Двойной поворот: испытываем вездеход Вымпел с техническими ноу-хау родом из ямальской тундры
Изучая конструкцию вездехода Вымпел, который построили в подмосковном Дедовске, можно вызубрить не только устройство автомобиля, но и географию. Ярославский двигатель, минская коробка передач, раздатки из Набережных Челнов, нижегородские мосты... И технические ноу-хау родом из ямальской тундры.
Восьмиколесный транспортер, разработанный специалистами НПО Вымпел, будет доставлять топливо и технологическое оборудование на нефтяные и газовые месторождения полуострова Ямал — так задумали разработчики. За один рейс по тундре и зимникам он может перевезти от шести до десяти тонн груза, причем при любом состоянии почвы, нанося ей минимальный урон. Проходимость в условиях ямальского бездорожья машине обеспечивают широкие колеса, полноприводная (8х8) трансмиссия с понижающей передачей и кинематическая схема с ломающейся рамой. Ломается она ровно посередине, превращая вездеход в автопоезд из двух вагонов. В головном установлены двигатель и полноприводная трансмиссия, а в хвостовом — еще одна полноприводная трансмиссия, момент на которую передается через дифференциальный привод с головного звена. Для повышения проходимости межзвенные и межосевые кинематические связи можно блокировать, для увеличения тяги — включать демультипликаторы, а гидроцилиндры, установленные на сцепке, позволяют бороться за живучесть машины в тяжелых условиях.
Базовая версия Вымпела грузо-пассажирская. Экипаж и вахтовые бригады располагаются в головном звене с теплой кабиной (тут можно организовать 10—14 посадочных мест), а в холодном хвосте (платформа укрыта тентом) находится груз или технологическое оборудование. Обитаемый модуль выглядит удобным и уютным: дверной проем широкий, тамбур позволяет разместить вещи, а мягкие боковые лавки можно использовать и как спальные места. Только на ходу здесь шумно, жарко и здорово потряхивает. Ситуацию с микроклиматом наверняка получится исправить шумоизоляцией капота двигателя и принудительной вентиляцией моторного отсека, а вот улучшить плавность хода можно только загрузкой или балластированием — по крайне мере на нынешних колесах. Дело в том, что на экспериментальной версии Вымпела используются толстые камерные шины от трактора Кировец, которые очень плохо демпфируют жесткие неровности, а короткоходная рессорная подвеска на пустой машине и вовсе не работает. В подконтрольную эксплуатацию на Ямал Вымпел уйдет на мягких бобруйских пневматиках, и это должно частично решить проблему комфортного передвижения по сухому и мерзлому грунту.