Аккумуляторные батареи испанской марки Tudor нам известны. Но что такое Tubor?

Фото: Илья Хлебушкин

Аккумуляторные батареи испанской марки Tudor нам известны. Но Tubor? Что это, переделка на китайский манер - как Adidos, Nokla или Huge Bous? А что собой представляют сербские батареи Sombor - уж не родственники ли они Тубору? Я побывал вроссийском Бору, в сербском Сомборе и убедился - нет, «даже не однофамильцы».

Частный завод Sombor в одноименном городке - подлинный понос сербской промышленности. И нечего смеяться - понос по-сербски значит «гордость»! Клавиша на языке наших славянских братьев - это дирка, опыт - искусство, пальто - капут, Государственный театр - Народно позориште, женская грудь - дойка... А сестра жены - свастика.

Стоит ли удивляться, что свинец по-сербски будет «олово»? А Sombor - истинный понос, поскольку держит 80% всего внутреннего рынка автомобильных батарей и отправляет их в Италию, Польшу, Германию, Бельгию... И в Россию - под маркой Horse.

Производство в Сомборе начиналось еще в 70-х годах по лицензии американской фирмы Globe Union Inc. Основную массу батарей тут делают по не самой продвинутой гибридной технологии (минусовые решетки из кальциевых сплавов, плюсовые - низкосурьмянистые). Более свежую технологию «кальций/кальций» сербы освоили только в 2006 году и применяют лишь на части выпускае­мых аккумуляторов. Легирование сплавов серебром? За кой, то есть для чего, это маркетинговая приманка!

На российском Туборе так не считают.

- Двенадцать лет назад мы действительно начинали с производства батарей Tudor совместно с корпорацией Exide. Через пару лет СП распалось, но мы успели набраться опыта...

Это не оборудование для производства кирпичей. Активной массой, порциями забираемой из расположенного над головой миксера, здесь обмазывается просеченная решеткой, но еще не разделенная на пластины свинцовая лента. У Тубора (на фото) и Сомбора процесс выглядит одинаково

Оказывается, Tubor - это бывший Tudor в городе Бор под Нижним Новгородом: российский частный завод, где делают батареи Titan и Cobat. Неприметные железные ворота, советских времен коробки цехов - раньше здесь был оборонный «почтовый ящик». Основа модельного ряда Тубора - современные батареи типа «кальций/кальций», а в 2009 году в «кальциевых» аккумуляторных пластинах тут начали использовать серебро. Это положительно влияет и на характеристики, и на долговечность - именно по этому пути пошли авторитетные Bosch и Varta.

Обычно в борских цехах малолюдно, а весной и в начале лета часть оборудования простаивает. Неужели проблема с кадрами?

- Нет, весь наш штат из 350 человек полон, просто сильно сказывается сезонность, - объясняют заводчане. - Пока спрос невелик, мы держим собранные, но не залитые электролитом и незаряженные аккумуляторы на складе - в таком состоянии их можно спокойно хранить сколь угодно долго (при этом моментом изготовления будет считаться дата заливки и зарядки). Запас пригодится к осени: чтобы поспевать на прилавки со свежими батареями к пику спроса во время первых заморозков, пашем без выходных и отпусков!

Проблема сезонных пиков знакома и в Сомборе, но решают ее иначе: вдобавок к 900 штатным сотрудникам легко и быст­ро набирают временных - безработица в Сербии очень велика.

Корпуса аккумуляторов на обоих заводах делают в похожих цехах, заполненных здоровенными прессами-экструдерами. Но у Тубора хоботы прессов всасывают прозрачно-белые полипропиленовые гранулы, а детали корпуса получаются цветными с помощью красителей, которые подмешивают во время плавки. А у сербских аккумуляторов коробки корпусов выходят исключительно черными не за счет подкраски - новый светлый пластик разбавляют темными гранулами «вторсырья», бывших корпусов старых батарей.

В соседних цехах, похожих одновременно на литейные, прокатные и химические, жарко - в нескольких печах плавятся чушки, которые первый раз по неопытности я принял за обычный свинец. Но из чистого свинца электроды нынче не делают: в ход идут сплавы с теми самыми сурьмой, кальцием, серебром.

Да и сами решетки электродов изготавливают сегодня разными способами. Массивные плюсовые пластины, к примеру, получают отливкой на обоих заводах. Но в Сомборе льют и минусовые решетки - они получаются прочными, но толстыми. А для борских аккумуляторов сначала раскатывают заготовки в более тонкую ленту и прессом нарубают из нее ажурные экспандерные решетки - по­худевшие плас­тины позволяют в прежних габаритах аккумулятора увеличить их количество и, следовательно, общую площадь и получить больший пусковой ток.

Но возле некоторых печей все же попадается и чистый свинец - обожженный до окиси (глета), он служит основой активной массы. Она зовется пастой и замешивается в однотипных, спрятанных под потолком многотонных миксерах с деминерализованной водой, серной кислотой, а главное - с несколькими десятками различных добавок для упрочнения, улучшения электрических характеристик, долговечности. Ингредиенты - фирменный секрет.

Дальше все просто, без затей. Решетки пластин обмазываются на нехитрых и очень похожих станках напоминающей глину активной массой и сушатся в печках.

Собирается аккумулятор, как матрешка или кощеев сундук: пластины - в конверты-сепараторы, получившиеся сэндвичи - в пакеты пластин, пакеты - в ячейки корпуса аккумулятора. И только последнюю из этих операций на борском заводе выполняют молодые парни-сборщики. Остальное делают автоматы - распаивают перемычки между пакетами пластин, нахлобучивают и фиксируют крышку (каждую батарею тут же «надувают», проверяя герметичность избыточным давлением), приваривают наружные клеммы к контактам и, если аккумулятор не отправляется ждать зимы на склад, заливают до капли отмеренное количество электролита. Напоследок каждый аккумулятор проверяется током 800 А на стойкость к внут­реннему пробою и напряжением 5000 В на пробой корпуса.

У сербов все то же, но по большей час­ти вручную. Например, вместо автомата по сборке пакетов пластин и пары операторов - целый участок с десятками рабочих, клеммы с выводами соединяют сварщики с газовыми горелками, а этикетки наклеивает бригада из семи-восьми человек. А двоих ребят, ежедневно часами закручивающих в банки аккумуляторов пробки, мне стало просто жаль - нуднее работу представить трудно.

Кстати, хозяева Сомбора владеют в Сербии свинцовыми и сурьмяными шахтами и плавильными заводами. Свое сырье! А вдобавок используют и рецик­линговый свинец, переработанный на собственном заводе по утилизации старых аккумуляторов (их собирают по всей Европе, Африке и даже в России). Причем свинца набирается столько, что его продают конкурентам (например, для батарей Varta), а из оставшегося делают охотничью дробь.

Вот почему сербский Horse даже с учетом растаможки (которая прибавляет к магазинному ценнику 200-300 рублей) у нас на 300-400 рублей дешевле аналогичных Титанов и Кобатов. Неплохой вариант для замены батареи в отечественных машинах.

А российская продукция технологичнее и дороже. В Бору особо гордятся тем, что с 2009 года на заводе работают специа­листы из компании Toyota Engineering Corporation, которые должны выстроить здесь систему TPS (Toyota Production System) - это даст возможность стать поставщиком тойотовского завода под Питером. Потом борские аккумуляторы пойдут на заводы Renault и Volkswagen (сейчас на Автофрамосе ставят украинские батареи Ista, а в Калуге - Варту) - оба концерна одобрили сделанные для них образцы. (Для сравнения: сербы поставляют аккумуляторы для Фиатов местной сборки, минских тракторов и грузовиков Volvo.)

Впрочем, борские аккумуляторы все равно дешевле, чем немецкие, а технологии схожи, равно как и двухлетняя гарантия. Так что если я задумаюсь о замене «родной» батареи на моем BMW X3, то... Почему бы и нет?

Кто есть кто

Ежегодно Sombor производит четыре миллиона батарей, из которых один миллион уходит в Россию - это 10-12% нашего рынка. Масштаб борского завода куда скромнее - всего полтора миллиона аккумуляторов в год.

А остальные?

Около миллиона нам поставляе­т турецкая фирма Mutlu (ее общая мощность - 3,5 миллиона батарей). Украинская компания Westa ежегодно делает в Днепропетровске больше семи миллионов батарей, из которых 1,2 миллиона экспортируются в Россию - это 12-14% рынка. А у корпорации Johnson Controls (полтора миллиона, или 15-17% рынка), владельца самого популярного у нас бренда Varta, объем производства превышает 20 миллионов, и есть заводы, выпускающие за год по восемь миллионов аккумуляторов - эта цифра сравнима с объемом всего российского рынка!

Среди российских производителей расклад таков: Tubor (15-17% рынка) играет в «основном составе» вместе самарским заводом Аком (1,2 миллио­на, или 12-14%, в том числе конвейерные поставки на GM-АвтоВАЗ и Ford), Тюменским аккумуляторным заводом (один миллион, или 10-12%) и иркутским АкТехом (700 тысяч, или 7-8%, в том числе поставки на ВАЗ, ГАЗ, УАЗ). Вместе эта четверка производит больше 70% российских аккумуляторов.

Это одна из операций ручной сборки пакетов пластин на Сомборе. На борском заводе все автоматизировано
На Туборе на этом станке, похожем на печатный, свинцовый сплав вытягивают в ленту для будущих тонких отрицательных пластин. В Сомборе такой технологии нет
Чтобы снизить риск короткого замыкания, положительные пластины делают массивнее и на обоих заводах (на фото — Sombor) получают отливкой
Автоматизированная приварка клемм к внутренним электродам — самая зрелищная операция при изготовлении борских аккумуляторов (на фото 4). А так это выглядит в Сомборе (на фото 5)
Автоматизированная приварка клемм к внутренним электродам — самая зрелищная операция при изготовлении борских аккумуляторов (на фото 4). А так это выглядит в Сомборе (на фото 5)
0 / 0

Рекомендованные статьи