В нашей «примерочной» — Toyota RAV4

Фото: Евгений Ерохин | Степан Шумахер | Юлия Майорова

Новая Toyota RAV4 вышла на рынок в феврале и уже к лету вырвалась на второе место по продажам среди кроссоверов — впереди только гораздо более доступный Renault Duster. Цены на «рафик» начинаются с 998 тысяч рублей за переднеприводную версию с двухлитровым мотором (146 л.с.), «механикой», обычным кондиционером и стальными колесами. А на «примерку» мы взяли полноприводный кроссовер с турбодизелем 2.2 (150 л.с.) и шестиступенчатым «автоматом». Такие машины предлагаются только в дорогих комплектациях с кожаным салоном, электроприводом водительского сиденья, ксеноновыми фарами, камерой заднего вида, системой бесключевого доступа и сервоприводом пятой двери, поэтому цена — минимум 1 млн 460 тысяч рублей. А наш кроссовер с системами слежения за разметкой и контроля слепых зон, навигатором и окраской «металлик» оценивается в 1 млн 546 тысяч рублей.


Олег Растегаев

Эксперт Авторевю
Рост 190 см
Водительский стаж 20 лет
Ездит на автомобиле Ford Focus 1.8

Первым делом я отправился за манометром — проверить давление в шинах: судя по тому, как автомобиль, словно электричка, отстукивает швы и стыки асфальта, шины наверняка перекачаны. Но давление оказалось в норме — 2,2 атм «по кругу». И шины размерности 225/65 R17 не самые жесткие — Michelin Latitude Tour HP. Значит, дело в подвеске — похоже, машину сделали менее валкой в ущерб комфорту. Попутно, кстати, уменьшив и дорожный просвет: если у предыдущего «рафика» это были внушительные 194 мм, то у нового под пластиковой защитой моторного отсека я намерил лишь 180 мм. У пустого автомобиля. Хотя «по паспорту» — 197 мм…

По высоте RAV4 остался тем же, зато вытянулся аж на 17,5 сантиметра! И теперь на задних сиденьях даже можно подремать, по-самолетному откинув спинку. И багажник стал бы одним из самых больших в классе, если бы не полноразмерная запаска, которую скрывает высокий пол.

За рулем испытываешь двоякие чувства. С одной стороны, здесь приятное сиденье с достаточной боковой поддержкой, безупречные руль и педали, насыщенная современным оборудованием центральная консоль, которая не дает скучать в пробках — перебирать музыкальные файлы с телефона или радиостанции, нажимая на сенсорный дисплей, одно удовольствие. Но почему в автомобиле за полтора миллиона рублей автоматическим режимом одарен только водительский стеклоподъемник? Почему на водительской двери подсвечена только одна клавиша?

И в движении RAV4 разбалансирован. Если раньше он был скучным с точки зрения управляемости, но комфортным и простым в управлении, что помогло ему снискать лавры дамского угодника, то сейчас комфорт «съежился»: помимо отмеченной жесткости хода, в салоне дизельной версии всегда слышен пусть ненавязчивый, но все же различимый и не самый ласковый рокот мотора. А управляемость если и стала лучше, то ненамного: до азартных настроек шасси того же Тигуана — как до Луны. И разгон в начале хода педали акселератора слишком вялый, отчего, например, выезды со второстепенной дороги, когда нужно вписаться в динамичный поток, оборачиваются стрессом.

Будь я непоколебимым фанатом марки Toyota, я бы все равно задался вопросом: стоит ли покупать «раскормленный» RAV4 за полтора миллиона рублей, если можно добавить двести тысяч — и взять Highlander, более комфортный автомобиль, но при этом ничуть не в меньшей мере воплотивший в себе все фамильные ценности Тойоты.


Глеб Рачко

Владелец компании по продаже олдтаймеров
Рост 173 см
Водительский стаж 13 лет
Ездит на автомобилях Maserati Quattroporte и Caterham 7

Инструмент… Механизм… Вместе с новым дизайном новый RAV4 стал еще больше похож на роботизированный модуль для перемещения высокоорганизованных белковых соединений. Душой здесь не пахнет. Какой бы аромат у нее ни был. Если кратко, то ответ на главный вопрос рубрики «Примеряем на себя» будет простым: «Нет, этот автомобиль мне не подходит».

Потому что он скучный. И слишком правильный. Еще немного — и вместо имен будут номера. А одинаковую одежду начнут выдавать организованно? И, глядишь, всех пересажают… на автомобили Toyota.

А ведь многие добровольно идут по этому пути — и имеют на то немало причин. От RAV4 веет надежностью, стабильностью и графиком роста ипотечного кредитования. Мне он почему-то напомнил Land Cruiser 100: ощущение, что в автомобиле просто ничего не может сломаться. И кресла удобные — редкий случай, когда поясница не проваливается, спина не устает. Хотя когда ей было устать? За те часы, что я провел за рулем возмужавшего кроссовера: на жестком диске памяти в папке «RAV4_июнь» сохранился лишь приятный звук магнитолы. Управляемость, дизайн, характер? Не записалось. А вот это осталось: силовой агрегат — дизель с «автоматом» — выше всяких похвал. И хорошо, что мне не пришлось заправлять тестовую машину: мог бы и опозориться, залив вместо солярки бензин. Очень уж тих и динамичен моментный мотор: такой дизель мне по душе.

Но пьют не с лица, а бьют не по пас­порту. А посему без критики интерьера не обойтись. «Надо, Федя… Надо!» Кондовые клавиши, устаревшая графика, недорогая пластмасса, не слишком-то красивые приборы. Но… Есть у меня друг в Санкт-Петербурге, который много лет счастливо ездит на RAV4 первого поколения. Зеленая трехдверка, кажется, способна передвигаться даже после ядерного взрыва под днищем. Да, она забавно прыгает на колдобинах и уже вся гремит, но едет же! После стольких-то сотен тысяч на одометре! Если нынешнее поколение «рафика» столь же долговечно, я снимаю шляпу. Инструмент! Механизм!


Наталья Якунина

Художественный редактор Авторевю
Рост 178 см
Водительский стаж 18 лет
Ездит на автомобиле Toyota RAV4

На первые, появившиеся в Москве в 90-е годы «рафики» я смотрела с завистью. На «рафик» второго поколения уже поглядывала с гордостью: у меня тогда была красавица Honda HR-V.

Случилось так, что Хонду сменил более практичный автомобиль — Toyota RAV4 третьего поколения, и я его приняла с восторгом. Семь лет не доставили хлопот, мне комфортно, удобно и безопасно.

Не скрою, что я ждала четвертого пришествия. Меня уже стали напрягать подвывание в зоне пятой двери, отсутствие USB-разъема и подсветки всех кнопок, раздражала даже сумка, воображающая себя непристегнутым пассажиром (ей бы крючочек справа от центральной консоли). Мечтала, что в новом «рафике» переднее пассажирское сиденье будет складываться, образуя горизонтальную поверхность, — чтобы сподручнее было перевозить длинномеры. Ждала, конечно, и обновления внешнего вида.

И вот он явился. Большая рыба-хищник — такая, что сожрет не задумываясь. Выразительно, но как-то неуютно уже рядом с автомобилем.

Внутри — ни доли вальяжности, настрой деловой и тоже хищный: сиденье плотно обхватывает, поясничный валик подпирает, а передняя панель настолько строга, что остается смотреть только вперед и думать о том, как поднять бизнес на новые высоты.

Ручка двери такая, что держаться за нее не хочется — спасибо, что выполняет свою главную функцию. Очечник исчез, а кнопки всех стеклоподъемников, кроме водительского, все так же не подсвечиваются. Очищаемая зона лобового стекла со стороны водителя стала меньше на пару сантиметров, на задний диван третьего пассажира не посадишь — в центре он слишком выпуклый, а крайние пассажиры, если худенькие, скатываются к дверям, словно уклон сидений, как у дорог, стремится к обочине.

Не произвел впечатления и багажник: задние сиденья сдвинуть вперед теперь нельзя, полезный объем «съело» запасное колесо, погрузочная высота увеличилась.

На неровных дорогах автомобиль стал менее комфортным, жестко передавая удары от выбоин и ям.

Зато двери теперь фиксируются в нескольких промежуточных положениях, появилось углубление для полуторалит­ровой бутылки и много всякой электроники. Багажник удобно открывается и закрывается кнопкой, а руки остаются чистыми. А нажав на кнопку Sport, можно рвануть вперед.

И Рав рванул. Но не навстречу женщинам, любящим своих детей и заботящимся о них. Если у него и осталась женская аудитория, то это женщины-бизнесмены, женщины-охранники и женщины-госчиновницы.


Илья Хлебушкин

Обозреватель Авторевю
Рост 182 см
Водительский стаж 23 года
Ездит на автомобиле BMW X3

Давным-давно я знавал ее куколкой, почти игрушечной пляжной девочкой. Позже — нескладным подростком, серой мышкой, затерявшейся в толпе себе подобных. А нынче — эвона, значит, как…

Размерами «рафик» за малым не подсиживает Land Cruiser! А о чем думали дизайнеры, вырисовывая все эти самобытные линии кузова, — о доспехах японских самураев и их же устрашающих масках?

Разглядывать салон еще интереснее. Хотя бы потому, что он изо всех сил старается выглядеть богатым, но местами я не в силах сдержать улыбку. От великого до смешного действительно один шаг!

Нарубленные широкими взмахами катаны обшивки дверей и будто сдвинутые землетрясением тектонические слои передней панели в «тактильных» местах обшиты мягкой, в цвет сидений, кожей, но на тоннеле пола — аляповатая, не сочетающаяся ни с чем вставка «под карбон». Большой современный «ЖК-телевизор» дисплея снизу поджат монохромным экранчиком, напоминающим первые мобильники, а сверху — модной в 80-х полоской «цветомузыки» с неизменными кварцевыми часиками. Ряды безыскусных плоско-прямоугольных кнопок всколыхнули двадцатилетние воспоминания о моей бывшей Тойоте Карине. А эта трогательная прострочка — настоящими нитками! — дешевенькой пластиковой накладки на руле?

Сзади тоже попахивает раздвоением личности. Простора — хоть палатку ставь, спинки сидений услужливо откидываются, но пусто и неуютно, как в доме с голыми стенами.

А в багажник я лучше бы и не заглядывал. Может, они пытались изобразить гору Фудзи? Кажется, о запаске сначала забыли, а спохватившись, н­аспех запихнули ее под нелепый горб-подиум. А чтобы отвлечь внимание, сверху развесили головоломку из шторок и гамачков-сеточек.

Я был готов простить тойотовских инженеров — похоже, они просто увлек­лись настройками шасси. Это первый RAV4, который мне приятно водить: не раздражающий недопониманием дуэт дизеля и «автомата», легковые повадки, небольшие крены — почти гармония. Но тут меня одернула подвеска, напугав жесткими «выстрелами» отбоя на ямах с острыми краями.

Еще сильнее осадил прайс-лист: чтобы стоить как Land Rover Freelander или BMW X1, нужно быть личностью. Цельной.


Константин Сорокин

Редактор Авторевю
Рост 178 см
Водительский стаж 22 года
Ездит на автомобиле Kia Soul 1.6 CRDi

Надо ли говорить, что дизель на этой машине классный? Надо! Потому что он действительно такой. Тихий, тяговитый и экономичный: как я ни топтал акселератор на загородной трассе, больше 8,5 литра на сотню сжечь не смог. Автоматическая трансмиссия — пусть не эталон четкости, но работает вменяемо, на твердую четверку. Что касается шасси, то претензия только к задней подвеске, которая очень нервно отрабатывает жесткие неровности, создавая эффект езды на сильно перекачанных шинах, — на разбитом асфальте это здорово досаждает.

Но интерьер просто угнетает. Я не смог избавиться от ощущения, что вижу старый дизайн-проект, нарисованный для машины позапрошлого поколения. Его достали из архива, стряхнули пыль…

Спору нет, эстетическое восприятие у всех разное, и «гладильную доску», протянувшуюся от центральной консоли в сторону переднего пассажира, кто-то тоже может принять за удачный элемент дизайна. Но мне трудно переварить симбиоз современных технологий и эргономических решений прошлого века. Мультимедийная система реагирует на голос, головной свет автоматически переключается с дальнего на ближний, у машины есть системы слежения за разметкой и контроля слепых зон — класс! Но из шести кнопок на водительской двери почему-то подсвечивается только одна (велик ли смысл экономить, если шлейф уже проведен?), в комбинации приборов нет индикации включения ближнего света, а шкалы спидометра, топливомера и указателя температуры охлаждающей жидкости выглядят как циферблаты дешевых будильников. Куцый монохромный дисплей, напоминающий экраны микрокалькуляторов «made in USSR», заставляет напрягать зрение, а убогие электронные часы, расположенные в верхней части центральной консоли, и вовсе хочется залепить жвачкой.

Придираюсь? А вы взгляните на ценник! В салоне автомобиля за полтора миллиона рублей мне хочется видеть единую стилистическую идею и соответствующую ей эргономику. Я их не увидел.


Иван Шадричев

Эксперт Авторевю
Рост 170 см
Водительский стаж 43 годa
Ездит на автомобиле Ford Transit Connect 1.8 TDCI

Объявлена внешность нового RAV4 не менее как спортивной. И я знаю этот спорт: борьба сумо, там такие же упитанные ребята. Правда, двигаются они, бывает, шустро.

Думал, и Toyota дизельная будет проворной, однако же разгон плавен и скучен. Особо комфортным тоже не назвать — хоть вибраций и немного, зато шумен мотор при ускорениях.

Комфортнее, помягче хотелось бы и подвески: даром что шины высокого профиля, потряхивает изрядно.

За рулем сижу вполне удобно, на не лишенной изящества панели вижу простенькие приборы средней читаемости. Изъян нашел лишь в одном: часть кнопок убрана вниз, под панель. Уж не намеренно ли — к примеру, чтобы кнопкой Sport пореже пользовались? Да еще ручка дверная настолько массивна, что обхватить ее мне никакой возможности нету.

На заднем сиденье просторно, неплохо будет и третьему, потому как пол ровный. Однако из прочих бытовых удобств есть лишь регулировка наклона спинок — маловато будет. Уже не говорю про обогрев сидений — знамо, безумных денег он стоит, так ведь и обдува задним пассажирам не назначили.

Багажник впечатлил не столь самоподъемной дверью, сколь подиумом над запаской. Причем нужды огород городить вовсе не было — запас по высоте есть. Нужно было лишь на фазе проектирования дать «ванне» чуток больший диаметр. 

И с фонарями задними недоработка вышла — надо было их верхние полки строго «в горизонт» вывести, отличные бы столики для пикника получились!

«Беспрецедентную проходимость» проверять не стал — знаю про короткоходность подвесок, особенно задней. Рыбакам да охотникам такую машину точно не посоветую.

Себе? Ничем не «зацепил» меня автомобиль — оттого лишь бесстрастное описание и вышло. Как-то так.


Владимир Мельников

Корреспондент Авторевю
Рост 188 см
Водительский стаж 9 лет
Ездит на мотоцикле Honda CBR 600 RR

Мне нужно было забрать у друга громоздкий тренажер. Заглянул в здоровенный багажник Тойоты — и поехал. Но пришлось покорячиться, поднимая тяжелую железяку на уровень груди: для того чтобы разместить в подполье полноценную запаску, погрузочную высоту сделали негуманной. Зато если разложить задние сиденья, то в RAV4, кажется, можно запихнуть содержимое однокомнатной квартиры. Собрался уезжать, увидел, что узкий дворовый проезд перегородил кое-как припаркованный Mitsubishi Pajero — и легко объехал помеху, забравшись на высокий бордюр. Кажется, я мало-помалу начинаю входить во вкус кроссоверовладения.

А утром, когда открыл инструкцию к тренажеру, узнал, что его можно сложить чуть ли не до размеров телевизора с жидкокристаллическим экраном, а еще через день обнаружил, что из того двора есть второй выезд. Может, кроссоверы — это автомобили для тех, кто не читает инструкций и все проблемы решает в лоб?

В таком случае RAV4 — один их лучших вариантов, потому что невероятно прост. Бензиновые моторы — атмосферные, турбодизелю уже семь лет, о чем напоминают тарахтение и вялая по современным меркам тяга. Внутри — никаких изысков, а «дубовый» пластик можно мыть из шланга. Не понравилась только столь же «дубовая» подвеска — я все же рассчитывал на больший комфорт. Но крест на дизельной версии ставит цена — 1 млн 460 тысяч рублей. Зато с двухлитровым бензиновым мотором полноприводный RAV4 можно купить уже за 1 млн 135 тысяч. И надо брать не глядя! Не только потому что так делают те, кто не читает инструкций, — просто внешность у него такая, что может и отпугнуть.


Леонид Голованов

Редактор Авторевю
Рост 176 см
Водительский стаж 26 лет
Ездит на автомобилях Mitsubishi Lancer Evolution и ГАЗ-21Р

«Новый Toyota RAV4», — гласит рек­лама. Как меня это бесит. Ну неужели не чувствуется, что слово «Тойота» в русском языке, великом и могучем — женского рода, а RAV4 — это… «Она»? Была. В те времена, когда носила название Fun Cruiser. В первом поколении. Да и во втором тоже. Даже в третьем «равчатая» хоть и посерьезнела, но оставалась женственной.

А новый RAV4 — это «он». Этакий Serious Cruiser. Как важно быть серьезным?

Не знаю, не знаю.

Конечно, дизайн эффектен, да и интерьер неплох — с двухэтажной панелью, еще и обшитой кожей. Но приборчики-то простенькие, как в каком-нибудь Chevrolet Aveo. И почему к некоторым кнопкам — например, к клавише Sport — приходится тянуться куда-то вниз, словно в подвал?

Сзади — простор, и кресла похожи на шезлонги: отклоняя назад спинку, вы одновременно слегка отодвигаете и подушку, меняя позу на более расслабленную. Удобно! И складываются задние сиденья просто и «в горизонт».

Но посмотрите, сколько места в багажнике «съела» полноразмерная запаска, ради которой под полом машин для России пришлось городить специальный пенопластовый ложемент!

Едет дизельный RAV4 неплохо. Задумчив на старте, но отзывчив на ходу: только нажал — сразу ускорение. «Автомат» не раздражает, подвеска даже радует — жестковата, но без дискомфорта. Мужская поступь у «нового Тойоты». Однако не любит он поворачивать: чуть порезче заложишь вираж, и руль чересчур тяжелеет. Нет в «нем» той легкости, которую я так ценил в «ней».

И ощущения «премиума» не появилось: «новый Toyota» на ходу воспринимается примерно так же, как Kia Sportage — который тысяч на двести дешевле. А за полтора миллиона рублей можно взять уже Kia Sorento. Конечно, есть RAV4 с двухлитровым бензиновым мотором и вариатором — он подешевле, но на тест-драйве у дилеров таких не найти!

А «свидание вслепую» — не мой метод знакомства. Тем более с персонажем мужского рода.

Верно, Государственная Дума нынешнего созыва?


Сергей Знаемский

Старший редактор Авторевю
Рост 185 см
Водительский стаж 12 лет

«Новый RAV4. Спортивный снаружи…» Ну да, почти с такой гримасой я и сам возвращаюсь с первой за лето пробежки: глаза — как амбразуры, челюсть загребает воздух… Настоящий атлет.

Судя по лицу, тойотовский паркетник тоже преображался в мучениях, через силу. Кнопку Sport ему всучили, словно подарочный абонемент в фитнес-клуб — теперь, милый, не отвертишься. И он даже сходил на пару тренировок.

О, Sport, ты миф.

Ты — набор упражнений, который не приносит ни радости, ни результата. Да, управлять кроссовером с новым шасси приятнее, чем прежде, но в спринтерских дисциплинах RAV4 все равно несилен, как ни жми на кнопки и педали. И в ловкости владения собственным телом он уступает таким соперникам, как Volkswagen Tiguan или Mazda CX-5.

Можно, конечно, и дальше начинать каждую поездку с «подхода» к спортивной кнопке. Но зачем напрягаться, когда мощный дизель и в обычном, «неспортивном» режиме довольно бодро управляется с ловким «автоматом»? Для чего ворочать нарочно утяжеленной баранкой, если электроусилитель и так не скупится на реактивное действие?

Интерес к занятиям быстро угас, «кнопка-абонемент» осталась забытой где-то в дальнем углу комода центральной консоли. Но эхо тех потуг все еще живет в потревоженных мышцах подвески — новый RAV4, словно растренированный клерк наутро после «качалки», теперь болезненно вздрагивает на всех неровностях.

И я вместе с ним. Чем больше ям, тем чаще я вспоминаю, что лучший автомобиль для спорта — тот, в котором комфортно уезжать из спортзала. И тем больше скучаю по «жирку» прежнего «рафика». Семейный кроссовер имеет право быть мягкотелым, и если бы новый RAV4 c увеличившимся салоном, с удобными сиденьями, с большим багажником и развлекательными системами сохранил бы былой ездовой даже не комфорт, а уют, — это и был бы «спорткар»!

Но в «накачанном» тойотовском­ паркетнике мне и скучновато, и дискомфорт­но. Вот если бы я обладал повышенной степенью собственной мягкотелости… Может, тойотовцы как раз и настраивали плавность хода в расчете на, скажем так, более солидных клиентов?

Но я-то как раз, наоборот, думал немного скинуть вес. Пора уже выбраться на вторую пробежку. Самому, без тебя, RAV4.


Паспортные данные
Автомобиль Toyota RAV4
8,8 л/100 км - таков средний эксплуатационный расход топлива за все время «примерки», вычисленный по показаниям одометра и данным топливораздаточных колонок. Диапазон температур окружающего воздуха во время «примерки» от +13°С до +26°С
Тип кузова пятидверный универсал
Число мест 5
Размеры, мм длина 4570
ширина 1845
высота 1670
колесная база 2660
колея передняя/задняя 1570/1570
Объем багажника, л 506-1705*
Снаряженная масса, кг 1715
Полная масса, кг 2190
Двигатель дизельный, с аккумуляторным впрыском и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см3 2231
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 86,0/96,0
Степень сжатия 15,7:1
Число клапанов 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 150/110/3600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 340/2000-2800
Коробка передач автоматическая, 6-ступенчатая
Привод полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Тормоза Задние тормоза дисковые
Шины 225/65 R17
Максимальная скорость, км/ч 185
Время разгона 0-100 км/ч, с 10,0
Расход топлива, л/100 км городской цикл 8,1
загородный цикл 5,9
смешанный цикл 6,7
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 176
Емкость топливного бака, л 60
Топливо дизельное
* Со сложенными задними сиденьями

Рекомендованные статьи