Все против всех: тотальный АР-тест с интерактивными оценками

Фото: Степан Шумахер
Экспертная группа: Александр Диваков | Андрей Мохов | Роман Черный | Юрий Ветров | Ярослав Цыпленков

Крылья, ноги или хвост? Камень, ножницы, бумага? Седан, внедорожник, спорткар? Мы не свихнулись, а лишь на несколько дней забыли о классовых принципах наших сравнительных тестов, чтобы провести самый принципиальный сравнительный тест. Лучший автомобиль в рейтинге Авторевю — каков он?

Кроме того это наш первый интерактивный тест, то есть вы тоже можете поучаствовать в выставлении оценок. И этим интернет-версия отличается от материала, который вышел в печатном номере Авторевю. Для тех, кто не первый раз открывает страничку, быстрый переход к подсчету баллов — здесь. Остальным советуем вначале прочитать текст полностью.

У нас шесть разных машин — шесть эталонов своих жанров, сборная бестселлеров России. Но сейчас они гладиаторы: каждый сам за себя — и все против всех. Пусть победит сильнейший! Или быстрейший. Или самый вместительный. Или дорогой?

Если бы соперников для этого теста мы подбирали, традиционно ориентируясь на цены, то против Майбаха за 13,5 млн рублей и Porsche за 10 млн должны были бы выступать как минимум девять Октавий, пара Ленд Крузеров и 19 «голов» Весты

Кто сказал, что Веста здесь аутсайдер? Почему она должна уступить, скажем, Мазде CX-5? Ведь клиренс у Лады больше, чем у множества паркетников, а наличие у Мазды полного привода отнюдь не гарантирует тягу на всех четырех колесах. А Octavia лучше многих кроссоверов в том, что касается практичности. И разве Land Cruiser не альтернатива Майбаху? Спросите любого за Уралом, какой из этих автомобилей комфортнее и престижнее! Хотя и Maybach с его настоящим полным приводом может заехать ох как далеко... А видели бы вы, как лезет на 50-процентный подъем Porsche 911 GTS, — кроссоверам и не снилось!

Так что прочь предрассудки, имена и статусы, на этот раз все равны перед Датроном.

Навстречу «абсолюту»

На самом деле мы в очередной раз задумались о едином рейтинге Авторевю, в который со своими оценками попадали бы все автомобили, прошедшие через наши сравнительные тесты. Проблема только в том, что нынешняя система начисления баллов изначально не предназначена была решать такую задачу.

Простой пример. С 2017 года в сравнительных испытаниях Авторевю приняли участие 77 автомобилей, и ближе всего к максимальной оценке 1000 баллов подобрался BMW 740Ld — 920 баллов в зимнем тесте представительских седанов. А самую низкую оценку получил Chery Tiggo — 700 баллов, причем это худший результат в наших тестах за последние восемь лет (даже Приора сумела в свое время заработать 715 очков). Хотя абсолютное дно за всю историю нашей 1000-балльной системы — это ВАЗ-2106 (585 баллов, АР №3, 2004) и BYD Flyer (570 баллов, АР №23, 2005).

То есть, с одной стороны, наш подход убедительно показывает, что такое хорошо и что такое плохо. С другой стороны, если бы мы всерьез решили свести все выставленные оценки в один общий рейтинг, многие перестали бы подавать нам руку. К примеру, в таком рейтинге Volkswagen Tiguan с оценкой 870 баллов расположился бы выше, чем Porsche Cayenne (865), Skoda Rapid (835) стояла бы над Лексусом RX (830), Веста (815) — над Camry (810), а разница между УАЗом и Maserati умещалась бы в 45 баллов.

Итоговые оценки сравнительных тестов Авторевю в 2017 и 2018 годах

И все же мы собрали такой ­хит-парад, но только для того, чтобы посмотреть, улыбнуться — и, возможно, забыть. Не все рейтинги одинаково полезны, а в нашем случае нарушен принцип эквивалентности оценок, поскольку тысяча баллов из одного теста не равна тысяче баллов из другого, ведь для машин разных классов мы используем разные шкалы.

Например, в тесте суперкаров максимальная оценка за динамику — то есть в целом за разгон, торможение и управляемость — составляет 520 баллов, а в тесте компактных седанов соперники по тем же дисциплинам могут получить максимум 330 баллов. При этом с оценками за багажники все наоборот. И это, на наш взгляд, справедливо, если принимать во внимание разное назначение автомобилей.

А еще на оценки влияет «фон» участников теста: чем ниже средний уровень машин, тем больше баллов набирает лидер. Кроме этого, зимние тесты отличаются от летних, ведь, пока на полигоне лежит снег, нам приходится работать без замеров предельных возможностей, а значит, и оценки за динамику имеют более скудное наполнение.

Проще говоря, автомобили из разных тестов нельзя сравнивать между собой — и точка.

Но ведь хочется, правда?

Мы специально выбрали машины с суперспособностями: Веста — седан B-класса с чемпионским клиренсом, Octavia — наиболее просторный и популярный автомобиль гольф-класса, Mazda — один из самых драйверских компакт-кроссоверов, Mercedes-Maybach — наиболее востребованный в России представительский седан, Land Cruiser — внедорожник номер один, а Porsche — эталон среди спорткаров. Но на этот раз и набор испытаний, и подход к оценкам будут одинаковы для всех!

Каждый автомобиль обут в штатные летние шины, и вся компания побывала на полигоне еще до того, как выпал снег. Оценка управляемости и плавности хода в штатных режимах, экстренные маневры, объем и удобство багажников, размеры салона и возможности трансформации... Все это мы делаем в каждом тесте, однако на этот раз дополнили программу выездом на грунтовку, диагональным вывешиванием и штурмом подъемов большой крутизны. Для всех машин!

Пятерки и тысячи

На самом деле наши эксперты пользуются не тысячебалльной, а двадцатибалльной шкалой, напоминающей пятибалльную школьную систему. В каждой дисциплине они выставляют автомобилю оценку от нуля до пяти с шагом 0,25 балла, где пятерка — это эталон, почти недостижимый идеал, а никогда не использовавшийся нами ноль — уровень фатальной непригодности к самоходному перемещению. Причем в каждом классе пресловутый идеал свой: шесть секунд разгона до 100 км/ч для Весты или Соляриса недостижимы, тогда как для Porsche 911 это уровень ниже среднего. Аналогично и с багажниками, и со всем остальным. Оценка 4,0 — это «устраивает в основном» или «хороший уровень для автомобиля этого класса»; оценку 4,25 для удобства назовем четверкой с плюсом, хотя сами эксперты не используют эту метафору, а диапазон 4,5—4,75 по такой логике — это пять с минусом.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи