Дедушка Логана: ретротест глобального бюджетника Renault 4

Дедушка Логана: ретротест глобального бюджетника Renault 4
Ретротест | АР №11 2018
Фото: Игорь Владимирский | компания Renault

Логановское семейство показало нам, каким может быть глобальный народный автомобиль. Но в Renault давно знали этот рецепт, ведь во второй половине двадцатого века у компании уже была модель Renault 4 — дешевая и неприхотливая рабочая лошадка, которая продавалась почти по всему миру. Я поездил на «четверке» на ее родине, во Франции.

Шел 1956 год, когда глава фирмы Renault Пьер Дрейфус предложил проект под условным названием blue jeans car — недорогой и универсальный, как джинсы, автомобиль. Нишу народной машины в компании тогда занимал заднемоторный Renault 4CV, компоновку которого французы подсмотрели у немецкого Жука. Но эхо войны затухало, Франция богатела — и миниатюрный «кятр-шво» уже перестал удовлетворять потребностям рынка. Тем более что переднеприводный Citroen 2CV, также вышедший после войны, продолжал завоевывать популярность.

Послевоенный Renault 4CV

Именно компоновку Дрейфус изменил в первую очередь. Расположенный в корме мотор не только делал машину абсолютно неприспособленной к перевозке грузов, но и затруднял создание модификаций с другими кузовами. Поэтому для будущей модели под названием Renault 4 приняли набирающую популярность схему с передним приводом.

Однако разработка нового силового агрегата оказалась бы слишком накладной, поэтому инженеры просто перенесли четырехцилиндровый двигатель с коробкой передач из кормы в переднюю часть кузова. Даже не разворачивая их задом наперед! Карлосу Гону явно было у кого поучиться сокращению расходов. Так родилась уникальная по сегодняшним меркам компоновка: коробка передач вынесена в передний свес, а мотор расположен продольно в пределах базы. Эта особенность ­предопределила и характерный облик «четверки» с коротким передним свесом и длинным капотом. Пресловутому расстоянию престижа здесь позавидуют многие дизайнеры дорогих машин!

«Четверка» должна была стать предельно практичной, поэтому в корме оборудовали даже не люк, как у Ситроена, а полноценную пятую дверь, через которую можно загрузить не только чемоданы, но и сноп сена, что компания впоследствии активно демонстрировала на рекламных фотографиях.

Необычно подошли и к конструкции самого кузова: Renault 4 имел несущее основание в виде стальной «ванны», которая представляла собой силовой каркас из профилей коробчатого сечения и приваренные к ним панели пола. К этой конструкции на болтах крепились силовой агрегат, элементы шасси и верхняя часть кузова.

Наконец, обязательным пунктом в проекте Дрейфуса была всеядная подвеска, позволяющая без опаски дубасить по региональным грунтовкам.

Премьера состоялась в июле 1961 года. Одновременно с Renault 4 свет увидела и предельно упрощенная его версия под названием Renault 3. Она имела 600-кубовый двигатель и прорубленную прямо в панели передка решетку радиатора, а из оснащения исключили омыватель лобового стекла и окошки в стенках багажника (хотя «глухими» поначалу были и базовые версии четвертой модели). Но Renault 3 рынок не принял — и машина исчезла из гаммы уже через год. А вот «четверка» пошла!

Пятидверки с 750-кубовыми моторами мощностью 28 л.с. разлетались как горячие пирожки. Миллионный автомобиль сошел с конвейера уже в 1966 году. Со временем машина менялась незначительно. Вместо трехступенчатой коробки передач появилась четырехступенчатая, рос объем двигателя, добавлялся декор. Мне же довелось прокатиться на модификации Renault 4 GTL, выпущенной в 1980 году, — тогда это была самая дорогая и богатая разновидность «четверки». Здесь уже мотор объемом 1,1 л (34 л.с.), пластиковые решетка радиатора и передняя панель, мягкие сиденья вместо «стульчиков», есть ремни безопасности. Но в остальном…
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи