
Jag подкупает другим - комфортом. После «гонок» по серпантинам я спустился к побережью, отключил режим Sport и покатил по тихим улочкам курортных городков. Мягкая работа «автомата», едва заметный на низких оборотах рокот двигателя - а какая... Да-да, не смейтесь, вполне приличная плавность хода! Даже с грунтовкой адаптивные амортизаторы справляются - значит, не должно быть проблем и на российских дорогах.
Но много ли богатых энтузиастов согласится сменить Porsche или «шестерку» BMW на Jaguar? В прошлом году в России продано всего 45 «Икс-кеев», за семь месяцев этого года - еще 27 (из них 17 XKR). Да и мировая статистика не радует: в 2009 году модель XK разошлась тиражом всего в 6039 машин, в 2010 году продажи упали до 5454 штук... А это значит, что Jaguar выпускает XK себе в убыток. И вряд ли версия XKR-S в следующем году сильно поможет: цена литеры «R» по прайс-листу Ягуара сейчас составляет ровно миллион рублей (XK стоит 4 млн 770 тысяч, а XKR - 5 млн 770 тысяч рублей), и доплата за «S» вряд ли будет меньше.
Ягуар-с...
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Автомобиль | Jaguar XKR-S | |
Тип кузова | купе | |
Число мест | 2+2 | |
Размеры, мм | длина | 4804 |
ширина | 1892 | |
высота | 1312 | |
колесная база | 2752 | |
дорожный просвет | 100 | |
Объем багажника, л | 330 | |
Снаряженная масса, кг | 1753 | |
Полная масса, кг | 2145 | |
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Сх | 0,34 | |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и механическим нагнетателем | |
Расположение | спереди, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 8, V-образно | |
Рабочий объем, см3 | 5000 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 92,5/93,0 | |
Степень сжатия | 9,5:1 | |
Число клапанов | 32 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 550/405/6000-6500 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 680/2500-5500 | |
Коробка передач | автоматическая, шестиступенчатая | |
Привод | задний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | |
Шины | передние | 255/35 R20 |
задние | 295/35 R20 | |
Максимальная скорость, км/ч | 300 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 4,4 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 18,9 |
загородный цикл | 8,6 | |
смешанный цикл | 12,3 | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 292 |
Объем топливного бака, л | 71 | |
Топливо | бензин АИ-95-98 |