Японский автопром: все пропало? Мнение Голованова

Фото: wikipedia.org | компании-производители | Леонид Голованов

Японский автопром сдает позиции: страна словно едет накатом на нейтрали. Под уклон? В чем была причина взрывного японского роста и что пошло не так? Есть ли шанс на возрождение? После пятилетнего перерыва я слетал в Токио обычным туристом. И увы, не увидел ничего обнадеживающего.

Первый шок настиг уже в токийском аэропорту: на выходе из самолета нас встречали… латиноамериканцы. По стойкам паспортного контроля распределяли индусы или индонезийцы. А японцы только ставили штампики.

Никогда такого не было. Испокон веков фактически.

«Мы как-то пытались привлечь гастарбайтеров к самой простой работе, — рассказывали мне тойотовцы лет 20 назад в ответ на вопрос, почему даже грязную работу японцы в своей стране делают сами. — Завезли китайцев и поставили их учитывать трафик на перекрестках. Но эксперимент пришлось прекратить: китайцы просто шли пить чай, а потом вписывали данные наобум, с потолка. Вернули своих — и вновь стали получать верную дорожную статистику».

Почему люди Страны восходящего солнца такие перфекционисты в большом и в малом, в чем причина их коренного отличия от других азиатских народов, подчас не менее трудолюбивых? Без исторического экскурса здесь не обойтись. У нас же с вами серьезный разговор, верно?

Рассечь и уйти

Все мы слышали про бусидо — «путь останавливающего копье». Свод правил самураев, корни которого уходят глубоко в прошлое тысячелетие. Верность, справедливость, мужество, готовность к смерти ради своего господина. У самурая было много обязанностей, но и прав было немало. И среди них — кири-сюте гомен. В переводе — «рассечь и уйти», привилегия немедленно нанести удар мечом простолюдину в ответ на оскорбление.

Не накричать. Не дать по морде. А моментально выхватить катану — и…

Конечно, все было не так просто. Запрещалось убивать лекарей и акушерок (они имели право не уступать дорогу самураям, так как могли спешить на помощь), у обидчика должно было быть хоть какое-нибудь оружие для защиты. И обязательны свидетели, ведь потом у наказавшего отбирали меч и месяц вели расследование. Если оказывалось, что самурай порезал простолюдина почем зря, то его самого могли казнить.

Но главное — удар катаной, подчас смертельный, по правилу кири-сюте гомен следовал немедленно. Не уступил тропу, не поклонился или пролил чай на самурая в таверне — ты труп.

К чему я веду? К тому, что в средневековой Японии хамы и неумехи просто не выживали. Тысячелетний искусственный отбор.

Конечно, вежливость и исполнительность прививались и религиями: буддизм, синтоизм и конфуцианство культивируют эти добродетели. Но добрым словом и катаной, как известно, можно сделать куда больше, чем просто добрым словом.

А еще одна особенность Японии — на ее территорию ни разу не ступала нога захватчика. Наоборот, это японцы активно вмешивались в корейско-китайские разборки. Из всех же внешних угроз серьезную опасность представляли только монголы: когда внук Чингисхана Хубилай подчинил себе Китай с Кореей и Вьетнамом, он дважды посылал к Японии огромные флотилии. Но оба раза армады были разметаны жестокими штормами. После чего и появилось слово «камикадзе» — тот самый «божественный ветер», что отстоял независимость Японии в XIII веке.

При этом до XVII века Страна восходящего солнца активно воспринимала континентальную культуру Китая и Кореи. Даже птица Хоо, императорский символ на эмблеме тойотовских флагманов Century, заимствована у Поднебесной. Но потом Японию открыли европейцы — и спровоцировали жесткую изоляцию.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи