Рейтинг-тест Авторевю 2020: истории. Как мы заряжали Audi e-tron в Карелии
У каждого владельца электромобиля в России должен быть свой ангел-предохранитель. Чтобы оберегал от фейковых зарядных станций с липовым заземлением и криворуких электриков. Я не уберегся…
Надо ли говорить, что маршрут этой экспедиции мы прокладывали от розетки до розетки? Серега Знаемский до посинения конвертировал киловатт-часы в ходовые километры, прикидывал потери времени на «быстрых» и «медленных» зарядках... Вопросы возникали лишь к участку пути от карельской базы «Черные камни» до зарядной станции в деревне Доможирово, длина которого слегка превышала предельный пробег полностью заряженного Audi. По злой иронии судьбы именно на этом участке случился главный облом экспедиции, вынудивший наш караван разделиться. Несчастный Polo с полным баком солярки потащили в сервис на промывание желудка, а e-tron в сопровождении RAV4 отправили вперед по маршруту. За руль электромобиля сел я, смирившись с тем, что все три сотни километров буду ехать как замороженный овощ. И неизвестно, доеду ли вообще: ходового электричества в «подсаженной» Audi было лишь на 280 км.
«Костян, включи эффективный режим, чуток сэкономишь!» — издевательски буркнула вдогонку рация.
Позиция Efficiency призвана экономить энергию и увеличивать запас хода за счет отключения лишних потребителей. Проверим. Но для верности я вручную выключил все, без чего можно ехать: навигацию, мультимедию, всю ездовую автоматику, в том числе круиз-контроль. И даже отопитель — уж если замерзну, то героем!
Как экономить топливо за рулем «углеводородной» машины, я понимал. А вот уверенности в том, что такая тактика сработает на «электричке», не было. Вдруг здесь, наоборот, выгоднее периодически разгоняться, а затем «подкачивать» батарею рекуперацией? Времени для экспериментов было навалом, и говорю со всей ответственностью, что равномерное движение с максимальным использованием наката оказалось куда более «efficiency», чем дозарядка урывками. И счетчик оставшегося пробега подтверждал это цифрами. Но тормозил я только рекуперативным способом, и это прибавляло шансов доехать.
Когда стемнело и забортная температура опустилась ниже нуля, e-tron начал запотевать изнутри — сказался эффект прибрежной зоны. Пришлось натянуть на глаза шапку, поднять воротник, накинуть капюшон и опустить боковые стекла. Больше всего я боялся ледяного дождя или снега, ведь тогда пришлось бы пользоваться дворниками и расходовать энергию. Поймал себя на мысли, что фобии, о которых я рассказал в «примерке» Теслы, становились реальностью. Темнота, незнакомая дорога и электромобиль, жадно доедающий остатки энергии. Кладбищенских пейзажей, правда, не было, но из-за холода и оглушающей тишины я чувствовал себя словно в склепе. Все-таки электромобили должны издавать какие-то звуки — хоть тарахтеть под фонограмму! Иначе от метрономного шлепанья шин по асфальту можно сойти с ума.
Пройденный километраж наматывался изнывающе медленно, а остаточный пробег все угасал и угасал. Мои ноги уже окончательно замерзли, а правая еще и затекла, устав дозировать тягу, — круиз-контролю я по-прежнему не доверял. И в какой-то момент — о чудо! — ожил центральный дисплей. Умный электромобиль сам включил салонный отопитель — очевидно, решив, что мой околевший труп в салоне будет выглядеть неэстетично. Тепло было божественным, но невероятно энергозатратным: за три минуты кайфа я чуть было не растерял всю свою ездовую экономию. И погасил печку.
Когда стала позволять дорога, я залезал в аэродинамическую тень попутных фур. Но дальнобойщики не понимали такого поведения и на прямиках моргали правым поворотником — мол, впереди свободно! Приходилось обгонять. Не ждать же, пока кто-нибудь из них назидательно топнет по тормозам…
На территорию фермерского хозяйства Доможирово я вкатился с остатком электричества на 7 км пути. Кое-как в темноте нашел зарядную станцию и был несказанно рад, что ее разъем идеально слился с е-троновским — не понадобился даже «адаптер Голованова».
Включаю рубильник — зарядка Audi вспыхивает зеленым и… становится красной. Пробую еще раз — зеленый и опять красный. То есть машина «видит» электричество, но почему-то отказывается им заряжаться.
Шаманские пляски с удлинителем и бытовым адаптером прояснили ситуацию: e-tron не заряжался из-за плохого заземления. У каких-то розеток заземляющий контур был исправен (подключенная зарядка горела зеленым), а у каких-то — нет. И электрик, который монтировал трехфазную зарядную станцию для электромобилей, нарушил одно из главных правил устройства электроустановок — не проверил качество заземления. А ведь зарядка в Доможирово пока что единственная на восточном берегу Ладоги, она отмечена на международной «электрокарте», и сюда будут приезжать люди!
Разряженный и покрывшийся ледяной коркой e-tron стоял у лжезарядной станции как памятник Неизвестному Электрику. А я ощущал себя горе-марафонцем, которого лишили золотой медали: старался, терпел, мерз, экономил — и такой облом… Но часа через полтора e-tron наскреб в себе электричества еще на 20 км, мы доковыляли до места ночевки и подключили машину к бытовой розетке с исправным заземлением.
Если кто-то из ваших соседей так же по-хамски въехал на тротуарную плитку, не спешите скандалить. Вполне возможно, что он тоже пытается дотянуться электромобилем до бытовой розетки!
Утро следующего дня встретило безрадостной новостью: за ночь многострадальный электромобиль набрал только 89 километров хода. Негусто. Ехать нам предстояло значительно дальше, и я решил пойти на преступление — вопреки запретам, дозарядить Audi принудительной рекуперацией.
Когда тягач Mercedes GLS натянул буксировочный трос, я перевел селектор трансмиссии в «драйв», включил самый слабый уровень рекуперации и… не поверил своим глазам: потенциальные километры стали накапливаться едва ли не с каждым оборотом колеса! Получается, что если два электромобиля едут вместе и периодически берут друг друга на буксир, то… Эта музыка будет вечной?
Увы, заряжать полимерные аккумуляторы от мощных источников очень опасно: большой ток может «вскипятить» или просто убить батарею. Памятуя об этом, мы «подкармливали» аккумуляторы Audi небольшими порциями рекуперативного электричества, давая им отдыхать и охлаждаться. Чтобы просто доехать до нормальной зарядки. И — доехали!
Из Питера в Москву электрический Audi гнал уже Сергей Знаемский. Говорит, что ехал как король: с печкой, вентиляцией, музыкой и всеми «интерактивностями». А я пересел в шумный, надрывный и пахнувший всеми углеводородами сразу Volkswagen Polo. Он был очень теплый. Почти родной.