Снегоход Беркут, выпускаемый предприятием Транспорт в Нижнем Новгороде, — машинка с характером
Снегоход Беркут, выпускаемый предприятием Транспорт в Нижнем Новгороде, - машинка с характером. Жаркая, шумная инеповоротливая - в этом я убедился прошлой зимой, поездив на нижегородской «птице» в низовьях Оки. А вот Беркуту второго поколения, который «оперился» совсем недавно, по статусу положено быть покладистым - машину сватают на службу в Министерство по чрезвычайным ситуациям, а там хватает и других стрессов. Идеологически новый Беркут мало чем отличается от своего предшественника, однако внешность и начинку полугусеничного транспортера с бензиновым двигателем, механической пятиступенчатой коробкой передач и движителями от снегохода Тайга нижегородцы изменили капитально.
А птичка-то похорошела! Операцию по изменению внешности нижегородцы доверили специалистам ателье Буран-Стайлинг - и не прогадали. Симпатичная пластиковая кабина, собранная на пространственном металлическом каркасе, получилась более легкой, чем старая металлическая, налицо и прогресс в эргономике. Через широченные дверные проемы внутрь можно запрыгивать хоть с разбега, а сами двери, навешенные на задних петлях, открываются на 180 градусов и фиксируются вдоль борта - охотники, фотографы и видеооператоры это оценят. Вдобавок с распахнутыми настежь «калитками» безопаснее ездить по тонкому льду. Места в кабине хватает за глаза, а за спинками кресел есть дополнительная ниша, в которой можно разместить оборудование или личные вещи. Я, пожалуй, брошу туда куртку, ведь по опыту прошлогодней езды знаю, чтоза рулем будет жарко.
Забравшись в кресло, осматриваюсь. Уютно! Добротный пластик, «хваткий» руль, «цепкие» сиденья и привычно расположенные органы управления. Вот только сидишь как-то странно. Левая стойка нависает над головой, словно ветка дерева, ограничивая обзорность и лишая запаса пространства по высоте. Кажется, что, подпрыгнув на кочке, обязательно приложишься о неевиском. А ведь на старой машине голове водителя ничто не угрожало! Причина - в лобовом стекле отавтомобиля ВАЗ-2110. Его размеры предопределили габариты кузовной надстройки и угол наклона передних стоек - из-за этого внутреннее пространство кабины и получилось «сплющенным». Чтобы скорректировать посадку, надо опустить точки крепления сидений, но, боюсь, тогда не избежать проблем с обзорностью в ближнем секторе (это, в свою очередь, осложнит маневрирование) и педальным узлом, который, скорее всего, придется переделывать. Словом, налицо известный конфликт между эстетикой, унификацией и эргономикой.
Завожу двигатель, трогаюсь. Если сравнивать с легковыми автомобилями, то Беркут-2 - по-прежнему рычащий монстр. Но вот по сравнению со своим предшественником он стал тихоней. Виброакустическая изоляция кабины от моторной тележки принесла положительный эффект - и с пассажиром уже можно общаться вполголоса. Благодаря сближенному передаточному ряду машина прощает ошибки при переключениях и на ровных участках уверенно трогается с места со второй и даже с третьей передачи - это тоже приятно. Увы, поведение снегохода на укатанном снегу и на льду не изменилось: до тех пор пока лыжи не зацепятся в повороте, снегоход едет прямо, так что маневры нужно рассчитывать с запасом, причем вместо того чтобы «искать зацеп», в подавляющем большинстве случаев разумнее остановиться, сдать назад и вырулить по менее крутой траектории. Зато по глубокому снегу Беркут-2 идет как по рельсам. Тук-тук, тук-тук-тук - это что, стучат колеса? Такие звуки издают сайлент-блоки, служащие кинематической «развязкой» между кабиной и моторно-трансмиссионным блоком. Они увеличивают взаимную подвижность лыж и гусеничного движителя и позволяют снегоходу лучше адаптироваться к неровной поверхности. Часть пиковых нагрузок теперь передается на снежный покров, а лыжи меньше разгружаются на неровностях.
Гидроусилитель рулевого управления, позаимствованный у Шеви Нивы, вещь настолько уместная, что отсутствию ГУРа на прежней машине просто не находишь объяснения. Ведь усилитель - это еще и демпфер, не пропускающий на баранку пиковые реакции от попадающих под лыжи «подснежников»: камней, валунов, ям и пней. Сейчас подъедем к озеру - и я покажу, как он работает!
Разгон, вираж, «продубас» по замерзшему кочкарнику, а на руле - ни одного запредельного колебания! Видали? Еще раз: газ в пол, поворот, прыжок - класс! Поворот, прыжок... Хрясь! Демонстрация преимуществ нового рулевого управления, которую я устроил самому себе в прибрежной зоне, закончилась ударом о вмерзшее в лед бревно. Останавливаюсь, заглядываю под машину... Мама дорогая! Руль стоит прямо, но лыжи вывернуты вбок, поперечная тяга согнута буквой «U»... Так Беркут если и сможет двигаться дальше, то только по круговой орбите. Хороший демпфер, слишком хороший... Я, впрочем, тоже хорош: уперся в руль как баран - и не дал лыжам повернуться в обратную сторону в ответ на удар, вот трапеция и согнулась. А что бы случилось, не окажись на машине гидроусилителя? Скорее всего, ничего. Но при неправильном хвате баранкимогло бы выбить пальцы. Не в наконечникахрулевых тяг, а на моих верхних конечностях! Вот и думай после этого, что важнее - надежность или комфорт. И все же я голосую за удобство, потому что истязать себя армрестлингом на бездорожье считаю неправильным. А чтобы подстраховаться в непредвиденных ситуациях, неплохо бы снабдить рулевую трапецию «слабым звеном», которое будет работать как предохранитель. Ударился, заменил сломавшуюся деталь на запасную из ЗИПа - и поехал дальше! Кстати, похожий принцип защиты узлов рулевого управления реализован на колесных вездеходах Лопасня, которые выпускает ассоциация Арктиктранс.
Гнутую тягу мы выправили кувалдой - и желание «рысачить» по незнакомой целине как-то само собой исчезло. Тем более что буквально через пять минут Беркут подкинул еще одну инженерную задачку, вывесив гусеницу при преодолении диагонального препятствия. Эх, ему бы блокировку! Но жесткую ставить страшно (вазовский редуктор, который распределяет момент между бортами, может не выдержать пиковых нагрузок), от дифференциала повышенного трения большого толка не будет, а вот с бортовыми тормозами, на мой взгляд, поэкспериментировать стоит. Ведь, плавно подтормаживая левую или правую гусеницу, можно заставить дифференциал добавить момент на нужный борт - и проехать там, где из-за диагонального вывешивания гусеницам не хватает зацепа. Установка автоматической коробки передач и подходящего по характеристикам дизеля тоже сулит перспективы, и над этой идеей в Нижнем Новгороде уже размышляют с калькулятором в руках. Но сначала - экзамен на профпригодность. Беркут уже примерил фирменную ливрею МЧС и в ближайшее время попадет на испытания к российским спасателям в качестве патрульной машины. При положительном вердикте Центроспас станет приоритетным заказчиком, однако вне зависимости от ведомственного решения гражданскому Беркуту - быть! Цену базовой версии машины (пластиковая кабина, бензиновый двигатель, механическая коробка передач) нижегородцы обещают удержать на уровне 600-700 тысяч рублей.
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Транспорное средство | ТТМ-1901 Беркут-2 | |
Снаряженная масса, кг | 900 | |
Грузоподъемность, кг | 200 | |
Масса буксируемого прицепа, кг | 300 | |
Количество мест | 2+2 | |
Клиренс, мм | 250 | |
Колея, мм | 1140 | |
Радиус поворота, м | 6,5 | |
Тип гусеницы | резиноармированные, неразборные | |
Ширина гусеницы, мм | 500 | |
Кабина | композитная, остекленная, утепленная | |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | |
Удельное давление на грунт, кг/см2 | лыжи | 0,05 |
гусеницы | 0,06 | |
Двигатель | ВАЗ-21213, карбюраторный | |
Мощность, кВт/л.с./об/мин | 58/79/5200 | |
Трансмиссия | механическая, пятиступенчатая, с реверсом | |
Преодолеваемый подъем, град. | 25 | |
Допустимый крен, град. | 25 | |
Подвеска гусениц | пружинная | |
Подвеска лыж | телескопическая, пружинная | |
Емкость топливного бака, л | 40 | |
Запас хода по топливу, км | 200 |