Рейтинг-тест Авторевю 2020: путешествие в Карелию с электромобилем

Фото: Дмитрий Питерский | Никита Колобанов | Сергей Знаемский

Шесть кроссоверов, три легковушки, верные друзья за рулем — вот идеальная завязка для побега из московского офиса в Карелию. Но если с вами еще и электромобиль, то... Вы когда-нибудь приходили на мальчишник с детской коляской? Однако угадайте, какой из автомобилей-участников проехал весь маршрут от начала до конца, а какой вернулся домой на эвакуаторе?

Это первая наша экспедиция, которая столько простояла на заправках. То есть на зарядках. И я буквально чувствовал, что если Audi e-tron подключить не к станции, а напрямую к нервным окончаниям любого из коллег, то батарея зарядится намного быстрее.

Знаете, как обычно проходят экспедиции Авторевю? Суровые профессионалы утром прикручивают себя к водительскому креслу, включают зажигание и не моргая проезжают тысячу километров. Короткий отдых, завтрак — и еще почти тысяча верст в один присест. Съемки, интервью и технические перерывы организованы примерно в том же темпе. До Тбилиси наши марафонцы добираются за три дня, до ­Нарьян-Мара — за четыре, до Алтая — за пять. А тут путь Москва — Ладога — Москва растянулся почти на неделю. Коллеги не оценили.

Если бы у нас был конкурс красоты, победил бы Volkswagen Arteon — самый фотогеничный и редкий автомобиль из финалистов. Его чаще всего провожали взглядом. Но это никак не связано с покупательскими симпатиями: опрос на сайте Авторевю показал, что 21,9% наших читателей купили бы себе RAV4 (мы исключили накрученные голоса), а еще 18,9% — Karoq. Ноздри BMW совершенно не мешают спросу: радикальный X7 получил 13,7% голосов, а Mercedes GLS — только 10,7%. Купить Audi e-tron хотели бы 7,6% респондентов, а Mercedes GLB — 7,0%. Polo по симпатиям оказался чуть впереди Артеона — 6,5% против 5,9%. А Kia K5 немного востребованнее, чем Seltos, — 4,0% и 3,8% соответственно

Считается, что это я протащил e-tron в финал рейтинг-теста, отдав ему максимум баллов на предварительном этапе. Но вообще-то кроме меня за Audi еще голосовали Мельников, Струков, Рачко и Питерский. И я по-прежнему уверен, что электромобиль в финале — это лучшее, что могло с нами случиться. Ведь если бы не Audi, Сорокин не обледенел бы за рулем, Голованов не возвращался бы в Москву на Сапсане, а я не спал бы в машине возле трансформаторной подстанции. Впрочем, обо всем по порядку.

Два через два

Москва — Санкт-Петербург, 750 км

Велика Россия, но податься на электромобиле из Москвы некуда. Единственная трасса, хоть как-то оборудованная быстрыми зарядными станциями, — на Питер. Выходит, в выборе маршрута тоже виноват e-tron.

Если стартовать из Москвы заправленными под завязку, то Arteon и дизельные GLS и X7 — это автомобили, которым совершенно неважно, открылись АЗС на трассе М11 или нет. У большого Мерседеса бак на 90 л, у BMW — на 80, а в опциональный 66-литровый бак Артеона бензина влезает столько, что хватит ­доехать до финской границы, убедиться, что она все еще закрыта, и вернуться в Питер. Почти 1200 км на одном дыхании!

Что мы берем в свои экспедиции? Вот самый простой джентльменский набор: налобный фонарик, мультитул, термос. Обязательны автоинструмент, инвертор, стремянка, тросы и буксировочная стропа. Несмотря на наличие в машинах штатных навигаторов, мы страхуемся картами в смартфонах, поэтому крепления для гаджетов приветствуются, а 12-вольтовые зарядки вообще незаменимая вещь. Многое из этого можно купить на сайте нашего партнера по рейтинг-тесту-2020 Авито Авто. Причем сделки можно совершать не только как физическое лицо, но и с помощью безналичных переводов между юридическими компаниями

При желании без дозаправки могут обойтись Polo (55 л) и Mercedes GLB 220 d (60 л), но вот Kia K5 (60 л), Toyota RAV4 (55 л), Skoda Karoq (55 л) и Kia Seltos (50 л) на это вряд ли способны. А электрическому Audi остановка необходима уже в Твери, через 160 км после Московской кольцевой автодороги.

Дело в том, что от Солнечногорска до питерского КАДа быстрые зарядки есть только в пяти местах: в Клину, возле Завидово, под Тверью, в Валдае и перед Тосно. Во всяком случае, так было осенью прошлого года, когда состоялся наш выезд. К концу декабря на М11 уже заработала цепь бесплатных 80-киловаттных ЭЗС на площадках отдыха (восемь точек примерно через каждые 100 км), но в октябре на всей новой магистрали к нашим услугам была одна-единственная тверская колонка постоянного тока. Причем за деньги — 12 рублей за киловатт-час, или примерно тысяча рублей за полную батарею е-трона.

На нуле e-tron может проехать 10—20 км, но потом включится аварийный режим с ограничением скорости

Этого заряда ему как раз хватает на 230 км до Валдая, но, чтобы туда попасть, нужно съехать на старую дорогу — и разбить сердце водителям Артеона, BMW X7 и Мерседеса GLS. Эти автомобили просто созданы для взлетной полосы М11 — быстрые, тихие, комфортные. Дорогу до Питера они могут пролететь за пять часов — почти как Сапсан. И это будут пять часов настоящего водительского счастья.

Самое удивительное, что e-tron для такой езды подходит еще больше: по сочетанию скорости и плавности хода он просто Maglev на магнитной подушке. Проблема только в том, что со скоростью 130 км/ч электрический Audi может двигаться ровно два часа, за которые он пройдет около 260 км. А если поднять темп всего на 10 км/ч, батарея разрядится уже за 190—200 км. И раз мы договорились ехать одной группой, значит, во-первых, не гоним. А во-вторых — в Валдае у всех снова привал.

Сложно полтора часа пить кофе возле ЭЗС. И часто негде. А чтобы пересидеть зарядную сессию в машине, е-трону не хватает столика и специального режима климат-контроля — возле розетки на полную работает только подогрев кресел

Два через два — вот наше расписание «электричек» на Питер. Пару часов едем — и примерно столько же заряжаемся. Такой график щадит Seltos, RAV4 и Polo, которым езда по М11 в «режиме Сапсана» дается ценой мучения моторов и водительских барабанных перепонок. Но для всех остальных удовольствия мало, ведь после Валдая мы снова возвращаемся на М11, а возле Новгорода опять съезжаем на «бесплатку», чтобы в третий раз зарядить батарею на станции в деревне Рябово.

А сколько у нас клинков? А мушкетов? А километров до следующей зарядки?

Вроде бы до Питера теперь всего девяносто километров, но на часах уже глубокий вечер: стартовав из Москвы в шесть утра, наша колонна как минимум пять часов провела на стоянках и припарковалась у гостиницы только в 20:00. А e-tron вообще прибыл ближе к одиннадцати, показав среднюю скорость 47 км/ч и заслужив за свою стремительность гордое прозвище — е-тромб.

Ужин отменяется? В дороге с электромобилем даже названия деревень тебе на что-то намекают

Западный берег

Санкт-Петербург — Киркколахти, 342 км

Помните «Петербург Достоевского»? Он жив. Просто переехал за КАД. Те места, которые описывал классик, давно облагородились, нарядились и превратили центр Питера в город-кафешку. Но эстафету подхватили новые спальные районы — однообразные тесные человейники, выросшие между промзонами и лесами. Наверное, сегодня так выглядят окраины любого большого города России, хотя тяжелое северное небо ­все-таки придает питерским ЖК особый дух. Именно его мы ощутили, когда первым делом увидели на улице кулачную дорожную разборку. В согласии с утонченным питерским стилем дело происходило на проспекте Культуры.

Кстати, как выяснилось, для ориентирования среди незнакомых улиц лучше всего подходит мерседесовская навигационная система с дополненной реальностью. Причем GLS имеет пока что ­бета-версию — перед важным перекрестком система включает на центральном дисплее живую трансляцию с фронтальной видеокамеры и прямо на картинке стрелками показывает, в какой проезд нужно сворачивать. Очень удобно. А в новом S-классе эта функция будет работать уже через проектор на ветровое стекло.

Дополненная реальность в Мерседесе — сегодняшний идеал навигационных подсказок

Навигационные комплексы BMW и Audi тоже отличные проводники с хорошими проекционными дисплеями. А вот Артеону такого как раз не хватает, хотя в нем карту можно вывести на всю ширину приборной панели. Ну а медиакомплексы в двух автомобилях Kia хоть и выглядят современно, но работают по старинке: адрес нужно вбивать вручную чуть ли не с почтовым индексом, про умные подсказки и нейропоиск в близлежащих районах эти системы ничего не знают. Хотя в K5 есть проектор на стекло и возможность подключить интернет со смартфона, чтобы строить маршрут с пробками.

Проекционные дисплеи — следующий этап массовой «экранизации» автомобилей. Пока набор данных скромен даже в Audi (на фото), но проекторы уже пришли в бюджетные сегменты: и Kia K5, и Seltos предлагают такие опции

В Тойоте прежде всего расстраивают архаичные графика и интерфейс, а Polo и Seltos просто лишены навигации. Но бедность не порок. А вот то, что вытворяют Skoda Karoq и Mercedes GLB, лежит уже за гранью. В этих машинах на мультимедийных системах есть кнопки c обозначением NAV, но в реальности никакой навигации нет. И если в Шкоде такой подлог можно объяснить унификацией тачскрина с более богатыми версиями, то мерседесовцы не постеснялись установить на центральном тоннеле настоящую кнопку Navi/Map, которую можно продавить хоть до асфальта, но карта от этого в GLB все равно не появится. Жаль, потому что в богатых версиях этот кроссовер предлагает ту же дополненную реальность, что и GLS.

В осеннем сравнительном тесте у бензинового GLB 250 отклеилась накладка на крыле, а теперь у дизельного GLB 220 d отошел порог

В Питере мы провели две ночи, однако наша культурная программа включала только трек «Игора Драйв» и магазин «Электротовары». О событиях на автодроме Владимир Мельников рассказал отдельно, а вот насчет магазина следует объясниться.

Петербург легко может преподать Москве урок по развитию инфраструктуры для электромобилей: быстрых станций здесь в два раза больше, чем в столице. Тридцать две колонки постоянного тока — и это только уличные общегородские, работающие в сети Ленэнерго, а есть еще станции на брендовых АЗС и в торговых центрах, плюс многочисленные терминалы переменного тока. Но самое отрадное, что примеру мегаполиса пытаются следовать и Ленинградская область, и Карелия: собственные зарядные станции устанавливают себе рестораны, отели и базы отдыха (очевидно, в расчете на туристов из Финляндии).

О том, что на парковке автодрома «Игора Драйв» есть три бесплатные зарядные станции, даже говорить не стоит. Кажется, здесь это становится просто правилом хорошего тона. И вообще на пятачке между Питером, Ладогой и государственной границей недостатка в станциях почти нет. В плане электрификации это наш West Coast — западный берег Ладожского озера, «северная Калифорния». Именно туда мы и направляемся — в Сортавалу и дальше в сторону озера Янисъярви.

Правда, навигация Audi российских зарядок в упор не видит — мол, ближайшая станция в Финляндии. Поэтому берем в руки телефон, открываем приложение PlugShare и начинаем звонить тем, кто отметил себя «EV-friendly». И вот тут добро пожаловать обратно в Россию — каков шанс, что трубку на ресепшене турбазы или ресторана поднимет человек, который разбирается в форматах зарядных разъемов, характеристиках напряжения и силы тока? Ноль целых, ноль десятых.

Поэтому, чтобы не попасть впросак, мы решили найти переходник, который позволит нам заряжать Audi от любых «гаражных» розеток на 380 вольт. Как нетрудно догадаться, в продаже таких не бывает. Не беда: в магазине электротоваров мы за 979 рублей купили силовую вилку на 380 В и 32 А («папу»), силовую розетку на 380 В и 16 А («маму»), метр мощного кабеля — и Голованов, вооружившись отверткой и пассатижами, соорудил адаптер. Который, забегу вперед, не пригодился.

Переходник с 32-амперной «большой» вилки на 16-амперную розетку, который Голованов соорудил за полчаса, нам так и не понадобился. Пока

Новенькая трасса А121 — глянцевая визитка Ленобласти и Карелии, четырехполосная европейская автомагистраль с разделительным барьером, живописным ландшафтом и нескучным ограничением скорости 110 км/ч. Придорожные указатели — словно по пути в Краснодарский край, а не на Русский Север: Ягодное, Плодовое, Солнечное. Веселит соседство местечек Лосево и Лососево — и там и там, говорят, отличная рыбалка на протоках, рукавах и порогах реки ­Вуоксы. Впрочем, форельные трофеи можно взять даже не съезжая с дороги — в многочисленных рыбных лавках.

Правда, именно в Лосево четырехполосное шоссе сужается до двух полос, но и мы вскоре уходим с него на восток к берегу Ладоги. Где-то здесь, если верить картам, на самом краю Владимирской бухты в 134 км от Питера стоит нужная нам быстрая зарядная станция.

И ведь правда — вот она, возле обычной бензозаправки. И даже работает в бесплатном режиме. Но что она тут делает? Поселок Владимировка до 1948 года назывался Сортанлахти (Чертова бухта), в войну здесь была база Ладожской флотилии, но сейчас остались только обветшалые пристани старой военной части. Откуда в поселке, где живет меньше 140 человек, станция зарядки электромобилей на 50 кВт?

Когда огляделись, удивились еще больше. На берегу бухты уже почти закончено строительство люксовой пятиэтажной гостиницы на 150 номеров с пирсом, вертолетной площадкой, банным комплексом, фермерским рынком, кемпингом и даже пассажирским речным вокзалом. Да и АЗС непростая — где вы еще видели заправку с собственным полноценным рестораном?

Деревня Владимировка в Приозерском районе уже почти ладожское Монте-Карло. Гостиница, пристань, хелипорт, зарядка для электромобилей и «сотый» бензин на АЗС

Оказалось, что Владимирская бухта — это будущие ворота судоходной линии на остров Коневец, где расположен знаменитый Коневский монастырь. Его уже четыре раза посещал сам президент России, поэтому за создание туристско-паломнического центра взялись с государственной основательностью, а все хлопоты на себя добровольно приняла одна крупная компания, в названии которой можно найти корни слов «нефть» и «Россия». Даже удивительно, что ЭЗС здесь только одна. Хотя это, видно, ненадолго.

Cъемка car-by-car требует от фотографов не только смелости, но и компактности. Двухлитровая бутылка воды в дверной карман Kia K5 не помещается, а Никита Колобанов с камерой — легко

И снова почти два часа на зарядку. Остальные кроссоверы в это время ищут локации для внедорожной фотосессии. Думали податься на широкий пляж в той же бухте, но на местном форуме пишут, что там поселилась семья медведей. Передумали. А короткую поездку по лесной грунтовке осилил даже Kia K5.

Наша точка ночевки — турбаза в поселке Киркколахти почти у финской границы. Прямиком туда и ведет продолжение образцово-показательной трассы А121. Но на северном берегу Ладоги после Приозерска она превращается в трехмерную змейку, которую очень приятно утюжить в одиночестве, но совершенно невозможно терпеть, если упрешься в хвост какому-нибудь тихоходу: мест для обгона раз-два и обчелся.

Трасса А121 Сортавала стала федеральной только в 2017-м, но до 2019 года на ней сохранялся последний на всем северо-западе России пятикилометровый участок грунтовки федерального значения. К концу 2020 года асфальт положили везде, включая и 54-километровый подход к пограничному пункту Вяртсиля, где появились отбойники и новая желтая осевая разметка. Туристы должны были хлынуть в Новый год, но границы по-прежнему закрыты

Зато есть возможность срезать часть этого пути по настоящему раллийному допу. Через 31 км после въезда в Республику Карелия нужно просто свернуть направо по направлению к деревне ­Лумиваара — и впереди будет почти двадцать километров извилистого грейдера. Холмы и впадины, трамплины, тещины языки и «карусели».

Свернуть после заката на эту кривую дорожку из нашей компании решились только мы с Головановым — на K5 и Audi.

Электрокроссовер и здесь выступил молодцом. Кочки и гребенки ему нипочем, тяги выше крыши, фары светят как раллийные прожекторы. Две с половиной тонны, гравий и летние шоссейные шины — коварная комбинация, но низкий центр тяжести и симметричная развесовка страхуют от навязчивых сносов. В Лумивааре с е-троном весело. А с K5 — наоборот.

Серьезного бездорожья на нашем маршруте не было, а с грунтовками Audi e-tron справляется легко — спасибо пневмоподвеске. Нужно только помнить, что электрический полный привод здесь работает как фрилансер: хочет — гребет, хочет — отдыхает

Даже спокойный темп Audi для Kia ­означает постоянную борьбу с автомобилем. Под колесами словно лед — то передняя ось поплывет, то задняя. Руль пустой, «автомат» мнется и мечется между второй и третьей передачами, двигатель ревет, подвеска дробит. Когда перед городом Лахденпохья грейдер снова выскакивает на А121, в Audi испытываешь грусть, а в Kia — облегчение.

Дальше у нас по маршруту только ­Сортавала и камеры, камеры, камеры. Главный город северной Ладоги нанизан на трассу, словно шашлычок культурных слоев: старые русские избы сменяются обновленным частным сектором, потом скупые многоэтажки с окнами без форточек, затем пряничный центр в духе северного модерна с башенками, мансардами и эркерами. И все в обратном порядке.

Природа на западном берегу Ладоги — это сосны, озера, мох и каменистые окопы времен Финской войны

От Сортавалы до Киркколахти всего 50 км, но почти каждый из этих километров буквально нашпигован камерами фотовидеофиксации — на скорость, перекресток, зебру. Тут на коне машины с ограничителями скорости, и лучше всего эта штука работает в Мерседесах, причем на круиз-контроле камера ­«джи-эл-эса» умеет еще и следить за знаками, принудительно сбрасывая скорость при изменении лимита. Правда, не всегда успевает делать это вовремя, так что полностью доверять ей не стоит. Audi коварен тем, что чуть превышает под горку, а BMW иногда начинает разгоняться сверх установленного значения даже на половине хода педали газа без резкого ее нажатия. В Артеоне и Кароке ограничитель спрятан в глубины меню. Есть он и у K5, а в остальных машинах эта функция заменена круиз-контролем, что не очень удобно.

Наконец, турбаза и финиш: 342 км за одиннадцать часов — еще один антирекорд скорости. Медленная зарядка переменным током обещает полную батарею только к утру, а нам важен каждый процент: впереди самый сложный перегон.

Восточный берег

Киркколахти — Лодейное Поле, 305 км

Дорога от Сортавалы на восток — это почти Италия. Серпантин петляет между скалами и гладью озера, минуя прибрежные гостиницы и коттеджи. Беллиссимо! Но так продолжается только до развилки, где А121 уходит левее, на Петрозаводск. А нам — на юг, и дальше местный колорит резко меняется. Населенных пунктов становится меньше, деревья подходят все ближе к дороге, а асфальт все чаще оставляет вместо себя только название.

Это — East Coast, восточный берег Ладоги, где дорога проложена не для финских туристов, а для российских грузовиков, которые перетаскивают вдоль берега лес, гранит и щебень, добываемые в этих местах. Никаких зарядных станций здесь, естественно, не водится. Ближайшая возможность нормально пополнить батарею — в трех сотнях километров, в окрестностях Лодейного Поля: трехфазная розетка, которую придорожный мотель установил за два месяца до нашей поездки и, кажется, еще не испытывал в деле. Но выбора нет: чтобы замкнуть кольцо вокруг Ладоги, нам нужно доехать именно туда.

Километры пролетели, Батареи опустели, Кто поедет на EV? Мы на связи — водишь ты

Триста пять километров на электромобиле, который в обычном режиме проезжает 260! Подвиг Сорокина на этом перегоне заслуживает отдельного рассказа от первого лица. Но для остальных экипажей этот путь выглядел очередной потерей времени. Однако мы не учли, что восточный берег — это восточный берег.

Дмитрий Струков ездит на дизельном Мерседесе GLK, вот и залил на автомате солярку в Polo. Поэтому — буксир в Сортавалу и срочная промывка бака за 3000 рублей

Знаете считалочку про десять негритят? Первым был Polo. Он в буквальном смысле отправился обедать и поперхнулся: на очередной заправке наш гендиректор Струков вместо бензина залил Фольксвагену полбака солярки. К счастью, Дмитрий успел опомниться раньше, чем включил стартер. Но все же Polo в то утро отправился не на маршрут, а на буксире в Сортавалу — промывать бак.

Эвакуатор для X7 после пробоя — хорошая идея: не дай бог повредишь разноширокие 22-дюймовые колеса. Комплект таких с летними шинами в сборе у официальных дилеров BMW стоит 440 тысяч рублей

Вторым выбыл Karoq, хотя тут обошлось без драмы — он просто должен был вернуть в Питер одного из наших видеооператоров. А вот Arteon и X7 прибавили нам седых волос. Уже в темноте, в каких-то дремучих лесах между Салми и Выдлицей, за 170 км до цели сперва Хлебушкин на Артеоне пробил низкопрофильную шину. А через пару часов в этом же месте Голованов на X7 лишился сразу двух покрышек: спереди и сзади по левой стороне. И если у Артеона в багажнике обнаружилась миниатюрная запаска, то для X7 запасных колес размером 275/40 R22 и 315/35 R22 мы не нашли не только в багажнике, но и во всем Северо-Западном регионе России. Ни летних, ни зимних. Ни у дилеров BMW, ни на складах шинных магазинов.

Яма глубиной почти 10 см — это еще колдобина или уже карьер?

Позже в Москве один из наших подписчиков рассказывал мне, как он искал зимние покрышки на свой X7. Дилеры BMW рады предложить колеса в сборе, но шин отдельно в наличии было раз-два и обчелся. В итоге покрышки были приобретены через питерский салон, где нашлось пять комплектов шин. Четыре из них выкупили структуры одной газовой монополии, а еще один достался моему собеседнику — за 200 с хвостиком тысяч рублей. И это, говорил он, была большая удача.

А нам тогда после нескольких звонков в Питер стало ясно, что Arteon дальше должен ковылять на докатке, а BMW X7 придется просто бросить. Да, прямо у дороги в глухой карельской деревне — разве что не под рингтон из знаменитого фильма.

Сразу после BMW в ту же яму угодили сами дорожники, отвечающие за этот участок. Но кто сказал, что пробитое колесо — это повод для ремонта?

Дальше настала очередь GLB. Я за рулем Мерседеса и Струков в ожившем Polo догоняли нашу поредевшую группу, когда на выезде из города Рауталахти из колесных арок донесся странный стук. Все по классике: стучало справа спереди, на противоположной стороне от водительской двери. Но мы все равно вышли. Такого я не видел ни разу в своей жизни: из переднего колеса GLB торчало двенадцать саморезов, вошедших в шину двумя ровными рядами. Еще четыре шурупа красовались в покрышке Фольксвагена. Впереди начинался лес, позади — трущобы, на часах — одиннадцать вечера, в голове — заголовки новостей о банде GTA.

Мерседесу GLB 220 d на 19-дюймовых колесах запаска тоже не полагается. Под полом багажника — компрессор и баллончик герметика

Таких совпадений не бывает, подумали мы со Струковым, прыгнули в машины, развернулись и втопили газ, чтобы ­уехать как можно дальше, пока в колесах еще есть хоть какое-то давление. Воздуха хватило примерно на двадцать километров до ближайшей гостиницы.

Какова вероятность, что горсть случайно выпавших на дорогу саморезов войдет в шину стройными шеренгами? Восстановить герметичность шины нам не удалось ни с первого, ни со второго ремонта, хотя в сумме мы отдали за них 8300 рублей

Утром шиномонтажник достал из наших шин пятнадцать саморезов, сказал, что прежде такого не встречал, и взял 2300 рублей за ремонт. И вот тогда мы смекнули — а что, если вместо гоп-стопа в этих мирных краях просто работают очень грамотные маркетологи, которые с помощью горсти шурупов так изящно могут повысить выручку шиномонтажных мастерских и окрестных мотелей?

Спирально-инструментальный ансамбль «Саморезы»

Утверждать не будем, ведь по этой логике за нами должна была вырасти очередь клиентов, а этого не случилось. Но и за помощь хвалить мастера не станем: шина GLB после ремонта продолжала травить воздух. Но времени не было, повторять опыты на восточном берегу не хотелось, так что GLB c Polo в итоге двинули в Питер цивильной западной дорогой, останавливаясь через каждые 70 км — теперь уже не для зарядки, а для подкачки. Видимо, это карма.

Из десяти негритят в нашей колонне теперь продолжали путь лишь четыре живых и здоровых автомобиля. А на самом деле даже три с половиной, потому что GLS на тот момент уже требовал долить масла в двигатель.

А e-tron меж тем ехал и ехал — медленно, но зато без пробоев и поломок. Сорокин мерз, стервенел, но все же добрался до заветной розетки. Как оказалось — лишь для того, чтобы подтвердить нехитрую теорему: пришествие электромобилей в Россию если и остановят, то не расстояния и морозы, а кривые руки электромонтеров. Розетка в Лодейном Поле не работала.

Что было дальше, Костя расскажет сам. Но на мой взгляд, термин «принуждение к рекуперации» теперь должен ­войти в мануалы всех электромобилей на нашем рынке.

Теперь наконец ясно, для чего на самом деле электромобилям нужен дополнительный багажник спереди

А пока Сорокин принуждал e-tron заряжаться, остальные участники пробега возвращались в Москву уже каждый сам по себе. BMW X7 — на эвакуаторе, Голованов — на Сапсане, Arteon на «костыле», GLS — через отдел смазочных материалов, GLB — в обнимку с компрессором. Но у каждого из нас было достаточно времени, чтобы поразмыслить об итогах этого пробега. Или, точнее сказать, простоя?

Финиш

Лодейное Поле — Санкт-Петербург — Москва, 908 км

Audi e-tron заставил нас проехать экспедицию в режиме здорового человека. Не валить по-авторевюшному, нарушая законы физиологии и нормы Трудового кодекса, а двигаться спокойно, как будто мы типичные автопутешественники с повышенной тягой к кофе, хот-догам и площадкам для выгула пассажиров. Двести—триста километров в день — подходящий темп, чтобы отвести глаза от дорожной разметки, посмотреть вокруг, расслабиться и вспомнить, что на самом деле наша работа для очень многих отдых.

А что требуется от автомобиля в подобном формате? Правильно — не мешать получать удовольствие. Идеально, если машина берет на себя максимум рутины: следит за маршрутом и знаками, соблюдает скорость, вовремя выключает дальний свет и не достает частыми заездами на заправку. На мой взгляд, все это прекрасно сочетает в себе BMW X7 — настоящая круизная яхта, на борту которой есть все, что нужно для увлекательного дальнего рейса. Кроме запасного колеса.

К счастью, это единственный лось, которого мы встретили на дорогах Карелии, хотя середина осени — время их брачного периода. За первые девять месяцев 2020 года в Карелии случилось семь ДТП с лосями, хотя в 2019-м их было 37. И кстати, стоит помнить, что за животное, сбитое в зоне действия предупреждающего дорожного знака, придется возместить ущерб государству — либо за счет ОСАГО, либо самостоятельно. Лось обойдется в 80 тысяч рублей

А вот в большом Мерседесе докатка, кстати, есть. Наверное, это достойная компенсация за то, что GLS скучнее ­«икс-седьмого» в движении и уступает ему в качестве сборки салона. Любопытно, что маленький Mercedes GLB в этом плане только внешне похож на своего старшего брата, а по сути — скорее противоположность. Водителю с ним не скучно, но брать с собой пассажиров и отправляться «на дальняк» — очень плохая идея. В случае с GLB будет жестко, шумно, нервно, а главное — сложно объяснить, за что этот «сарай» получил такую эмблему. И такой ценник.

Kia K5 и Volkswagen Polo для таких путешествий тоже не подходят — исключительно городские машины, которые на просторах не дают насладиться ни скоростью, ни комфортом. Вот Arteon — тот готов опровергнуть подобные выводы в адрес легковушек. По вместимости его салон и багажник близки к небольшим кроссоверам, а по уровню драйверского удовольствия это автомобиль, сопоставимый с BMW и Audi. С той только разницей, что за бюджет X7 или е-трона осенью можно было купить три Артеона — и отправиться в путешествие с тремя докатками.

Но на самом деле золотая середина для семейного вояжа — это или Skoda Karoq, или Toyota RAV4. Просто едут и не раздражают — ни водителя, ни пассажиров. То что нужно, когда главное в вашем путешествии — это не автомобиль, а маршрут, природа, еда, архитектура, люди и впечатления. То есть жизнь.

Интересно, что после перенастройки ESP аргументами для выбора между Тойотой и Шкодой остаются только личные предпочтения на уровне совпадения ДНК и частоты пульса. Даже наш полигоновский тест выявил между ними разницу всего в один балл из итоговой тысячи! Просто RAV4 немного просторнее и практичнее, но медленнее. А Karoq — ­более заводной, эргономичный и тихий.

В компанию Шкоды и Тойоты мог бы попасть и Kia Seltos, но только не с мотором 1.6. Слишком медленно, настоящий антидрайв.

Ну а электрический e-tron? Знаете, пока батарея полна — он сочетает в себе лучшие качества BMW, Мерседеса, Шкоды и даже Тойоты. Если говорить, например, о шансах поломки двигателя в дальней дороге. Правда, и починить шансов тоже нет.

Кстати, если бы мы поехали в Карелию не в октябре, а в январе, то новая сеть зарядок вдоль трассы М11 сэкономила бы нам как минимум три часа простоя. И примерно восемь тысяч рублей вдобавок, ведь дорога между Москвой и Питером — это единственный отрезок нашего маршрута, где мы платили за электричество. А новые колонки, напомню, работают бесплатно.

Но даже с учетом наших трат e-tron оказался самым экономичным экипажем: 8000 рублей на почти 2500 км — это эквивалент семи литров бензина на сотню километров. Так что с развитием инфраструктуры электромобили в России обещают экономить если не время, то хотя бы деньги.

Я в это верю — и в следующем рейтинг-тесте Авторевю снова буду голосовать за какой-нибудь электрический автомобиль. А еще — за Сорокина и большой дизельный кроссовер в роли буксира. 

Узнать цены автомобилей-участников рейтинг-теста и предложения дилеров по всей России вы можете прямо сейчас на сайте Авито Авто.

Рекомендованные статьи