Игорь Владимирский протестировал первый в мире массовый купе-кабриолет Ford Fairlane 500 Skyliner
Идея создания автомобиля с убирающимся жестким верхом принадлежит американцу Бену Эллербеку из Солт-Лейк-Сити - в далеком 1922 году он построил первый в мире «трансформер» со съемным жестким верхом, взяв за основу двухдверный Hudson Super Six. Крыша представляла собой единое целое с задним стеклом и с помощью рычажного механизма, приводящегося вращающейся рукояткой в правом борту автомобиля, сдвигалась назад, «накрывая» заднюю часть кузова. Эллербек предлагал свое изобретение компаниям Ford и Packard, но воротил автобизнеса оно тогда не заинтересовало.
Идея была забыта почти на десять лет, пока в 1931 году ее не воскресил француз Жорж Полен - стоматолог по профессии, но дизайнер и инженер по призванию. Его конструкция, получившая название Eclipse («Затмение»), была оснащена громоздким электроприводом, а сама крыша «пряталась» в багажном отделении. Сначала Полен безуспешно пытался заинтересовать своим изобретением Андре Ситроена, но позже договорился с кузовным ателье Pourtout, и первым автомобилем со складной крышей Полена в 1933 году стал четырехдверный Hotchkiss. Позже эту конструкцию ставили на выпускавшийся во Франции автомобиль Lancia Belna, а в 1934 году очередь дошла до автомобилей Peugeot. Сначала купе-кабриолеты строились по единичным заказам, а первым относительно массовым «трансформером» стал Peugeot 402 Eclipse (с 1935 по 1939 год сделано 580 машин): для него дорогостоящий электропривод крыши предлагался за доплату, а в «базе» была рукоятка, как у конструкции Эллербека.
В 1940 году о жестком складном верхе вспомнили и в Америке: один из первых в мире концепт-каров Chrysler Thunderbolt был оснащен алюминиевым кузовом, крыша которого «опрокидывалась» в отдельный отсек, вращаясь вокруг оси за плечами седоков.
После войны первыми к идее купе-кабриолета вернулись американцы - причем из корпорации Ford, чьи менеджеры тридцать лет назад отшили первопроходца Эллербека. Изначально механизм убиpания жеcткого веpха команда инженера Гила Спира пpоектиpовала для автомобиля Continental Mark II 1955 года - самой дорогой модели в фордовской иерархии, которую даже было решено продвигать отдельно от марки Lincoln. Но спрос на базовое купе оказался столь низким, что на каждом пpоданном экземпляpе коpпоpация Ford теpяла по тыcяче доллаpов (сама машина стоила 10 тысяч долларов). Поэтому в 1957 году модель сняли с производства. Но на pазpаботку складного жесткого верха уже было потрачено более двух миллионов долларов, которые нужно было хоть как-то «отбить», поэтому чудо-крышу решили пристроить на другую модель. Однако у машин Lincoln, разработанных еще в начале пятидесятых, cиcтема не умещалаcь в багажнике, а полностью новая модель готовилась только к 1958 году. Запаздывала и подготовка нового модельного ряда Mercury. Ближе всех к конвейеру оказались новые Форды. Так, говоря языком нынешних маркетологов, технологии премиум-сегмента появились на «народном» автомобиле Ford Fairlane 500 1957 модельного года.
Купе-кабриолет, получивший название Skyliner, был самым длинным в семействе: почти 5,4 м от бампера до бампера, а в ширину - без малого два метра. Выпускавшийся в те годы советский ЗИМ лишь на локоть длиннее.
Мы нашли Ford Skyliner в Москве - в коллекции реставрационной мастерской Камышмаш.