Двойной поворот: испытываем вездеход Вымпел с техническими ноу-хау родом из ямальской тундры

Фото: Константин Сорокин

Изучая конструкцию вездехода Вымпел, который построили в подмосковном Дедовске, можно вызубрить не только устройство автомобиля, но и географию. Ярославский двигатель, минская коробка передач, раздатки из Набережных Челнов, нижегородские мосты... И технические ноу-хау родом из ямальской тундры.

Восьмиколесный транспортер, разработанный специалистами ­НПО Вымпел, будет доставлять топливо ­и ­технологическое оборудование на нефтяные и газовые месторождения полуострова Ямал — так задумали разработчики. За один рейс по тундре и зимникам он может перевезти от шести до десяти тонн груза, причем при любом состоянии почвы, нанося ей минимальный урон. Проходимость в условиях ямальского бездорожья машине обеспечивают широкие колеса, полноприводная (8х8) трансмиссия с понижающей передачей и кинематическая схема с ломающейся рамой. Ломается она ровно посередине, превращая вездеход в автопоезд из двух вагонов. В головном установлены двигатель и полноприводная трансмиссия, а в хвостовом — еще одна полноприводная трансмиссия, момент на которую передается через дифференциальный привод с головного звена. Для повышения проходимости межзвенные и межосевые кинематические связи можно блокировать, для увеличения тяги — включать демультипликаторы, а гидроцилиндры, установленные на сцепке, позволяют бороться за живучесть машины в тяжелых условиях.

Рычаг переключения передач — аттракцион «А ну-ка, попади!». Слева под рулем расположены рычаги управления гидроцилиндрами тягово-сцепного устройства
Чтобы попасть на место водителя или переднего пассажира, приходится перешагивать через массивный капот двигателя. Или перепрыгивать
В задней части головного модуля ­расположены мягкие продольные банкетки с рундуками. Здесь же можно организовать и спальные места
Хвостовой модуль — это просто платформа под грузы или технологиче­­ское оборудование, например буровую установку
0 / 0

Базовая версия Вымпела грузо-пассажирская. Экипаж и вахтовые бригады располагаются в головном звене с теплой кабиной (тут можно организовать 10—14 посадочных мест), а в холодном хвосте (платформа укрыта тентом) находится груз или технологическое оборудование. Обитаемый модуль выглядит удобным и уютным: дверной проем широкий, тамбур позволяет разместить вещи, а мягкие боковые лавки можно использовать и как спальные места. Только на ходу здесь шумно, жарко и здорово потряхивает. Ситуацию с микроклиматом наверняка получится исправить шумо­изоляцией капота двигателя и принудительной вентиляцией моторного отсека, а вот улучшить плавность хода можно только загрузкой или балластированием — по крайне мере на нынешних колесах. Дело в том, что на экспериментальной версии Вымпела используются толстые камерные шины от трактора Кировец, которые очень плохо демпфируют жесткие неровности, а короткоходная рессорная подвеска на пустой машине и вовсе не работает. В подконтрольную эксплуатацию на Ямал Вымпел уйдет на мягких бобруйских пневматиках, и это должно частично решить проблему комфортного передвижения по сухому и мерзлому грунту.

На таких препятствиях наглядно видно преимущество сочлененной схемы: двухзвенная машина отличается отменной опорной проходимостью
Межзвенный шарнир позволяет принудительно складывать звенья машины друг относительно друга в двух плоскостях и обеспечивает дополнительную «винтовую» подвижность. Ограничение по углу поворота составляет тридцать градусов — это страховка от переворота на плаву и при движении по крутым косогорам
0 / 0

Сев за руль, я опозорился. Потому что сначала не смог совладать с минской коробкой передач, а потом бездарно наматывался на баранку, пытаясь объехать хоть одно препятствие. Про четкость и избирательность привода не буду даже заикаться: «втыкаемость» — вот оценочная характеристика этого агрегата. Представьте, что вы лупите кулаком в дряхлый деревенский забор. Удар! Отскок… Еще раз — бах! Больно… Потом вдруг — хрясь! — гнилая штакетина проломилась. Вот и включили передачу. Поначалу я корил себя за утраченные навыки, но, понаблюдав, как работает рычагом заводской испытатель, успокоился: тоже кулаком по забору, только более метко. Кстати, учитывая моментную характеристику ярославского дизеля, грузоподъемность и условия работы машины, не грех взглянуть и в сторону альтернативных методов передачи энергии. Гидрообъемная или гидромеханическая трансмиссия (с автоматическим или полуавтоматическим переключением передач) смотрелась бы здесь более уместно. Она существенно упростила бы конструкцию, позволила сбросить вес и радикально облегчила бы труд водителей, которым в северных условиях и так приходится несладко.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи