Константин Сорокин, Peugeot 408 и автожир в Монголии

Фото: Константин Сорокин

Режим - взлетный, то есть газ в пол. Оппозитный Rotax режет винтом разреженный воздух, над головой хлопает ротор, а рычаг тандемного управления давит в причинное место - это сидящий в переднем кокпите пилот взял ручку на себя. Прыг! Еще раз - прыг! И с третьей попытки желтый летательный (господи, только бы не летальный!) аппарат зависает в воздухе. Через минуту самая большая в мире статуя Чингисхана уже выглядит маленьким оловянным солдатиком, а стоящие у ее подножия автомобили Peugeot 408 Style сливаются с окружающим пейзажем.

Впрочем, выделить «новую» версию Style в линейке обычных Peugeot 408 было бы непросто, даже стоя на земле. Проехав за рулем такой машины от Иркутска до Улан-Батора, я испытал дежавю - что-то очень похожее в моей автомобильной биографии уже было. Перелицованный, а точнее, переименованный образ придумали маркетологи. Придумали, чтобы раскрутить ротор продаж и вывести «четыреста восьмую» машину из рыночного пике: модификация Style позиционируется как самый доступный седан класса С+ с автоматической коробкой передач. Ценник и впрямь радует: 120-сильная версия Style с четырехступенчатым «автоматом» предлагается за 689 тысяч рублей, а точно такой же автомобиль, нос двигателем мощностью 150 л.с. и шестиступенчатым «автоматом» Aisin,стоит 753 тысячи рублей. Из приятных мелочей, которые версии Style перепали от более дорогих комплектаций, отмечу двухзонный климат-контроль, подогрев нижней части лобового стекла и форсунок омывателя, электропривод складывания наружных зеркал и руль с кожаной обивкой. Среди досадных потерь - отсутствие парктроника, который не самому компактному седану необходим, как очки страдающему от дальнозоркости.

Монгольскую столицу отличают не только архитектурные контрасты: на одной и той же улице в Улан-Баторе можно увидеть по-современному раскрепощенную молодежь и людей в традиционных национальных костюмах.
Ну а смешение стилей в градостроительстве и вовсе встречаешь на каждом шагу
Светофоры и жесты регулировщиков в Улан-Баторе носят рекомендательный характер, но сами «продавцы полосатых палочек» стараются изо всех сил: свистят, размахивают жезлами и делают строгие лица. Впрочем, даже если на каждом перекрестке здесь поставить по старательному и идейно мотивированному полицейскому, бардака не исправить, потому что он у монгольских водителей в голове
Дорожная полиция перемещается по городу на черных тонированных седанах, раскрашенных в стиле игрушки Need for Speed, и вообще не утруждает себя профилактической работой с нарушителями. Похоже, что форму с погонами эти парни надевают только для того, чтобы иметь возможность безнаказанно носиться с мигалками
Типичный пригород: грязный, неухоженный и с необорудованными дорогами
0 / 0

Проехав вдоль побережья Байкала, свернув на юг и оказавшись за пограничным шлагбаумом в поселке Алтанбулаг, я испытал краеведческий шок: открывшаяся картина не имела ничего общего с той Монголией, которая запомнилась мне по раллиTranssyberia. Семь лет назад, выехав из России в районе алтайского селения Ташанта, мы с Олегом Растегаевым оказались словно на другой планете - в густой степной пыли, в полном отрыве от цивилизации. А тут симпатично, зелено и, что особенно порадовало, «асфальтово». Правда, асфальт на главной тропе Чингисхана, ведущей от погранперехода к столице, изобилует такими «тектоническими разломами», что уворачиваться от ям приходилось, используя всю ширину проезжей части. Ехать по местному «хайвею» в режиме постоянных разгонов и торможений быстро надоело (120-сильный Peugeot 408 со старым четырехступенчатым «автоматом» в таких режимах очень утомителен), а лупить напролом, уповая на энергоемкость адаптированного шасси, все же было страшно. Нет-нет, рулем и тормозами подвеску версии Style можно эффективно раскачивать, пролетая над рытвинами, словно на воздушной подушке. Но уж больно высока цена ошибки: если попадешь на острый край с зажатой стойкой, то и покрышку порвешь, и колесо завернешь - к бабке не ходи! Я выбрал промежуточный ритм езды и угадал: средняя скорость на трехсоткилометровом перегоне составила 84км/ч, расход топлива - 8,6 л/100 км, а пробой подвески случился всего один раз, причем без последствий.

Торговцы живым товаром предпочитают не японские, а корейские развозные грузовички. А стоит монгольский баран от ста до ста пятидесяти долларов в зависимости от возраста, веса и породы

В Улан-Баторе я был ошарашен вновь. Конечно, не ждал, что трафик на улицах монгольской столицы будет сплошь из ослов, буйволов и верблюдов, но и к столь прогрессивному автопарку тоже оказался не готов. Такого количества гибридных автомобилей я еще не встречал: от Приусов всех цветов, мастей и поколений рябит в глазах, и, глядя на этот экопарад, испытываешь неловкость. Потомки Чингисхана уже проголосовали за «зеленые» технологии, а ты, как последний жлоб, продолжаешь травить природу углеводородным выхлопом. Причем законодательных поблажек для владельцев гибридных автомобилей здесь нет. Просто монголы верят в экономическую выгоду гибридных технологий, стимулируя свою веру ежедневным аутотренингом. Если владельцы обычных автомобилей заправляются под пробку и не особо обременяют себя экономичной ездой, то «гибридоводы» капают в бак по пять-семь литров - и ведут себя на дорогах так, словно попутно занимаются медитацией. Увидите на тропе Чингисхана медленно ползущий попутный автомобиль - можете не сомневаться, что перед вами «synergy driver».

А если без сарказма, то с учетом довольно низкого (15%) налога на ввоз подержанных автомобилей и высоких цен на топливо (литр местного «девяносто пятого» бензина на наши деньги стоит около 35 рублей), покупка «синергетического» транспортного средства выглядит не такой уж большой глупостью - за семь-восемь тысяч долларов можно приобрести вполне «живой» Prius прошлого или позапрошлого поколения. Официальных станций технического обслуживания гибридов я не видел, но «приусадебных» мастерских в Улан-Баторе полно. Зимой владельцы гибридов и вовсе в шоколаде. Судите сами: ночевка в теплом паркинге стоит семь долларов (в Монголии резко континентальный климат с большими перепадами температур), а тарахтящая на холостом ходу Toyota Prius сжигает за ночь всего три литра бензина, что вдвое выгоднее. Смекалистые монголы накрывают машину плотным тентом, опускают его кромку ниже выхлопной трубы и превращают машину в душегубку-самогрейку. Скажете, опасно?

Микрорайон «Москва» — правда, трогательно? А все потому, что русский с монголом — братья навек!

Да уж, с безопасностью жизнедеятельности здесь дела не очень. Пристегиваются единицы, пешеходов на зеб­ре разгоняют, как баранов, а детей в машинах возят так, что хочется покрутить пальцем у виска. Только бесполезно это. Потому что с окружающей действительностью монгольские водители коммуницируют, похоже, не столько глазами, сколько ушами, как гидроакустики на подводных лодках. И если, перестраиваясь, слышат звуковой сигнал, то замирают в междурядье, пропускают упертого соседа и, не глядя по зеркалам, повторяют попытку. Получилось - влезают. Не получилось - зависают снова. А вырвавшись на оперативный простор, тут же начинают «тупить» (читай - экономить топливо), опять провоцируя вопли клаксонов. И если монголам запретить пользоваться «дудками», то добрая половина местных водителей не сможет даже выехать со стоянки.

На постаменте перед одной из воинских частей под Улан-Батором я увидел мирный советский трактор Т-150К в страшном милитаристском «тюнинге». Тенденция знакомая: во времена ГДР восточногерманские вояки ставили в качестве пугал даже снегоуборочные машины «золотые ручки»

Поездив в такой атмосфере на 120-сильном Peugeot 408, я дал себе слово, что во второй половине дня буду ходить пешком. Дело отнюдь не в отдаче мотора - раздражает не­удобное, а в отдельных ситуациях просто недопустимое поведение старого четырехступенчатого «автомата». Быстро занять освободившееся место в потоке на такой машине непросто, равно как и подтянуться, чтобы сохранить дистанцию. Даже стартовать со светофора надо «на все деньги», иначе останешься позади всех. В общем, комфортно перемещаться этот Style позволяет только по пустым улицам.

А вот 150 л.с. и японский «автомат» Aisin - это уже огонек! Шустро трогаемся, уверенно перестраиваемся. Временами наглеем, подчас сильно, но конт­роль и уверенность - стопроцентные. В общем, классный тандем. По удобству управления тягой 150-сильный Peugeot 408 на голову выше своего собрата, а расход топлива в городских условиях больше всего на литр. Будь я маркетологом, то спасал бы продажи авторотацией именно такого Style, тем более что его цена (753 тысячи руб­лей) на фоне ближайших конкурентов все равно остается привлекательной: Renault Fluence 2.0 (137 л.с.) с вариатором стоит 835тысяч рублей, хотя «автоматический» Chevrolet Cruze 1.8 (141л.с.) предлагается за 700 тысяч рублей.

Против ветра

Константин СОРОКИН Фото автора и Ильи КУЛЯМИНА

Взлететь вертикально автожир не может (исключением являются модели с «прыжковым» стартом, отличающиеся более сложной трансмиссией), но по сравнению с самолетом ему требуется гораздо более короткий разбег

- Снимай с себя все лишнее, иначе не взлетим. Погода видишь какая?..

В моем понимании погода была великолепной. Солнце, полный штиль и видимость «миллион на миллион». Но у монгольских авиаторов, похоже, свои представления о летной метеорологии. Да и летательные аппараты у них своеобразные - что-то среднее между аэросанями и вертолетом. Автожиры. Или винтолеты, ротапланы, гирокоптеры... Впервые такие «вертушки» я увидел на ралли Transsyberia в 2007 году, приняв их за НЛО. Потому что летали они шустро, но очень тихо, а садились, как птеродактили, бесшумно парашютируя на тесную площадку.

- Ты был на транссибирском ралли?

Кажется, мой собеседник забыл о плохой погоде.

- Операторов, которые вас снимали с воздуха, возили французкие летчики. Отчаянные ребята. Они-то и подсадили меня на автожиры!

Александр Амиа, или просто Алекс, - один из первых монгольских Икаров. Летать у себя на родине он начинал на дельтапланах, потом поехал учиться в Москву, поступил в МАИ, позже летал в Европе, освоил несколько типов крылатых и винтокрылых машин и в общей сложности накрутил в небе более шес­ти тысяч часов. Автожиры - его хобби и бизнес: после полетов по маршрутам транссибирского ралли Алекс решил развивать у себя на родине малую авиацию, став региональным дистрибьютером немецкой компании AutoGyro.

Смело! Ведь даже без учета транспортных расходов двухместный автожир AutoGyro MTO Sport стоит 43тысячи евро. Пока Алексу удалось продать только два «воздушных мотоцикла», но желающих просто покататься (короткий ознакомительный полет стоит 55 долларов) или поучиться технике пилотирования значительно больше.

Выкатываем из ангара на руках, заводим — и полетели! А если снять ротор, то автожир без проб­лем перевозится по дорогам общего пользования — на автомобильном прицепе или буксировкой тягачом

По принципу движения такой летательный аппарат можно сравнить с судном на воздушной подушке: один из движителей создает подъемную силу, а второй обеспечивает поступательное движение. На маршевый винт момент от двигателя передается на всех режимах полета, а верхний (несущий) ротор принудительно раскручивается только перед стартом - до «подъемных» 350 об/мин. Все остальное время он крутится «на халяву», за счет набегающего потока воздуха - такой режим в авиации называется авторотацией.

Чтобы взлететь и набрать высоту, пилот ручкой «заваливает» раскрученный ротор назад и образованный его вращающимися лопастями аэродинамический круг (а точнее, конус) начинает работать как крыло с положительным углом атаки, создавая подъемную силу. Суть пилотирования заключается в выдерживании этого угла в заданных пределах с одновременным сохранением запаса поступательной скорости.

Самым главным прибором на рабочем месте руководителя полетов является не компьютер, не радиостанция авиационного диапазона, а профессиональная метеостанция Davis. С ее помощью монгольские летчики вызывают ветер!

Чтобы оторваться от земли с минимальным разбегом и уверенно набрать высоту, автожиру нужен встречный ветер. Но взять его нам было негде: полосатый «колдун» на аэродроме уныло склонился к земле.

- Алекс, ты уверен, что мы взлетим?

Получив в ответ многозначительное молчание, я подумал, что еще не поздно «сойти на берег». В редакции скажу, что укачало на старте! Или наплету что-нибудь о перебоях с авиабензином, региональные проблемы с гравитацией и нестабильную величину кориолисова ускорения.

Клац! Это сработали замки четырехточечных ремней. Щелк! Байонет гарнитуры шлемофона вошел в разъем интеркома. И жестами, не требующими перевода, техник «просемафорил» правила поведения на борту: мол, если дотронешься до ручки тандемного управления, то - кранты!

Такие вещи я усваиваю с первого раза.

Тормоза отпущены, 100-сильный Rotax орет за спиной дурным фальцетом, зубы отбивают чечетку на тряской грунтовке и, с трудом пересиливая «липкую» гравитацию, мы медленно от-ры-ва-ем-ся...

- На равнине мы спокойно взлетели бы на номинальных оборотах и с коротким разбегом. Но здесь разреженный воздух, да еще нет ветра...

На лице пилота улыбка - и это хороший знак. А я будто заново родился! Потому что с набором высоты пейзаж вокруг расцветает новыми красками и летный мандраж уступает место совсем другим эмоциям. Свобода! Как я тебя понимаю, Алекс!

Горизонтальный вал сверху двигателя — это привод механизма предварительной раскрутки ротора перед стартом. В полете ротор вращается под действием аэродинамических сил

Летит винтокрыл комфортно. Если не смотреть на приборы, то кажется, что машина перемещается в конвективных потоках воздуха, и только высунув руку из аэродинамической тени, ощущаешь скоростной напор - как-никак 130 км/ч! По сравнению с легкими вертолетами (мне доводилось летать на Bell-407 и Robinson-44) здесь значительно меньше тряска, а обзорность и вовсе шикарная - поэтому гирокоптеры и используются для фото- и видеосъемок. Разворачивается аппарат плавно (за изменение направления отвечают вертикальные рули) и не пугает при эволюциях.

- Знаешь, почему автожир считается самым безопасным летательным аппаратом?

Этого разговора в воздухе я боялся больше всего. Потому что в беседе с чайниками бывалые летчики предпочитают один раз показать, чем сто раз объяснять на пальцах.

- Знаю! Ротор всегда крутится в режиме авторотации, и если откажет маршевый двигатель... Только давай без демонстраций, ладно?

Он опять улыбается. А я совсем не к месту вспоминаю теорию. При отказе двигателя и потере скорости самолет сваливается в штопор. Вертолет может спасти аварийная посадка на авторотации, но для нее необходим запас высоты и оборотов несущего винта. А автожир при потере продольной тяги снижается, сохраняя управляемость и давая пилоту больше времени на подбор площадки для посадки.

Конечно, как и у любого летательного аппарата, у автожира есть свои «грабли» - опасные режимы полета, которых нужно избегать. У него скромная грузоподъемность и худшие аэродинамические качества. И чтобы развивать схожую с вертолетами и самолетами скорость, такому аппарату требуется более мощный двигатель. Но «прогулочные» ощущения - улетные, в прямом и переносном смыле!

В общем, если представится возможность полетать на такой штуковине, то соглашайтесь не раздумывая.

1. Кнопка пересиливания механизма преротации. 2. Тахометр двигателя. 3. Указатель оборотов ротора. 4. Высотомер. 5. Указатель воздушной скорости. 6. Указатель вертикальной скорости. 7. Манометр системы смазки двигателя. 8. Указатель температуры масла. 9. Указатель температуры головок цилиндров. 10, 11. Сигнальные лампы режима boost. 12. Сигнальная лампа аварийного остатка топлива. 13. Счетчик моточасов. 14, 15. Сигнальные лампы. 16. Радиостанция. 17. Выключатель зажигания и стартера. 18. Переключатели магнето. 19. Манометр триммера/тормоза. 20. Педали управления вертикальным рулем. 21. Указатель температуры подшипника ротора. 22—25. Управление сигнальными и навигационными огнями. 26. Топливомер. 27. РУД/тормоз/воздушные заслонки карбюраторов. 28. Ручка управления с тангентой радиостанции и кнопками преротатора и триммера

Летно-технические характеристики
Модель AutoGyro MTO Sport
Экипаж 1+1
Размеры, мм длина 5080
ширина 1880
высота 2710
Диаметр ротора, м 8,4
Пустой вес, кг 241
Максимальный взлетный вес, кг 495
Двигатель Rotax 912, бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный
Рабочий объем, см3 1211
Степень сжатия 9:1
Максимальная мощность, л.с. 100
Скорость, км/ч взлета 35
посадки 0-35
максимально допустимая 185
минимальная эволютивная 30
минимальная горизонтального полета 0
Скороподъемность, м/с 6
Скорость, км/ч при стандартных условиях 80-120
при встречном ветре 0-40
Длина пробега, м 0-20
Ограничения по ветру, м/с: встречный до 20
боковой 15
попутный 2
Топливо АИ-95
Расход топлива, л/ч 14,2
Емкость топливный баков, л 34+34

Рекомендованные статьи