«Ретропримерка»: ездим на трехдверке ВАЗ-2108, отреставрированной сотрудником Авторевю
С 1984 по 2003 год с конвейера сошли 885 тысяч «восьмерок». А в наших руках оказалась машина, выпущенная в 1990 году и любовно отреставрированная сотрудником Авторевю Евгением Карпуниным. Мотор 1.3 (63 л.с.), «короткое крыло», «низкая панель»... В восьмидесятые ВАЗ-2108 стоил 8300 рублей, но купить его по госцене можно было, только постояв два—три года в очереди. Сейчас подобный автомобиль в приличном состоянии реально найти за 100 тысяч рублей, а цены на ухоженные экземпляры начинаются от 150 тысяч.
Если кто-то вам скажет, что ранние «восьмерка» и «девятка» — хлам, знайте: он ничего не понимает в автомобилях. Для нашей страны это такой же повод для гордости, как первый спутник. Хотя в народе имя Спутник, которое хэтчбекам дал тогдашний главный конструктор АвтоВАЗа Георгий Мирзоев, не прижилось — машины прозвали Зубилами. Можно, конечно, все списать на сладостную ностальгию, но «десятка», появившаяся в середине девяностых, и за автомобиль-то не считается, а на ухоженной «восьмерке» не стыдно ездить и сейчас. По уровню взаимодействия с водителем, по искренности обратной связи это лучшее, что придумали в СССР.
Вы пробовали этот плотный, с моментальным откликом привод акселератора? Настроенный карбюратор реагирует мгновенно, переходные режимы логичны — и ты по-настоящему кайфуешь от управления скоростью, даже несмотря на скромный моторчик 1.3. Когда в Тольятти перешли на распределенный впрыск, в педаль газа будто вкололи лидокаин: усилие обмякло, чувствительность пропала, словно наступаешь на полуспущенный мяч.
Азарт в откликах на руль не растерялся за тридцать лет. Реакции естественные, интересные и живые, с приятным доворотом под сброс газа. Когда я пересаживаюсь из новой Калины-2 в старую «восьмерку», не могу отделаться от мысли, что все тридцать лет эту платформу модернизировали со знаком «минус». Зубило для водителя — это яркая поляна с ароматом разнотравья, а Калина — затхлый подвал с прошлогодними огурцами.