Камшеринг: как устроен и для чего создан легковой электромобиль КАМАЗ

Фото: Кирилл Калапов | центр CompMechLab

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, поэтому через 14 лет после выпуска последней микролитражки Ока КАМАЗ нашел другое русло: электромобиль Кама-1 разработан специально для каршеринга крупных российских городов. Он вряд ли появится в открытой продаже, но, похоже, имеет все шансы повторить путь, которым прошли электробусы марки КАМАЗ.

«Эта машина — будущее мирового автопрома, смысл ее в том, что машины такого класса — электрические, они готовы к беспилотной эксплуатации, это машины композитные и спроектированные так, чтобы можно было быстро выпускать новые версии», — подчеркнул специальный представитель президента РФ по цифровому технологическому развитию Дмитрий Песков.

Я специально привожу полную официальную цитату выступления чиновника на премьере электромобиля Кама-1, потому что это классика российского государственного пиара. Буквально через минуту после спича с машины сдернули покрывало, и стало ясно, что «будущее мирового автопрома» — это красный автомобильчик длиной 3,4 м, похожий одновременно на укороченный Kia Soul и на раздутый smart fortwo. Он действительно ездит на электротяге и даже способен самостоятельно парковаться, но использует китайский электромотор и существует пока в единственном экземпляре. А «быстро выпускать» его если и начнут, то не раньше 2023 года.

Каму показали в виде практически «горячего» хэтчбека с клиренсом 120 мм, на 17-дюймовых колесах, с тачскрином в центре руля. И сообщили, что электромотор мощностью 220 л.с. может разгонять машинку до 100 км/ч всего за 6,7 с! Была даже обозначена цена — от 1,2 до 1,4 млн рублей. «Дешевый, быстрый, свой» — безотказная формула для запуска на инфопросторы очередного первого российского электромобиля. Но реальность заключается в том, что если Кама когда-нибудь станет серийной, то и выглядеть, и ехать, и стоить она будет совершенно по-другому.

Дело в том, что Кама-1 — это городской малогабаритный электромобиль, разработанный на деньги гранта ­Минобрнауки в рамках федеральной целевой программы по созданию интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта. Министерство направило на это 150 млн рублей, а еще 67 млн в роли индустриального партнера выделил ­КАМАЗ — и вдобавок предоставил свой комплекс электронных ассистентов водителя ADAS уровня 3 и 4, подразумевающих частичную беспилотность.

Грант достался санкт-петербургскому политеху Петра Великого, в структуре которого работает центр компьютерного инжиниринга CompMechLab (CML). Он занимается построением математических моделей, расчетами динамики и прочности машин и конструкций. Руководитель CML Алексей Боровков — пионер компьютерного моделирования в СССР, под его руководством центр участвует во множестве государственных проектов, где необходимы виртуальные расчеты и проектирование, от атомной энергетики до разработки тракторов. В роли аутсорс-исполнителя CML сотрудничает и с глобальными автоконцернами (в их числе BMW, Daimler, VW, BAIC и другие), а у главного конструктора Олега Клявина за плечами опыт работы в компании EDAG и в инжиниринговой штаб-квартире BMW (FIZ). Однако портфолио публичных отечественных проектов CML невелико: расчеты для семейства Аурус, несостоявшийся внедорожник УАЗ Патриот-2020 и теперь вот Кама-1.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи