Игорь Владимирский протестировал первый в мире массовый купе-кабриолет Ford Fairlane 500 Skyliner

Фото: Степан Шумахер

Идея создания автомобиля с убирающимся жестким верхом принадлежит американцу Бену Эллербеку из Солт-Лейк-Сити - в далеком 1922 году он построил первый в мире «трансформер» со съемным жестким верхом, взяв за основу двухдверный Hudson Super Six. Крыша представляла собой единое целое с задним стеклом и с помощью рычажного механизма, приводящегося вращающейся рукояткой в правом борту автомобиля, сдвигалась назад, «накрывая» заднюю часть кузова. Эллербек предлагал свое изобретение компаниям Ford и Packard, но воротил автобизнеса оно тогда не заинтересовало.

Типичный интерьер пятидесятых: огромная тонкая баранка и выдающаяся в дверной проем рамка панорамного лобового стекла. Отверстия вверху на рамке — для винтовых замков крыши

Идея была забыта почти на десять лет, пока в 1931 году ее не воскресил француз Жорж Полен - стоматолог по профессии, но дизайнер и инженер по призванию. Его конструкция, получившая название Eclipse («Затмение»), была оснащена громоздким электроприводом, а сама крыша «пряталась» в багажном отделении. Сначала Полен безуспешно пытался заинтересовать своим изобретением Андре Сит­роена, но позже договорился с кузовным ателье Pourtout, и первым автомобилем со складной крышей Полена в 1933 году стал четырехдверный Hotchkiss. Позже эту конструкцию ставили на выпускавшийся во Франции автомобиль Lancia Belna, а в 1934 году очередь дошла до автомобилей Peugeot. Сначала купе-кабриолеты строились по единичным заказам, а первым относительно массовым «трансформером» стал Peugeot 402 Eclipse (с 1935 по 1939 год сделано 580 машин): для него дорогостоящий электропривод крыши предлагался за доплату, а в «базе» была рукоятка, как у конструкции Эллербека.

Для удобства посадки на задний диван спинки передних сидений откидываются под углом. А спинка дивана установлена почти вертикально — за ней бензобак
Задние стекла убирались внутрь бортов, вращаясь вокруг нижнего крепления передней кромки
0 / 0

В 1940 году о жестком складном верхе вспомнили и в Америке: один из первых в мире концепт-каров Chrysler Thunderbolt был оснащен алюминиевым кузовом, крыша которого «опрокидывалась» в отдельный отсек, вращаясь вокруг оси за плечами седоков.

Задние стекла убирались внутрь бортов, вращаясь вокруг нижнего крепления передней кромки

После войны первыми к идее купе-каб­риолета вернулись американцы - причем из корпорации Ford, чьи менеджеры тридцать лет назад отшили первопроходца Эллербека. Изначально механизм убиpания жеcткого веpха команда инженера Гил­а Спира пpоектиpовала для автомобиля Continental Mark II 1955 года - самой дорогой модели в фордовской иерархии, которую даже было решено продвигать отдельно от марки Lincoln. Но спрос на базовое купе оказался столь низким, что на каждом пpоданном экземпляpе коpпоpация Ford теpяла по тыcяче дол­лаpов (сама машина стоила 10 тысяч долларов). Поэтому в 1957 году модель сняли с производства. Но на pазpаботку складного жесткого верха уже было потрачено более двух миллио­нов долларов, которые нужно было хоть как-то «отбить», поэтому чудо-крышу решили пристроить на другую модель. Однако у машин Lincoln, разработанных еще в начале пятидесятых, cиcтема не умещалаcь в багажнике, а полностью новая модель готовилась только к 1958 году. Запаздывала и подготовка нового модельного ряда Mercury. Ближе всех к конвейеру оказались новые Форды. Так, говоря языком нынешних маркетологов, технологии премиум-сегмента появились на «народном» автомобиле Ford Fairlane 500 1957 модельного года.

На первых Скайлайнерах манетка управления крышей выглядела именно так, и только потом ее заменили на солидный пульт в центре передней панели. Тянешь на себя — крыша убирается, нажимаешь — поднимается
Джентльменский набор: спидометр, одометр, топ­ливомер, указатель температуры охлаждающей жидкости и шкала режимов «автомата»
Для включения первой передачи «автомата» нужно опустить «кочергу» в нижнее положение Lo
0 / 0

Купе-кабриолет, получивший название Skyliner, был самым длинным в семействе: почти 5,4 м от бампера до бампера, а в ширину - без малого два метра. Выпускавшийся в те годы советский ЗИМ лишь на локоть длиннее.

Мы нашли Ford Skyliner в Москве - в коллекции реставрационной мастерской Камышмаш.

Какой огромный! Картер главной передачи - как у грузовика, в задней подвес­ке - шестилистовые рессоры... Первым делом пробую сложить верх - для этого слева от рулевой колонки установлена манетка. Тяну ее на себя - и... За процесс отвечает смонтированный в багажнике блок реле, к которому подключены электродвигатели и концевые выключатели, расставленные по пути «следования» крыши и сопровождающих механизмов. Причем между фазами происходит ощутимая пауза - по две-три секунды. В отсутствие электроники такая схема полностью исключает «конфликт» разных элементов механизма: крыша не начнет складываться при закрытой крышке багажника. Но весь процесс занимает почти минуту!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи