Американскому авторынку для преодоления кризиса потребовалось пять лет. А российскому — всего полтора года!

Американскому авторынку для преодоления кризиса потребовалось пять лет. А российскому — всего полтора года!
Статистика | АР №3 2011

Американскому авторынку для преодоления кризиса потребовалось пять лет. А российскому - всего полтора года! В 2010 году россияне приобрели 1,78 млн новых легковых автомобилей - на 30% больше, чем годом ранее.

Российский авторынок достиг дна в январе 2010 года - тогда было продано всего 69 тысяч легковых машин. Но уже в феврале спрос вырос до 86 тысяч, а с апреля ежемесячные продажи стабильно опережают показатели 2009 года.

Основной прирост - благодаря государственной программе утилизации автостарья: с 8 марта прошлого года выдано 400 тысяч сертификатов, по которым до конца декабря куплено около 260 тысяч легковых машин (плюс 10 тысяч легких грузовичков). В наибольшей степени «утилизация» помогла АвтоВАЗу - на его продукцию пришлось 200 тысяч машин. Следом с результатом около 30 тысяч автомобилей идет парочка Renault Logan/Sandero. Заметно отстают Skoda (8840), Ford (8438) и Chevrolet (8053), а остальные участники программы сообща реализовали лишь 5000 легковых машин. Действием программы утилизации объясняется и снижение «средней цены» покупаемого автомобиля - по оценке консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers, с $19436 до $18965. Объем рынка в денежном выражении - $33,7 млрд: на четверть больше, чем годом ранее. Цены в 2010 году были относительно стабильны, а дилерские сети расширялись - по данным агентства Автостат, количество автосалонов выросло на 15% и достигло трех с половиной тысяч.

Но даже если вычесть «утилизационные» продажи, то рост рынка составил бы 11%. Помогло возрождение автокредитов: если в 2009 году с привлечением заемных средств покупался каждый пятый автомобиль, то теперь - каждый третий (хотя до кризиса доля кредитных машин достигала 50%). Не последнюю роль сыграла госпрограмма субсидирования автокредитов (в ушедшем году ею воспользовались 166 тысяч человек), но гораздо важнее то, что за год банки существенно уменьшили кредитные ставки и ослабили требования к заемщикам. Вдобавок в Россию один за другим приходят банки самих автопроизводителей.

И все же главный «витамин роста» - отложенный спрос. В США или странах Западной Европы автомобильный рынок уже давно насыщен - на тысячу человек приходится более пятисот легковых машин (в США - 750). А в России - лишь 230 автомобилей: меньше, чем в Венгрии или Болгарии. Неудивительно, что при первых благоприятных симптомах наш рынок вновь начал понемногу оживать и сохранил пятое место в Европе после Германии (2,92млн автомобилей), Франции (2,25млн), Англии (2,03 млн) и Италии (1,96 млн), причем из этих стран незначительный рост продаж был зафиксирован только в Англии. Кстати, в Китае (13,8 млн), Бразилии (3,3млн) и Индии (2,3млн) спрос на автомобили растет непрерывно, несмотря на кризис.

Вот уже три года мы отслеживаем соотношение между объемом продаж новых автомобилей в России, ценами на нефть референсной марки Brent и курсом рубля относительно доллара США: на нижнем графике линии идут почти синхронно. А верхний график отражает удивительно прочную связь между ценами на нефть и суммарным объемом российского рынка новых машин с 1999 по 2010 год

Впервые на российском рынке правят бал иномарки российской сборки (623 тысячи машин) - их продажи выросли на 68% и потеснили импортируемые машины, спрос на которые упал на 3% (до 603 тысяч). Силами АвтоВАЗа и программы утилизации подтянулась лига «исконно российских» автомобилей - рост на 47% до 551 тысячи штук. Вдобавок юридическими лицами в Россию ввезено около 10 тысяч подержанных и новых «серых» иномарок.

Еще один эффект «утилизации» - увеличение рыночной доли автомобилей класса B+, в который попадает вся продукция АвтоВАЗа кроме Нивы: до 40,6% против 38,9% годом ранее. Кроссоверы и внедорожники продолжают наступление - их общая доля выросла с 22,6% до 23,5%. В минусе - полноразмерные минивэны, спрос на которые сократился на треть, до 1787 автомобилей. Интересно, что так называемый премиум-сегмент в ушедшем году рос быстрее рынка - плюс 35%.

Господство легковушек с кузовом типа седан продолжается, но их доля за год уменьшилась с 43% до 40%. Хэтчбеки удерживают четверть рынка, а интерес к «обычным» универсалам увеличился с 4,8% до 6,4% благодаря хорошему спросу на грузопассажирские Калины и Приоры. Версии с автоматическими трансмиссиями, как и раньше, выбирает 31% покупателей, а доля дизельных автомобилей даже немного уменьшилась - с 5,3% в 2009 году до нынешних 5,2%. К тому же за год в России продан 2171 гибридомобиль (девять моделей шести марок).

Заметно сдали рыночные позиции японские марки - из-за невыгодного курса иены их доля упала с 25% до 17%. На европейские автомобили приходится 26% продаж, корейские марки занимают 21,5% рынка, доля «китайцев» колеблется в районе 1,8%, а в арьергарде американские модели - всего 0,5%.

Корпоративный рейтинг с огромным отрывом возглавляет альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ (39,4%). За ним следуют корпорация General Motors (13,2%, включая узбекские Daewoo), альянс Hyundai-Kia (10,7%), Volkswagen (7,1%) и Toyota (5,1%), а Ford после продажи Volvo китайцам снизил свою долю до 4,8%.

Что впереди? Программа льготной утилизации продлена как минимум до середины этого года, не исключен и четвертый этап. Но даже без этого есть все предпосылки к дальнейшему росту продаж: курс рубля стабилен, цены на нефть растут и уже вплотную приблизились к отметке $100 за баррель, а автомобильный рынок еще очень далек от насыщения. Поэтому прогноз на 2011 год - около двух миллионов новых легковых автомобилей, а уже в 2013 году спрос может вернуться на докризисный уровень в 2,7 млн машин.

А теперь - подробнее о продажах: как всегда, мы рассматривали только легковые автомобили, минивэны, внедорожники и грузопассажирские пикапы.

Лада (519413) на волне программы льготной утилизации увеличила продажи в полтора раза, а долю рынка - с четверти до 29%. Древняя «классика» вновь стала абсолютным бестселлером, как это было вплоть до 2008 года: продано 138272 автомобиля (включая 2266 универсалов ВАЗ-2104 ижевской сборки), из которых почти две трети (85 тысяч) - по программе утилизации автохлама. Позапрошлогодний лидер Лада Приора отстает совсем немного - 125235 автомобилей (из них 30 тысяч «утилизационных»). Калина (108989) впервые обогнала Самару (101958) - при «обмене» на автохлам их выбрали 43 и 33 тысячи клиентов соответственно. Лада 4х4 (старая Нива) разошлась рекордным тиражом в 44635 машин (11 тысяч по программе утилизации). В остатке - 324 автомобиля «десятого» семейства, покинувшего тольяттинский конвейер еще в конце 2008 года.

Chevrolet (116233) удерживает первое место среди иностранных брендов, но из-за ухода бюджетного седанчика Lanos (распроданы последние 496 машин) спрос вырос всего на 11%, а без российских внедорожников Niva (35380) марка и вовсе заняла бы только шестое место в «абсолюте». На подмогу семейству Lacetti (31885) идет Cruze (18857), три четверти спроса на Aveo (22784) приходится на седаны, Epica (2458) популярнее Сонаты и Маджентиса, но кроссовер Captiva (3307) и малыш Spark (885) продаются вяло. Внедорожник TrailBlazer (163) и компактвэн Rezzo (3) больше не выпускаются, а гигант Tahoe (15) покинул российский рынок.

Kia (104235): полуторакратный рост и третье место в абсолютном рейтинге, хотя еще три года назад марка была в конце первой десятки. Помогла калининградская сборка и доступные цены на наиболее популярные модели: Rio (29165), cee`d (26647) и Sportage (20274). Хорошо продаются импортные Cerato (11413 машин, включая 428 купе) и новый Sorento (5373), а Picanto (4531) держит второе место среди малышей класса A+. Оригинальному хэтчбеку Soul (3041) не хватало версии с бензиновым мотором и «автоматом» (она появилась к концу года), успехи компактвэна Carens (856) и внедорожника Mohave (608) скромны, а продажи седанов Magentis (1209), Spectra (560) и Opirus (220), внедорожников Sorento первого поколения (175) и минивэнов Carnival (163) прекращены.

Renault (96110). Рост сдерживался возможностями московского завода - очереди за седанами Logan (62862) и особенно за хэтчбеками Sandero (19232) растянулись на полгода. Медленно набирают обороты Fluence (5837) и Megane (2817), но дорожающий Symbol (2070) стремительно уходит в тень, а Koleos (1773) и Clio (263) так и не стали популярными. Компактвэн Scenic (439) и грузопассажирский «каблучок» Kangoo (431) пережили смену поколений, место хэтчбека Vel Satis (2) в конце года занял седан Latitude (171). Laguna осталась в России только в формате купе (из 200 машин такими оказались 44), а однообъемники Espace (11) и Grand Scenic (2) и вовсе ретировались с нашего рынка.

Ford (85938). Прибавку на 11% обеспечили модели российской сборки: это лидирующие в своих классах Focus (67041 экземпляр, включая один купе-кабриолет) и Mondeo (10961). Остальные модели заметно сдали: хэтчбеки Fusion (3316) и Fiesta (980) болтаются в середнячках B-класса, кроссовер Kuga (1122) отпугивает клиентов несуразным выбором силовых агрегатов, а пикап Ranger (574) в ожидании преемника. S-MAX (549) и Galaxy (442) - по-прежнему самые продаваемые минивэны, но пассажирский «каблучок» Tourneo Connect (311) пропустил вперед почти всех конкурентов. Продажи кроссоверов Escape (307), компактвэнов C-MAX (264) и внедорожников Explorer (69) прекращены, а под конец года дилеры успели продать два однообъемника Grand C-MAX.

Hyundai (85404). Продажи выросли на 18% исключительно благодаря импорту, причем роль бестселлера исполнял старичок Getz (24243), который доживает последние месяцы. Раньше основу спроса составляли старые модели таганрогской сборки, но сейчас они практически сошли со сцены: это Accent (3671), Sonata EF (1431), Santa Fe Classic (1098) и Elantra XD (754). Зато хорошо расходились седаны Elantra (11948) и хэтчбеки i30 (10731) и i20 (6168). На смену кроссоверу Tucson (6036) весной пришел более дорогой ix35 (8227). Обновленный Santa Fe (5613) продается лучше соплатформенного Kia Sorento, но полноразмерный ix55 (875) пока не столь популярен. Sonata (1851) немного сдала из-за смены поколений, а компанию премиум-седану Genesis (114) составили представительский Equus (48) и двухдверка Genesis Coupe (93). Выпуск моделей Matrix (2284), Grandeur (217) и Coupe (2) прекращен. Зато на питерский Solaris уже принято более 10 тысяч заказов.

Nissan (79296). Сокращение импорта из Японии и минимальная зависимость от курса иены вывели компанию в лидеры среди японских производителей с ростом на 24%. Кроссоверы Qashqai (21489) и X-Trail (16158) лидируют в своих сегментах, вдвое лучше стала продаваться Tiida (11814), а Teana (8377) постепенно догоняет Camry. Но седан Almera Classic (8152) и однообъемник Note (4787) сдали позиции из-за нехватки машин. Дорогие полноприводники Murano (2980), Pathfinder (1598), Patrol (1161) и Navara (658) расходятся вяло, пикапу NP300 (860) мешали квоты, компактная Micra (1190) покинула наш рынок, а в остатке - набирающий популярность суперкар GT-R (71) и одно купе 350Z.

Toyota (78906). Рост на 16% достигнут только благодаря полноприводным моделям: сильно прибавили кроссовер RAV4 (16479) и внедорожник Land Cruiser Prado (12652). Спрос на Land Cruiser 200 (8699) тоже идет вверх, а вот седаны Corolla (16417) и Camry (16149) в прошлом году не прогрессировали. Слишком дорогие Avensis (3079) и Auris (1865) просели в два раза, зато однообъемник Verso (2028) заработал «серебро» среди компактвэнов. Осенью успешно стартовали продажи кроссоверов Highlander (765) и пикапов Hilux (201). Дополняют картину нишевые модели Prius (367) и iQ (69), покинувший Россию хэтчбек Yaris (135) и один «залежавшийся» компактвэн Corolla Verso.

Daewoo (74419). Спрос на дешевые узбекские машины восстанавливается быстрее рынка - плюс 45%, и это без участия в программе утилизации! Nexia (43943) занимает втрое место в классе C+, а Matiz (30476) безраздельно господствует в классе A+.

Volkswagen (60972) с полуторакратным ростом замыкает десятку лидеров с помощью калужского Polo-седана: 7710 машин за четыре месяца и очередь на три квартала вперед! Прибавил Tiguan (13060), но Passat (8627) и Jetta (8152) к концу года сбавили темп в ожидании преемников. Смена поколений слегка подкосила и Touareg (5668), зато Golf (6544) благодаря «отверточной» сборке стал вдвое популярнее и даже обогнал Citroen C4. Улучшили результаты хэтчбек Polo (2700), однообъемники Golf Plus (2633) и Touran (1044), седан PassatCC (2557), пассажирский «каблучок» Caddy (1601) и даже трехдверка Scirocco (212), но представительский Phaeton (77) покупателям был мало интересен. Осенью на рынок вышел пикап Amarok (382), а из складских запасов проданы пять купе-кабриолетов Eos.

Skoda (45620) плотно уперлась в квоты и возможности калужского завода, хотя даже в таких условиях достигнута внушительная прибавка на 39%, а Octavia (18256) с двукратным ростом пробилась в десятку лидеров гольф-класса. Старая Octavia Tour (7516) завершила жизненный цикл. Fabia (13098) хоть и прибавила, но отстает от конкурентов, равно как и кроссовер Yeti (3738). Зато Superb (2207) понемногу набирает обороты. В хвосте - «каблучок» Roomster (805).

Mitsubishi (45538) тоже страдает из-за нехватки машин: рост - всего на 10%. Из легковых моделей в России остался только Lancer (14140), который замыкает десятку лидеров гольф-класса. Хорошо пошел обновленный OutlanderXL (13566), а за компактным кроссовером ASX (5215 машин с июля) даже выстроились очереди. Растет спрос на внедорожники Pajero (3262) и Pajero Sport (3751), а L200 (3700) с огромным отрывом лидирует среди пикапов. Поставки моделей Galant (596), Lancer Classic (579), Colt (429) и Grandis (215) прекращены. На десерт - 85 седанов Lancer Evolution X. План на этот год - 75 тысяч машин.

Opel (40829) прогрессирует только благодаря Астре: более половины продаж пришлось на машины прошлого поколения (22341 автомобиль, включая 11 купе-кабриолетов), причем спрос продолжает расти. Весной на подмогу пришла новая Astra J (8091). Zafira (3806) в очередной раз подтвердила звание самого популярного компактвэна, но Corsa (3308) и Antara (1576) теряют покупателей, а Insignia (1526) так и не закрепилась на нашем рынке. Сухой остаток: старая Meriva (144), Vectra (33) и пассажирский фургончик Combo (4).

Peugeot (28991): скромный прирост на 9%. Локомотив продаж - Peugeot 308 (17290 хэтчбеков и универсалов), который благодаря калужской сборке стал в полтора раза популярнее. А Peugeot 308 CC (137) - самый продаваемый купе-кабриолет. Из остальных моделей прибавили только «каблучки» Partner Tepee (2503 машины и первое место в классе) и Partner Origin (1779), а вот компактные модели 207 (2590) и 107 (1213) вместе с кроссовером 4007 (1874) продолжают терять клиентов. Переднеприводный однообъемник 3008 (861) и двухдверка RCZ (29) стартовали вяло. Наконец, модели 206 (629) и 407 (86) у нас больше не продаются.

Suzuki (28690): машин не хватает, поэтому рост - только на 13%. Лидером продаж остается Grand Vitara (16457), пятидверный SX4 (8996) перекрыл свой докризисный результат, но другие модели отстают - это Jimny (958), SX4 Sedan (938), Swift (675) и Splash (586). В конце года продано 80 седанов Kizashi.

Mazda (24926): еще минус 19%, поскольку проблемы с поставками удалось решить только летом. Правда, Mazda 6 все же закончила год в плюсе: 9127 машин и второе место в классе D+. Но лишившаяся двухлитрового мотора Mazda 3 (9976) и кроссовер CX-7 (4059) отстают. Пикап BT-50 (819) нашел больше клиентов, чем брат-близнец Ford Ranger, хэтчбек Mazda 2 (577) брал перерыв на рестайлинг, а дополняют картину компактвэн Mazda 5 (328) и родстер MX-5 (40).

УАЗу (24721) вырасти на 46% помогла программа утилизации - и новые модификации: компанию Патриоту (9168) составил короткобазный Патриот Спорт (1762), а Хантеру (8044) - упрощенный УАЗ 469 (3736). На третий год производства покупатели распробовали Пикап (1479). Еще 532 автомобиля УАЗ-3151 были переданы в армию и МВД.

BMW (20584) удержал лидерство в премиум-сегменте: спрос вырос на 26%. Но «пятерка» (3780 машин, включая 786 хэтчбеков GT) проиграла бой Мерседесу Е-класса, седаны и универсалы третьей серии (2360) пропустили вперед и Audi A4, и Mercedes C-класса, а «семерка» (1286) после стремительного взлета год назад вновь оказалась в тени S-класса. Двухдверные «трешки» (693) тоже уступают конкурентам из Ингольштадта и Штутгарта. Зато хэтчбеки первой серии (2983) в полтора раза популярнее Audi A3, хотя купе и кабриолеты расходятся заметно хуже - куплено только 113 машин. Кроссоверы X6 (2942) и X5 (2536) продаются лучше, чем Audi Q7 и Mercedes ML, хорошо берут X3 (2492). Дополняют картину «младший» кроссовер X1 (1209), купе-родстер Z4 (115) и двухдверные «шестерки» (75).

Mercedes-Benz (19724). Оптимизированные комплектации и сниженные цены обеспечили рывок на 64%. Абсолютный лидер «премиума» - новый E-класс (5515 машин, включая 696 купе и кабриолетов). Хорошо расходится C-класс (2870), кроссовер GLK (2770) опередил BMW X3, братья ML (2392) и GL (2371) превзошли Audi Q7, а S-класс (1727) вновь на вершине представительского сегмента. Вдобавок В-класс (1007) занял четвертое место среди компактвэнов. Остальное - внедорожники G-класса (268), хэтчбеки A-класса (223), минивэны R-класса (178), купе CL (138), седаны CLS (84), родстеры SLK (26) и SL (24), а также 22 суперкара SLS AMG. Поставки трехдверок CLC (109) прекращены еще весной.

Audi (18510) с ростом на 23% оказалась на третьем месте в «премиуме». КроссоверQ5 (5070), седаны и универсалы A4 (3343) и двухдверки A5 (1085) продаются лучше конкурентов под марками BMW и Mercedes. Но семейство A6 (2794 машины, включая 294 универсала Allroad), кроссоверы Q7 (2258) и хэтчбеки A3 (1918) сильно отстают от соперников. Хорошо продается пятидверка A5 Sportback (1075), а седану A8 (350) для успеха не хватало длиннобазных модификаций. Купе и родстеры TT (120) сбавили темп, но все же сохранили преимущество над BMW Z4. Осенью стартовали продажи хэтчбеков A1 (268) и A7 Sportback (176), а в конце списка - среднемоторный суперкар R8 (46) и кабриолет A3 (7).

Honda (18159) из-за жестких квот снизила продажи на 22%: Civic (6237) не вошел даже в двадцатку в гольф-классе, «сдувается» CR-V (6095). Но Accord (3411) сохранил пятое место в классе D+, полноразмерный Pilot (1784) продается лучше, чем Hyundai ix55, а хэтчбек Jazz (616) обогнал Мазду 2. Полноприводный седан Legend (16) покинул наш рынок.

ЗАЗ (17541). Спрос растет, но план продать в 2010 году 50 тысяч седанов и хэтчбеков Chance выполнен лишь на треть.

Citroen (15575): продажи выросли на 36% в основном за счет скидок на импортные модели. Подешевевшие машины калужской сборки не сильно повлияли на продажи хэтчбека C4 (4773), зато спрос на однообъемничек C3 Picasso (2003) вырос вчетверо, а на хэтчбек C3 (1481) - вдвое. C5 (1898) топчется на месте, пассажирские «каблучки» Berlingo (1861) и Berlingo First (1209) и кроссовер C-Crosser (967) расходятся хуже близнецов под маркой Peugeot. Весной модельный ряд дополнил стиляга DS3 (244), а летом - карапуз C1 (593). В меньшинстве - компактвэны C4 Picasso (316) и Grand C4 Picasso (211), большой седан C6 (5) и снятые с производства модели Xsara Picasso (13) и C2 (1).

SsangYong (12526). С уходом основных конкурентов (Kia Sorento и Hyundai Santa Fe Classic) сбыт улучшился на 39%. Львиную долю продаж по-прежнему обеспечивает Kyron (8967), за ним идут Rexton (1870) и пикап Actyon Sports (1393). Рамный Actyon (274) ждет смены поколений, а минивэн Rodius (22) в России больше не продается.

Lexus (10981). За резким падением последовал интенсивный рост продаж на 72%. Кроссовер RX (5324) оставил позади даже Audi Q5, полноразмерный LX (2503) популярнее Мерседеса GL, а в начале года к ним примкнул GX (1828). Из легковых моделей удержать планку 2009 года смог только GS (502) - седаны LS (315) и IS (271) теряют покупателей. Но в октябре на рынок вышел ES (194). В конце списка - купе-кабриолеты IS (43) и SC (1).

Volvo (10650): лидерство в премиум-сегменте давно упущено, хотя продажи выросли в полтора раза. Бестселлером остается кроссовер XC90 (3592). Увеличение квот облегчило дыхание компактному XC60 (2565), хотя Mercedes GLK и Audi Q5 все еще впереди. Седан S80 (1411) тоже отстает от немецких конкурентов, зато «приподнятый» универсал XC70 (1300) вчетверо популярнее, чем дорогой Audi A6 Allroad. Новый S60 (574) появился только в сентябре. Помощь остальных моделей невелика: это седаны S40 (749) и «старый» S60 (82), хэтчбек C30 (286), универсалы V50 (57) и V70 (10), а также купе-кабриолет C70 (24).

Vortex (10100). Ряды старых моделей Chery таганрогской сборки растут: к седану Estina/Fora (6131) осенью присоединились переднеприводный кроссовер Tingo/Tiggo (2552) и лифтбек Corda/Amulet (1417).

Land Rover (9970): скромный прирост на 7,5% во многом обусловлен нехваткой машин, особенно Discovery (2347). Зато Freelander (3946) опередил Mercedes GLK и BMW X3, с положительной динамикой закончили год Range Rover (1785) и Range Rover Sport (1543). Классический Defender купили 349 клиентов, из которых пятеро предпочли пикап.

Chery (8909) испытывает проблемы с поставками, хотя продажи выросли почти вдвое. Структура спроса такова: малолитражки Kimo (2418) и QQ6 (2257), кроссовер Tiggo (1553), хэтчбеки и седаны M11 (1393) и универсалы CrossEastar (343). К концу года со складов исчезли последние запасы автомобилей Fora (803) и Amulet (142) калининградской сборки.

Fiat (8633): продажи падают. Седанчик Albea (5601) так и не стал народным, «каблучок» Doblo Panorama (1739) уступает более дорогим французским конкурентам. В августе появилась Linea, но до конца года продано лишь 376 автомобилей. Из импортных моделей в России остались хэтчбек Grande Punto (318), ретрокар Fiat 500 (142), кроссовер Sedici (87) и малыш Panda (62), а поставки хэтчбеков Bravo (303) и универсалов Croma (5) прекращены.

Subaru (8552): машины дорожают, поставки сокращаются, сбыт упал на 11%. Впереди - Forester (3887), за ним следуют Impreza (2001 автомобиль всех модификаций, включая восемь «зажигалок» WRX и 42 WRX STI), Outback (1625) и Legacy (318), а кроссоверы Tribeca (721) у нас больше не продаются.

Lifan (7700). В марте удачно дебютировал седан Solano (4837), а дешевый Breez (2863) пользуется ограниченным спросом.

Богдан (7321). Вазовские машины украинской сборки продаются в основном в регионах - с апреля клиентов нашли 5304 седана Богдан-2110 и 2017 универсалов Богдан-2111.

Tagaz (6930). Разгар кризиса пережил только компактный внедорожник Tager (5082), он же бывший SsangYong Korando, а вот производство «самостийных» седанов Vega (1194) и среднеразмерных полноприводников Road Partner/SsangYong Musso (654) приостановлено.

ГАЗ (5501). Агония «легкового» подразделения завершилась в октябре - выпуск седанов Volga Siber (5490) прекращен. Кроме того, в январе прошлого года были проданы последние 11 «классических» Волг.

Infiniti (4674): ниссановский премиум-бренд переживал смену модельного ряда и практически не прогрессировал. Хотя кроссовер FX (2539) идет ноздря в ноздрю с BMW X5, а седан серии G (744) почти втрое опережает Lexus IS. Здоровяк QX (540) и седан серии M (298) воспрянули только осенью после смены поколений. Компактному кроссоверу EX (487) не хватает «бюджетной» модификации, а купе и кабриолеты серии G (66) дилеры начали завозить только в мае.

Great Wall (3637) выживает в России только благодаря популярному внедорожнику Hover (2708). Производство не менее востребованных полнопривод-ников SUV G5 (278) и пикапов Sailor (323) прекращено, а спрос на другие модели ничтожен: это хэтчбеки Coolbear (149), Florid (55) и Peri (12), пикап Wingle (94) и минивэн Cowry (18).

Geely (1944) лихорадит из-за перебоев с производством в Черкесске и очередной смены дистрибьютора. В итоге за год удалось продать лишь 1807 седанов MK, а более крупный Vision (137) исчез из автосалонов еще весной.

Porsche (1572): спрос вырос на четверть. Как и раньше, две трети проданных автомобилей - внедорожники Cayenne (1188), а за хэтчбек Panamera проголосовали рублем только 250 человек. Из семейства Porsche 911 (96) на версию Turbo пришлись 33 машины, еще четыре купе - в полугоночных версиях GT2 и GT3. Позади всех - купе Cayman (19) и родстер Boxster (19).

Cadillac (1459) все первое полугодие испытывал нехватку машин, поэтому итоговые продажи упали на 5%. Хорошо себя показал кроссовер SRX (686 машин двух поколений), за которым идут внедорожник Escalade (447) и седан CTS (253). Из старых запасов распродавались модели BLS (53) и STS (20).

Mini (1001): с полуторакратным ростом марка впервые перешагнула тысячный рубеж. Спрос на хэтчбеки (731) растет, но интерес к универсалам Clubman (54) и кабриолетам (17) угасает. Зато за четыре месяца на наши дороги выехали 199 кроссоверов Countryman.

Seat (955): более-менее востребованы только хэтчбеки Leon (442) и Ibiza (389). Остальное - компактвэны Altea (41) и Altea XL (47), кроссовер Altea Freetrack (32) и хэтчбек Toledo (2). Летом для «пробы пера» были завезены седан и универсал Exeo.

Jaguar (858). Падение продаж на 8% обусловлено сокращением модельного ряда: замены компактной модели X-Type (15) пока не предвидится. Спрос на седан XF (573) скромен, но новый флагман XJ (225) догоняет Lexus LS. Еще 45 машин - купе и родстеры XK.

Jeep (809). Пущенные на самотек продажи взбодрились осенью с появлением нового Grand Cherokee (310 экземпляров плюс 55 машин прошлого поколения). Неспешно расходятся Cherokee (147), Liberty (130) и Wrangler (83), а поставки моделей Commander (71) и Compass (13) приостановлены еще летом.

Hummer (612). Распродан весь запас внедорожников H3 (426) и H2 (186).

Dodge (273): поставки минивэнов Journey (124) и хэтчбеков Caliber (73) кое-как продолжаются, но кроссовер Nitro (66) и седан Avenger (10) из России ушли.

FAW: в начале 2010 года распроданы последние 240 седанов Vita, но весной запланировано возвращение марки в Россию.

Saab (197): запасы моделей 9-3 (192) и 9-5 (5) закончились еще в августе, но перспективы возвращения на рынок есть.

Chrysler (179) живет только минивэном Grand Voyager (65). В течение года ему составляли компанию седаны Sebring (71) и 300C (37), кабриолет Sebring Convertible (5) и единственный хэтчбек PT Cruiser.

Bentley - неизменный лидер сегмента элитных автомобилей: продано 129 машин против 111 годом ранее. Основа благополучия - седан Continental Flying Spur (46), за которым следуют купе Continental GT (30), его экстремальная версия Supersports (23) и кабриолет GTC (11). «Старую гвардию» представляли седан Arnage (6), купе Brooklands (6) и кабриолет Azure (3), а в конце года клиентам переданы четыре седана Mulsanne. На новый Continental GT уже принято более сорока заказов.

BYD (77). Запасы китайских седанов и хэтчбеков F3 кончились летом, а продажи машин таганрогской сборки стартовали уже после Нового года.

Maserati (66): реализовано почти вдвое больше машин, чем годом ранее. К седану Quattroporte (30) и купе GranTurismo (27) добавился кабриолет GranCabrio (9).

Haima: в декабре успели продать 60 седанов Haima 3 и хэтчбеков H11.

Alfa Romeo (56) ушла, но обещала вернуться. Со склада продавались седаны 159 (17), купе GT (15) и Brera (10), родстеры Spider (8) и хэтчбеки 147 (6).

Rolls-Royce: с появлением «младшей» модели Ghost продажи подскочили с 18 автомобилей в 2009 году до 47 машин в ушедшем.

Ferrari (32): плюс четыре автомобиля к результату 2009 года. Особенно желанны у нас новинки - купе 458 Italia (14) и родстер California (11). Остальные модели - 599 GTB Fiorano (4), снятая с производства F430 (2) и четырехместная 612 Scaglietti (1).

Aston Martin (27): объем продаж вырос на один автомобиль, но теперь к двухдверкам DBS (8), V8 Vantage (7) и DB9 (4) добавился пятидверный Rapide (8).

Lamborghini: продано 10 машин против девяти год назад. Битва между моделями Gallardo и Murcielago завершилась со счетом 6:4.

Lotus: продажи упали с 10 до восьми автомобилей - это Elise (4), Exige (2) и по одному экземпляру купе Europa и Evora.

Maybach: в страну ввезены пять лимузинов против восьми годом ранее.

Spyker: покупателей нашли три суперкара C8 прошлого поколения.

Caterham: единственный проданный автомобиль - родстер в исполнении CSR.

При подготовке материала использованы данные Авторевю, АА Автостат, PricewaterhouseCoopers и Ассоциации европейского бизнеса

Российские продажи новых автомобилей официальными дилерами за 2010 год (в сравнении с 2009 годом)

Марки

2010 г.

2009 г.

Динамика, %

Доля рынка*, %

Лада 519413 354306 +46,60

29,23
Chevrolet 116233 104398 +11,34

6,54
Kia 104235 69887 +49,15

5,87
Renault 96110 71467 +34,48

5,41
Ford 85938 77126 +11,43

4,84
Hyundai 85404 72344 +18,05

4,81
Nissan 79296 63988 +23,92

4,46
Toyota 78906 68006 +16,03

4,44
Daewoo 74419 51414 +44,74

4,19
Volkswagen 60972 40405 +50,90

3,43
Skoda 45620 32912 +38,61

2,57
Mitsubishi 45538 41354 +10,12

2,56
Opel 40829 33553 +21,69

2,30
Peugeot 28991 26639 +8,83

1,63
Suzuki 28690 25335 +13,24

1,61
Mazda 24926 30643 -18,66

1,40
УАЗ 24721 16940 +45,93

1,39
BMW 20584 16350 +25,90

1,16
Mercedes-Benz 19724 12050 +63,68

1,11
Audi 18510 15009 +23,33

1,04
Honda 18159 23222 -21,80

1,02
ЗАЗ 17541 7344 +138,85

0,99
Citroen 15575 11475 +35,73

0,88
SsangYong 12526 9020 +38,87

0,70
Lexus 10981 6400 +71,58

0,62
Volvo 10650 6894 +54,48

0,60
Vortex 10100 5922 +70,55

0,57
Land Rover 9970 9275 +7,49

0,56
Chery 8909 4914 +81,30

0,50
Fiat 8633 8959 -3,64

0,49
Subaru 8552 9598 -10,90

0,48
Lifan 7700 2673 +188,07

0,43
Богдан 7321 - - 0,41
Tagaz 6930 5012 +38,27

0,39
ГАЗ 5501 6222 -11,59

0,31
Infiniti 4674 4630 +0,95

0,26
Great Wall 3637 2490 +46,06

0,20
Geely 1944 7681 -74,69

0,11
Porsche 1572 1266 +24,17

0,09
Cadillac 1459 1529 -4,58

0,08
Mini 1001 686 +45,92

0,06
Seat 955 869 +9,90

0,05
Jaguar 858 933 -8,04

0,05
Jeep 809 416 +94,47

0,05
Hummer** 612 1123 -45,50

0,03
Dodge 273 441 -38,10

0,02
FAW** 240 1524 -84,25

0,01
Saab** 197 368 -46,47

0,01
Chrysler 179 346 -48,27

0,01
Bentley 129 111 +16,22

0,01
BYD 77 1001 -92,31

0,00
Maserati 66 35 +88,57

0,00
Haima 60 - - 0,00
Alfa Romeo** 56 104 -46,15

0,00
Rolls-Royce 47 18 +161,11

0,00
Ferrari 32 28 +14,29

0,00
Aston Martin 27 26 +3,85

0,00
Lamborghini 10 9 +11,11

0,00
Lotus 8 10 -20,00

0,00
Maybach 5*** 8*** -37,50

0,00
Spyker 3 - - 0,00
Caterham 1 1 0 0,00
* Зеленая стрелка - увеличение доли рынка, красная - уменьшение ** Продажи прекращены *** Импорт новых автомобилей в Россию

Рейтинг популярности. Легковые автомобили

Класс A+

Четырех- и пятиместные легковые автомобили длиной до 3700 мм и шириной до 1600 мм
Daewoo Matiz 30476
Kia Picanto 4531
Chery Kimo 2418
Peugeot 107 1213
Chevrolet Spark 885
Citroen C1 593
Suzuki Splash 586
Fiat 500 142
Toyota iQ 69
Fiat Panda 62

Класс B+

Пятиместные легковые автомобили длиной от 3700 до 4300 мм и шириной до 1700 мм
Лада 2104, 2105, 2107 138272
Лада Приора 125235
Лада Калина 108989
Лада Самара 101958
Renault Logan 62862
Kia Rio 29165
Hyundai Getz 24243
Chevrolet Aveo 22784
Renault Sandero 19232
ZAZ Chance 17541

Класс C+

Пятиместные автомобили длиной от 4200 до 4500 мм и шириной от 1700 до 1800 мм
Ford Focus 67040
Daewoo Nexia 43943
Chevrolet Lacetti 31885
Kia cee'd 26647
Opel Astra H 22330
Chevrolet Cruze 18857
Skoda Octavia 18256
Peugeot 308 17290
Toyota Corolla 16417
Mitsubishi Lancer X 14140

Класс D+

Пятиместные автомобили длиной от 4500 до 4800 мм и шириной от 1700 до 1800 мм
Ford Mondeo 10961
Mazda 6 9127
Volkswagen Passat 8627
Volga Siber 5490
Honda Accord 3411
Audi A4 3343
Toyota Avensis 3079
Mercedes-Benz C-класса 2870
Volkswagen Passat CC 2557
Chevrolet Epica 2458

Класс E+

Пятиместные автомобили длиной от 4800 до 5000 мм и шириной более 1800 мм
Toyota Camry 16149
Nissan Teana 8377
Mercedes-Benz E-класса 4819
BMW пятой серии 3780
Audi A6/Allroad 2794
Volvo S80/V70/XC70 2721
Skoda Superb 2207
Mitsubishi Galant 596
Jaguar XF 573
Lexus GS 502

Класс F+

Четырех- или пятиместные автомобили длиной более 5000 мм и шириной более 1800 мм
Mercedes-Benz S-класса 1727
BMW седьмой серии 1286
Audi A8 350
Lexus LS 315
Jaguar XJ 225
Volkswagen Phaeton 77
Hyundai Equus 48
Bentley Continental Flying Spur 46
Maserati Quattroporte 30
Bentley Arnage 6

Купе и кабриолеты

Двухдверные Audi A5 1085
Двухдверные Mercedes-Benz E-класса 696
Двухдверные BMW третьей серии 693
Kia Cerato Koup 428
Mercedes-Benz CL 138
Peugeot 308 CC 137
Audi TT 120
BMW Z4 115
Двухдверные BMW первой серии 113
Porsche 911 96

Рейтинг популярности. Кроссоверы, внедорожники и пикапы

Компактные кроссоверы и внедорожники

Пятиместные универсалы длиной до 4600 мм, с дорожным просветом от 170 мм и возможным приводом на все колеса
Лада 4x4 44635
Chevrolet Niva 35380
Nissan Qashqai 21489
Kia Sportage 20274
Toyota RAV4 16479
Suzuki Grand Vitara 16457
Volkswagen Tiguan 13060
Suzuki SX4 8996
Hyundai ix35 8227
Honda CR-V 6095

Среднеразмерные кроссоверы и внедорожники

Пяти- или семиместные универсалы длиной от 4600 до 4800 мм, с дорожным просветом от 170 мм и возможным приводом на все колеса
Nissan X-Trail 16158
Mitsubishi Outlander XL 13566
Toyota Land Cruiser Prado 12652
УАЗ Хантер/469 11780
УАЗ Патриот/Патриот Спорт 10930
SsangYong Kyron 8967
Volkswagen Touareg 5668
Hyundai Santa Fe 5613
Kia Sorento II 5373
Lexus RX 5324

Полноразмерные кроссоверы и внедорожники

Пяти- или семиместные универсалы длиной более 4800 мм, с дорожным просветом от 170 мм и приводом на все колеса
Toyota Land Cruiser 200 8699
Mitsubishi Pajero 3262
BMW X6 2942
Infiniti FX 2539
BMW X5 2536
Lexus LX 2503
Mercedes-Benz GL 2371
Land Rover Discovery 2347
Audi Q7 2258
Range Rover 1785

Пикапы

Четырех- или пятиместные автомобили с грузовой платформой и приводом на все колеса
Mitsubishi L200 3700
УАЗ Пикап 1479
SsangYong Actyon Sports 1393
Nissan NP300 860
Mazda BT-50 819
Nissan Navara 658
Ford Ranger 574
Volkswagen Amarok 382
Great Wall Sailor 323
Toyota Hilux 201

Рейтинг популярности. Легковые автомобили повышенной вместимости

Субкомпактвэны

Пятиместные хэтчбеки и однообъемники длиной до 4250 мм, шириной до 1750 мм и высотой от 1550 мм до 1650 мм
Nissan Note 4787
Kia Soul 3041
Volkswagen Golf Plus 2633
Hyundai Matrix 2284
Citroen C3 Picasso 2003
Mercedes-Benz A-класса 223
Great Wall Coolbear 149
Opel Meriva 144

Компактвэны

Пяти- или семиместные универсалы и однообъемники длиной от 4250 мм до 4600 мм, шириной от 1750 мм до 1850 мм и высотой от 1550 мм до 1650 мм
Opel Zafira 3806
Toyota Verso 2028
Volkswagen Touran 1044
Mercedes-Benz B-класса 1007
Peugeot 3008 861
Kia Carens 856
Renault Scenic 439
Mazda 5 328
Citroen C4 Picasso 316
Ford C-MAX 264

Минивэны

Пяти- или семиместные универсалы и однообъемники длиной более 4600 мм, шириной более 1850 мм и высотой более 1650 мм
Ford S-MAX 549
Ford Galaxy 442
Mitsubishi Grandis 215
Mercedes-Benz R-класса 178
Kia Carnival 163
Dodge Journey 124
Chrysler Grand Voyager 65
SsangYong Rodius 22
Great Wall Cowry 18
Renault Espace 11

Грузопассажирские универсалы повышенной вместимости

Пяти- или семиместные универсалы высотой от 1650 мм и с возможной грузовой модификацией
Peugeot Partner Tepee 2503
Citroen Berlingo 1861
Peugeot Partner Origin 1779
Fiat Doblo Panorama 1739
Volkswagen Caddy 1601
Citroen Berlingo First 1209
Skoda Roomster 805
Renault Kangoo 431
Ford Tourneo Connect 311
Opel Combo Tour 4

Рекомендованные статьи