Голованов о мировом автопроме: кто выживет?

Фото: wikipedia.org | агентство Belga | компания BYD | компания Dacia | компания Ford | компания Volkswagen

Концерн Volkswagen готовится к масштабным сокращениям, Mercedes-Benz продает свою долю в китайском СП Denza и отдает инжиниринг бренда smart на откуп Geely. Даже Tesla перестала расти. Гудбай, Америка с Европой и Японией, сожрет вас бурно растущий китайский тигр?

Да, но нет. И вот почему.

 –О, я вас знаю, вы ведь в Авторевю пишете? Читаю давно, старенький Subaru Forester до сих пор в семье. А недавно вот взял Exeed VX, доволен как слон. Всего пять лямов, а ощущение такое за рулем… Ну как вам объяснить… Что я богат, понимаете?

Эта встреча на парковке не единичная: буквально каждый мне хвалит своего нового «китайца». И общая тональность — ну и зачем теперь нам все эти Audi-BMW-Mercedes, которые втрое дороже?

Призрак бродит по Европе, призрак китайского автомобилизма. На фоне кембрийского автоэлектровзрыва в КНР, когда объемы выпуска тамошних новых моделей растут сумасшедшими темпами, медленное восстановление продаж традиционных концернов выглядит слабостью и почти провалом. Ведь старый автопром так и не оправился от череды ударов: сперва кризис ­2008-го, который ­де-факто обанкротил GM и подчинил Chrysler итальянцам, потом дефицит чипов, ковид — и постоянные волны торговых войн с Китаем.

Плюс «зеленый переход» с ужесточением евронорм токсичности выхлопа. Концерны отлично жили десятилетиями, планируя окупаемость оснастки для выпуска ДВС, — и вдруг дизели на свалку истории? А в батарейных технологиях и материалах внезапно вышел в абсолютные лидеры Китай. «Караул! — бьет тревогу глава концерна Stellantis Карлос Таварес. — Себестоимость китайских электромобилей на треть ниже наших».

«Мы должны сами стать китайцами», — предлагает Карлос Таварес. Мол, надо снижать себестоимость. Но как это сделать, если уровень жизни и социальные обязательства в Западной Европе в разы выше, чем в КНР? На фото — протесты работников брюссельского завода Audi, который собираются закрывать из-за недостаточно высокого спроса на выпускаемые здесь электрические кроссоверы Q8 e-tron и Q8 Sportback e-tron (49 тысяч машин в 2023 году)

И ладно бы дело было только в ­«костах». Но нет, КНР уже и в технологиях выходит вперед. Батарейного монстра CATL буквально рвут на части: Ford хочет строить с китайцами гигафабрику в Мичигане, Stellantis подписывает меморандум о сотрудничестве, Beijing Hyundai просится в стратегические ­партнеры. Электромоторы с углеволоконной обтяжкой роторов, рассчитанных на 35 000 об/мин, — пожалуйста. Собственные операционные системы Huawei и Xiaomi — легко. Про 800-вольтовую архитектуру и говорить нечего. Равно как и про доминирование лидарных компаний Hesai и RoboSense над проблемными американскими стартапами.

Господдержка? Да, Китай последовательно делал все для создания собственной мощной научно-технической базы. Причем первая часть слова — «научно» — здесь не менее важна: по числу патентных заявок и регистрациям промышленных образцов китайцы обошли Америку еще в 2021-м. Недаром те же Hesai и RoboSense основали выходцы из университетов, а работы над новыми моделями ведутся совместно с вузами. Которых в КНР сейчас около трех тысяч — примерно втрое больше, чем в США.

Кстати, знаете ведь научную точку зрения на причину бурного роста разнообразия живых существ в начале кембрия около 555 миллионов лет назад? Самая распространенная сейчас теория такова: после протерозойского ледникового периода, когда ­«Земля-снежок» окончательно растаяла, обрадованные микроорганизмы стали активно выделять кислород, в потеплевшую воду попало колоссальное количество фосфора с кальцием, что запустило скелетную революцию. Появились сначала водорослееды и зоопланктон, потом первый хищник аномалокарис — и все это за каких-то 35 миллионов лет. Что, по сравнению с предыдущими миллиардами лет, действительно взрыв.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи