Субботник на полигоне! Народные тесты шин на машинах наших подписчиков

Субботник на полигоне! Народные тесты шин на машинах наших подписчиков
Шины | АР №16 2019
Фото: Родион Баранов
Экспертная группа: Андрей Мохов | Олег Растегаев

Нас часто упрекают: почему вы в шинных тестах сравниваете только новые покрышки? А что с ними будет через год, через три? Насколько безопасно ездить в дождь, если протектор стерт наполовину?

И мы решили стать ближе к народу. К своему народу: бросив клич среди подписчиков нашего сайта, быстро собрали кворум из 26 автомобилей не старше восьми лет — Лада Калина и Porsche Cayman, Volkswagen Multivan и BMW M2... И отправились на полигон тормозить на мокром асфальте.

Давно ли вы проверяли эффективность экстренного торможения своей машины? Ах, никогда... А ведь покрышки с возрастом теряют часть сцепных свойств. Какую именно? Понятно, что слишком многое здесь зависит и от модели шин, и от пробега, и от характера износа, и даже от возраста: резина стареет со временем. Сам автомобиль тоже очень важен: эффективность тормозов, алгоритм работы АБС, состояние амортизаторов...

Мы затеяли наш «народный тест» именно для этого — в первом приближении оценить, насколько безопасна машина среднестатистического владельца. Конечно, температуру по больнице мы не измерим: наши подписчики люди неслучайные, уровень осознанности владения техникой у них, скажем так, явно выше среднего. Но без сюрпризов не обошлось.

Само собой, в таких испытаниях важно иметь некую точку отсчета — как говорится, плясать нужно от печки. Ее роль сыграла Skoda Octavia, обутая в новенькие 17-дюймовые шины Continental PremiumContact 6. Согласно нашим тестам, это одни из лучших покрышек на мокром покрытии — интересно, перетормозит ли Шкоду кто-нибудь из участников эксперимента?

В качестве эталона — Skoda Octavia 1.8 TSI на новых шинах Continental PremiumContact 6

А еще мы взяли на полигон и новенький Haval F7 на штатной китайской обувке — итого 28 машин.

Сперва мы выставили во всех шинах рекомендуемое давление — и измерили остаточную глубину рисунка протектора. На новых летних покрышках глубина канавок составляет 7,0—8,0 мм, но к нам на тест приехала пара машин с шинами, стертыми практически до индикаторов износа!

Давление в шинах — строго в соответствии с тем, что указано производителем на стойках или лючках

Больше фотографий — в Клубе Авторевю

Теоретически при торможении на мокром покрытии глубина протектора критической роли не играет. Хотя... Многие производители покрышек сегодня используют двухслойный протектор — и, когда более эластичный верхний слой, насыщенный силикой, изнашивается, в дело вступает более жесткий нижний. Но свойства резины этих слоев и глубина залегания «основы», конечно, индивидуальны для каждой конкретной модели шин.

Современные летние покрышки имеют два вида индикаторов износа: дождевые (голубые стрелки) сигнализируют об остаточной глубине канавок 3 мм, а предельные (красные стрелки) — об 1,6 мм (2/32 дюйма). Если протектор стерт до «красных», эксплуатировать шины запрещено

Кстати, некоторые из производителей делают еще и дождевые индикаторы на высоте 3—4 мм. Если канавки имеют меньшую глубину, то риск аквапланирования слишком высок: изношенный протектор не справляется с отводом воды из пятна контакта — и шины всплывают, полностью теряя сцепление с дорогой. Увы, ванны для проверки аквапланирования на Дмитровском полигоне нет, так что ограничимся торможением на мокром асфальте. Без луж.

Глубина канавок даже у новых современных шин зачастую разная с внутренней и внешней стороны протектора — в таблице мы приводим средние результаты замеров

Чтобы лишний раз не нагружать частные машины, мы лимитировали число торможений с 80 км/ч тремя попытками — и увеличивали количество подходов только в случае заметного разброса результатов. Почти полдня провели на треке, вылили на асфальт не одну сотню литров воды — и...

Для замеров тормозного пути мы использовали комплекс VBOX Sport, фиксирующий данные с частотой 20 Гц. А в качестве монитора — iPad

В среднем картина благоприятная: большинство автомобилей даже на порядком изношенных покрышках обеспечивают хороший уровень замедления на мокрой дороге. А разброс результатов практически такой же, как в нашем прошлогоднем сравнительном тесте 17-дюймовых шин, — от 25 до 32,8 метра. Причем худший результат неожиданно показал кроссовер Audi Q7 — но не по вине покрышек Michelin. Я первый раз имею дело с такой работой АБС: автомобиль исполняет цыганочку! Тормозит попеременно то правыми, то левыми колесами — налицо неисправность блока АБС, с которой владельцу прямая дорога в сервис.

Остальные машины отработали аварийное торможение вполне адекватно. Причем наша «эталонная» Octavia показала лишь второй результат. Пусть на считаные сантиметры, но ее переиграл — кто бы мог подумать? — не Porsche или BMW M2, а скромный кроссовер Suzuki Vitara. Тоже, кстати, на шинах PremiumContact, только предыдущего, пятого поколения. А на пятом месте еще одна Octavia — и снова на шинах PremiumContact 5, которые и после пробега 42000 км сохранили достойные тормозные свойства на мокром асфальте.

Правда, к концу жизненного цикла и Conti сдают позиции — это наглядно проиллюстрировал Ford Mondeo на тех же покрышках PremiumContact 5, но пробежавших 54000 км: тормозной путь превысил 30 метров.

На шестом месте в рейтинге — Michelin Pilot Sport 4, еще один фаворит наших сравнительных испытаний. А посмотрите, как достойно выступили шины Michelin на кроссовере Honda CR-V 2013 года выпуска: родные покрышки, со слов владельца, пробежали сто тысяч километров (всего на одометре машины 200 тысяч) — и, судя по результатам замеров, им еще рано на свалку!

Хорошо проявили себя и «первичные» шины Pirelli Cinturato P7, на которых приехали BMW третьей и пятой серий. А трековые полуслики Yokohama Advan Neova доказали, что хорошо работают не только на сухом, но и на мокром покрытии. Правда, и агрегатоносители подобрались более чем достойные.

Третье место с конца — на счету шин Continental ContiCrossContact LX Sport: шестилетний возраст и заметный, но не критический износ протектора после 50000 км пробега. Такие покрышки уже лучше поменять на новые. И необязательно на тот же Continental. В размере 235/55 R17 шины ContiCrossContact LX Sport стоят 9200 рублей за штуку, однако можно, к примеру, взять более дешевые покрышки Yokohama BluEarth RV-02 (6500 рублей за штуку), как сделал владелец другого Volvo XC70: на мокром асфальте они работают куда лучше, чем изношенный Continental. Это, кстати, и ответ на вопрос, что лучше покупать — подержанные породистые покрышки или новые относительно недорогие шины японского или корейского производства.

Об отвратительных сцепных свойствах покрышек Dunlop SP Sport LM 704 мы знаем еще по результатам нашего сравнительного теста: они и новые на мокром покрытии не ахти, а уж порядком изношенные... Но куда хуже то, что практически такой же результат показал новый кроссовер Haval F7 на штатных 19-дюймовых шинах Cooper SUV Evolution STT: тормозной путь с 80 км/ч без малого 30 метров. Кстати, на сухом асфальте Haval тоже не впечатлил — более 43 метров с «сотни»! Причина, скорее всего, в шинах Cooper китайского производства. Надеемся, что российская локализация коснется покрышек — и Cooper сменят, например, те же шины Yokohama липецкого производства. Или Bridgestone — ульяновского.

Владельцы машин живо интересуются результатами — и, конечно, втайне надеются, что именно их автомобиль покажет лучший результат

Выводы? Audi Q7 едет на сервис ремонтировать AБC, а владельцы автомобилей, тормозной путь которых превышает 28 метров, подыскивают замену своим шинам. И никакого техосмотра не нужно — после таких испытаний владелец сам осознает опасность езды на изношенных (или просто низкосортных) покрышках. И это мы еще испытаний на сопротивление аквапланированию не проводили.

А зимой мы хотим продолжить программу «народных» шинных тестов — попробуем организовать сравнение зимних покрышек на льду. Как держат притупившиеся шипы и липнет ли ко льду состарившаяся резина фрикционок?

Этот тест претендует на звание самого массового за всю историю Авторевю — пусть всего один вид испытаний, но для 28 автомобилей!

Результаты измерений Авторевю
Автомобиль Год выпуска Модель шин Размерность шин Пробег на шинах, км Остаточная глубина рисунка протектора передних/задних шин, мм Тормозной путь на мокром асфальте с 80 км/ч, м
Suzuki Vitara S 2018 Continental ContiPremiumContact 5  215/55 R17 12000 6 24,87
Skoda Octavia 1.8 TSI 2019 Continental PremiumContact 6  225/45 R17 200 7,5 24,91
BMW 520d 2018 Pirelli Cinturato P7 Run Flat 245/45 R18, 275/40 R18 15000 4,5 25,02
Porsche Cayman 2014 Yokohama Advan Neova  245/35 R19, 265/35 R19 2000 7,0/6,0 25,18
Skoda Octavia 2011 Continental ContiPremiumContact 5  205/55 R16 42000 5,5/6,2 25,21
Renault Megane RS 2013 Michelin Pilot Sport 4  225/40 R18 3300 6,1/6,8 25,24
BMW M2 2016 Yokohama Advan Neova  245/35 R19, 265/35 R19 2000 7,0/6,0 25,43
Honda Accord 2012 Hankook Ventus S1 evo2  225/50 R17 17000+* 4,1/5,2 25,55
BMW 320d 2017 Pirelli Cinturato P7  225/50 R17 6000 7,6 25,73
Volvo XC70 D5 2012 Yokohama BluEarth RV-02  235/55 R17 7000 7,2 25,96
Volkswagen Polo 2016 Pirelli Cinturato P1 Verde  185/60 R15 31500 5,8/6,5 26,06
Skoda Rapid 2015 Michelin Primacy 3  215/45 R16 30000 3,6/4,4 26,10
Mitsubishi Lancer 2013 Yokohama BluEarth-A AE-50  205/60 R16 10000 6,3/6,5 26,50
BMW M235i 2016 Hankook Ventus R-s3  225/40 R18, 245/40 R18 2000 5,5 26,96
Volvo S40 2011 Goodyear EfficientGrip Performance/Michelin Primacy HP** 205/55 R16 4000/70000** 6,6/2,0 27,10
Honda CR-V 2013 Michelin Latitude Sport  225/60 R18 100000 3,5/3,7 27,39
Audi A4 2015 Bridgestone Potenza RE050A 225/50 R17 25000 4,5/4,0 27,66
BMW 320d 2014 Pirelli Cinturato P7 Run Flat  225/45 R18 30000 5,6/3,5 27,99
Volkswagen Multivan 2013 Bridgestone Duravis R410 215/65 R16C 55000 3,6/2,7 28,17
Volkswagen Polo 2012 Nokian Hakka Green  185/65 R15 50000 4,3 28,80
Mazda CX-7 2011 Bridgestone Dueler H/L 400  235/60 R18 40000 5,5 28,96
Volkswagen Polo 2015 Kama Euro-236  185/65 R14 28000 4,7 29,04
Лада Калина 2015 Кама-217  175/65 R14 10000 5,3/5,8 29,38
Haval F7 2019 Cooper SUV Evolution CTT  225/55 R19 2000 8,2 29,54
BMW 120i 2012 Dunlop SP Sport LM 704  215/45 R17 30000 3,1/4,0 29,66
Volvo XC70 D5 2013 Continental ContiCrossContact LX Sport  235/55 R17 50000 4,8 29,67
Ford Mondeo 2016 Continental ContiSportContact 5  235/45 R18 54000 3,4/2,3 30,22
Audi Q7 2012 Michelin Latitude Sport  275/45 R20 —* 4,5/4,0 32,76
* Нет данных о пробеге шин: были приобретены неновыми
** Разные шины на передней/задней оси
Уровень безопасности на мокрой дороге: зеленый — высокий, желтый — средний,  красный — низкий

Рекомендованные статьи