Спутники времени: ретротест к 40-летию ВАЗ-2108

Фото: архив АВТОВАЗа | Михаил Марков
Экспертная группа: Ярослав Цыпленков

Умом Россию не понять, зубилом общим не... Или да?

«Восьмерке» только что исполнилось 40 лет. Говорят, такое не отмечают. Но ­по-моему, это отличный повод поздравить автомобиль, который провез нас сквозь четыре разные эпохи. В восьмидесятых Лады восьмого семейства были мечтой, в девяностых стали реальностью, в 2000-х — нормой, в ­2010-х — обузой. А середину 2020-х «восьмерка» встречает в статусе... Классики? 

Пусть ответят ее современники.

Я шагаю по одной из частных подземных парковок в центре ­Москвы. Вдоль стены выстроились Мерседесы SLS AMG во всех разновидностях. За ними ­стоят Lamborghini Diablo, Audi S2 и BMW 1M. Шеренгу Porsche разных ­моделей открывает 911 Dakar, а замыкает Carrera GT.

На этом паркинге обитает сразу ­несколько богатых автоколлекций разных владельцев. Но я здесь не ради суперкаров. У меня на бирке от ключей написано: «ВАЗ-2108». Год выпуска — 1991-й. Цвет — вишневый. Эта Лада тоже тут живет.

Дальняя часть паркинга заставлена десятками машин под серебристыми чехлами. Силуэты угадываются без труда: Москвичи, Волги, Нива. Целый выводок Самар и Жигулей. Есть ­«десятка» и ЗиЛ. Да тут весь наш автопром! Причем в таком состоянии, которого эти машины, возможно, не видели даже на заводе. Словно модельки серии «Автолегенды», но в масштабе один к одному.

Страсть к коллекционированию массовых советских машин перебралась со стеллажей журнальных серий прямиком на VIP-паркинги. Соседство ВАЗов с Porsche и Lamborghini уже не удивляет: состоятельные фанаты собирают и то и другое. А самые раритетные Лады могут стоить и по несколько миллионов.

Вот и «восьмерка», которую я должен забрать, — это не Самара из ­соседнего двора, а капсула времени. Короткое крыло, низкая панель, родная краска, двигатель 1300. Нужно только накинуть клеммы, проверить масло и подкачать бензин.

Вишневый цвет номер 127 навсегда вошел в зубильный фольклор благодаря песне про «девятку». Но и «восьмерке» он к лицу. На этом ракурсе хорошо видны отличия машины 1991 года от экземпляра 1985-го. ­Во-первых, у поздней Лады две прорези в бампере вместо шести. Во-вторых, три черные вставки в нишах над клювом

Две капсулы

Поныв пару секунд, мотор просыпается и неспешно вспоминает, сколько у него цилиндров. Тахометра тут нет. Правого зеркала, центрального замка и задних инерционных ремней — тоже. Зато есть запах новой машины. Аккуратная светлая обивка кресел нежна и практически непорочна, наполнитель не просижен, пластик на руле и рычаге коробки передач как будто только из отливочной формы. Панель приборов светится надеждой: на одометре всего 1000 км.

Ностальгическую идиллию портит лишь сирена газовой сигнализации в паркинге, которая, похоже, не знает, что такое прогрев на «подсосе». Режима рециркуляции у «восьмерки» тоже нет. Пора выбираться в свет, навстречу ТО и поздравлениям.

Этот тест я задумал давно, но все не мог определиться, какие именно машины в него позвать. «Восьмерку» в наиболее сохранном заводском состоянии или «восьмерку» наиболее раннего выпуска? Так пусть будет и то и другое.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи