Олег Растегаев побывал на фестивале скорости, который проводят наши коллеги из немецкого журнала AutoBild
Еще секунда - и «снаряд» исчезает так же внезапно, как появился. А я опять не успел вскинуть камеру! Да и как тут успеть: скорость переваливает за 350 км/ч! Это ради нее, родимой, в Италию, на гоночное кольцо Nardo, приехали инженеры, механики и даже владельцы тюнинговых компаний. Этот фестиваль скорости провели наши коллеги из немецкого журнала AutoBild, а я здесь оказался по приглашению шинной компании Continental. Она - партнер фестиваля, и потому все автомобили были «обуты» именно в шины Continental.
Кольцо Nardo - это правильная окружность длиной 12,6 км. Ширина трека - 16 метров, причем трек профилированный: каждая из четырех полос наклонена под «своим» углом. Внешняя, самая «быстрая» полоса «завалена» на 12,5 градуса к горизонтали: если на ней поддерживать скорость 240 км/ч, то руль можно вообще не отклонять.
Но ездят здесь гораздо быстрее! Еще в 1979 году прототип Mercedes-Benz C111-IV прошел круг со средней скоростью 403,78 км/ч. В 2007 году тысячесильный двухмоторный Audi TT, подготовленный ателье MTM, показал 390,6км/ч... Но на этот раз фирма MTM привезла менее экстремальные автомобили - универсал Audi RS6 Avant (685л.с.) и дизельный седан Audi A8 4.2 TDI (410 л.с.), которые разогнались до 330,1 и 300 км/ч соответственно. А в общей сложности на старт вышло 16 автомобилей - от скромной трехдверки Opel Corsa OPC с нескромным мотором мощностью 550 л.с. до... микроавтобуса Volkswagen Multivan, у которого в заднем свесе - 580-сильный «оппозит» Porsche!
Когда вся стая выстроилась на стартовой прямой, когда каждый рявкнул мотором... Суммарная мощность - 10430 лошадиных сил: умри все живое!
Даром что события происходили в Италии, на треке царил прямо-таки военный порядок. И я, кажется, знаю, почему: в 2012 году компания Porsche выкупила трек Нардо у инжиниринговой компании Prototipo SpA. Оно и видно: до начала «рекордных» заездов по кольцу наматывали круги гибриды Porsche 918 Spyder (АР №24, 2013), из-за чего у всех отобрали фотоаппараты и телефоны. После того как испытатели Porsche освободили трек, камеры и мобильники нам вернули, но порядка меньше не стало.
Любопытно было наблюдать, как перед стартом механики проводили аэродинамический «улучшайзинг». Кто-то снимает зеркала, кто-то прилаживает щитки на радиаторы - и поголовно все заклеивают скотчем стыки кузовных панелей. Организаторы этого не запрещают. А вот топливо, как уверяли меня участники заездов, обычное, с ближайшей автозаправки.
Рассматриваю спонсорские шины Continental. Общее правило: здесь никто не гонится за шириной протектора, скорее наоборот, ведь у узких шин меньше сопротивление качению. И, конечно, все перекачивают покрышки, чтобы уменьшить пятно контакта и, опять же, сопротивление качению: давление в холодных шинах - от 3,0 до 3,2 бара, а сразу после заездов оно достигает четырех бар! Это, конечно, перебор: легковые шины рассчитаны на максимальное давление 3,5 бара. Но за процессом следит доктор Геррит Больц, эксперт из отдела разработок компании Continental. Он сам измеряет давление - и дает водителям рекомендации. Он же рассказал, что для подобных автомобилей и мероприятий были разработаны шины ContiSportContact Vmax. Их самое главное отличие от более массовых высокоскоростных шин ContiSportContact 5P в том, что глубина канавок протектора в среднем уменьшена на миллиметр, но при этом сами канавки шире. Шины Vmax не так хорошо держат в поворотах (состав смеси менее «цепкий»), зато меньше подвержены перегреву: более широкие канавки - как раз для лучшего теплоотвода.
Впрочем, шин Vmax на всех не хватило: мало того что в год таких покрышек выпускают лишь около двух тысяч, так еще и выбор размерностей ограничен. Так что некоторые спорткары будут стартовать на обычных шинах ContiSportContact 3 или ContiSportContact 5P. Уверяю вас, тоже неплохой вариант.
Первым выходит 620-сильный BMW M6 Gran Coupe, подготовленный тюнинг-ателье AC Schnitzer. На каждый заезд отводится четыре круга. Автомобиль возвращается - и его берут в плотное кольцо другие участники: всем невтерпеж увидеть цифры на дисплее установленного в салоне прибора VBox. Пробираюсь и я. Всего-то 328,9 км/ч - и водитель явно расстроен: ожидалось, что будет не менее 340 км/ч.
Следующий - Porsche 911 Turbo S, мощность мотора которого специалисты ателье Edo Competition подняли с 560 до 600 л.с. Между прочим, это первый проданный в Германии Turbo S в кузове 991. За рулем основатель и владелец фирмы Эдо Карабегович, который рассчитывает разогнаться до 330 км/ч. Но после заезда на экране застыло число «326,7». Всего на 8,7 км/ч больше, чем паспортная «максималка» стандартной машины.
А я не удивлен: большинство тюнинговых компаний ограничиваются чип-тюнингом. Затраты минимальные, равно как и реальная отдача. Конечно, инженеры этих компаний горазды рассказывать об индивидуальной подгонке деталей, о применении новых материалов... Я киваю головой, а сам думаю: уж не хотите ли вы сказать, что заводские конструкторы Porsche с их знаниями, опытом и всей мощью научно-технической базы что-то недоделали, недопоняли, недонастроили? А еще вспомнил свой разговор с мотористами BMW, когда они мне рассказали, что в программном обеспечении своих автомобилей они предусматривают защиту от «хакеров», то есть от тюнинга...
А еще тюнинг-ателье из кожи вон лезут, чтобы заполучить машину до официального начала продаж - и первыми «облагородить» новую модель.
- Редко когда удается это сделать, - признается сотрудник компании TechArt Бастиан Шафер. - Мы много лет работаем с автомобилями Porsche, выставляем их на автосалонах, но нам не хотят давать новый Macan...
Вообще, для тюнинговых компаний наступили мрачные времена, а переломным стал 2008 год, когда спрос на «эксклюзивные» машины упал в разы. Многие так и не оправились - и перебиваются перетяжкой салонов или отливкой пластиковых обвесов. И потому немецкие тюнеры с надеждой смотрят... Правильно, на Россию!
Вот и Себастьян Демингер из ателье GAD-Motors говорит о планах приехать в Россию и показать «товар лицом» в скоростных заездах на Дмитровском автополигоне в рамках мероприятий клуба Unlim 500+. Правда, до этого им придется отремонтировать свой Mercedes-Benz CLS 63 AMG. Показав неплохую скорость на кольце (353,9 км/ч), он сопровождал свой возврат на пит-лейн неприятными звуками из-под капота: прогорел клапан форсированного с 557 до 803 л.с. двигателя V8 Biturbo. Вот они, издержки тюнинга.
А максимальную скорость, 368,7 км/ч, в этом году показал как раз тот автомобиль, с которого я и начал свой рассказ, - Porsche 9ff TR82.
- Главное, что моторы Porsche очень надежные, с большим запасом. Мы лишь подняли давление наддува и улучшили охлаждение, - делится секретами владелец фирмы 9ff Ян Фэтхауэр.
Кстати, это не самое высокое достижение компании: в 2008 году без малого тысячесильный Porsche 9ff GT9 на треке в немецком Папенбурге развил 409км/ч! Но то была машина с удлиненной колесной базой и «приплюснутым» кузовом. А в Нардо команда 9ff привезла на вид почти стандартный Porsche 911 Turbo, причем в предыдущем кузове серии 997.
Но меня больше впечатлил не Porsche, а малыш Opel Corsa OPC, подготовленный фирмой Klasen-Motors. Дело не ограничилось чип-тюнингом: мотор построен практически заново. От «родного» двигателя объемом 1,8 литра остался только блок цилиндров, а поршневая группа, распредвалы, система питания - все это заменено спортивными комплектующими. Давление наддува - аж три бара, а на выходе - 550 л.с. И это, похоже, честные силы: на треке этот малыш с далеко не лучшей аэродинамикой смог разогнаться до 309,6 км/ч. Хотел бы я увидеть выражение лица амбициозного водителя Porsche 911, когда на автобане на скорости под триста его начнет «греть» такой вот опелек! А уж когда увидит, кто за рулем... Одну из машин заказала некая фрау!
А других поводов для улыбок и нет. Как это ни грустно, но то, что я увидел на кольце Нардо, лишь подтвердило, что глубокий инженерный тюнинг при смерти. По крайней мере в Западной Европе. Не исключено, что пройдет несколько лет - и тот же диагноз можно будет поставить и тюнингу в России. Пока же фестиваль Unlim 500+, который дважды в год проводится на Дмитровском автополигоне, собирает по полсотни машин, самые быстрые из которых пробивают рубеж в 400 км/ч. Так что поспешите, пока тюнинг автомобилей не будет признан атавизмом уже повсеместно.
Porsche Panamera Gemballa GTP700 Максимальная мощность - 700 л.с. |
Porsche Cayenne S Diesel Techart Максимальная мощность - 450 л.с. |
Porsche 9ff TR-82 Nardo Edition Максимальная мощность - 820 л.с. |
Porsche 911 (991) Turbo S Edo Competition Максимальная мощность - 600 л.с. |
Volkswagen Golf VR6 Biturbo HGP Максимальная мощность - 745 л.с. |
Volkswagen Multivan TH Space Camper Максимальная мощность - 580 л.с. |
BMW M6 Gran Coupe AC Schnitzer Максимальная мощность - 620 л.с. |
BMW M3 SK II CS G-Power Максимальная мощность - 610 л.с. |
Audi A8 4.2 TDI MTM Максимальная мощность - 410 л.с. |
Audi R8 V10 SKN Максимальная мощность - 806 л.с. |
Audi RS6 Avant MTM Максимальная мощность - 685 л.с. |
Ferrari 458 Spider Edo Competition Максимальная мощность - 620 л.с. |
Nissan GT-R Novidem Максимальная мощность - 750 л.с. |
Mercedes-Benz CLS 63 AMG GSC Максимальная мощность - 680 л.с. |
Mercedes-Benz CLS 63 AMG GAD Motors Максимальная мощность - 803 л.с. |