Юрий Ветров познакомился со спорткаром Jaguar F-Type: почему ягуаровцы не рекомендуют называть его родстером?
К тому моменту, когда на узенькую дорожку за четырехметровой живой изгородью выкатился Jaguar F-Type, у меня уже отобрали фотоаппарат и диктофон. Эх, выложить бы в интернет эту волшебную смесь высоких ноток и раскатистого баритона... Но в руках - только карандаш и блокнот. А главный дизайнер Иэн Кэллам смеется: «Впечатления у вас из памяти никто не сотрет, верно ведь?»
Когда Леониду Голованову точно так же, в атмосфере строгой секретности, три года назад показывали новый Jaguar XJ, антураж был иным: «Красивый особняк, правда? Старые деньги, наследство аристократов». А нынче - модерн. Замысловатая дорожка изогнута петлей, «плоскопараллельный» Г-образный дом с гаражом на пару машин на первом этаже и внутренний двор с дощатым «танцполом» и легким сдвижным навесом. Новое время - новые песни?
Однако английские пиарщики вовсю твердят о возрождении былой спортивной славы - мол, компактный спорткар F-Type возвращает Jaguar во времена родстеров ХК120. Благодаря индийскому миллиардеру Ратану Тате? Ведь он выкупил у концерна Ford контрольный пакет акций фирмы Jaguar Land Rover как раз в 2008 году, когда британцы только-только запустили в серию революционный кэлламовский XF, готовили к выводу XJ и... Начали разрабатывать F-Type. Прямо перед финансовым кризисом!
Сумасбродство? Ведь продажи спорткаров ничтожны - менее 0,1% всего автомобильного рынка, много на них не заработаешь. Да, к примеру, Porsche 911 - это икона, но прибыль обеспечивают Cayenne и Panamera!
Сходство с Porsche прямое - Jaguar тоже получает подпитку от прибыльного отделения Land Rover. И вот англичанам тоже понадобилась своя икона, канонический спорткар, роль которого, очевидно, XK выполнить не в состоянии.
Именно F-Type стал первым Ягуаром, полностью разработанным при Ратане Тате. И первым похожим на... Нет, не на XF или XJ - и даже не на XK. А на переднемоторные Ferrari! Особенно когда горит светодиодная подводка фар. Сзади - мощный диффузор и сдвоенные патрубки по углам бампера: для полного сходства с суперкарами из Маранелло не хватает разве что круглых задних фонарей.
Причем дело не столько в деталях, сколько в пропорциях. Приплюснутый профиль, длинный нос, короткий хвост. При длине всего в 4470 мм F-Type по-феррариевски широк (аж 1923 мм!) и длиннобазен (2622мм) - по габаритам он ближе всего к Ferrari F458 Italia. А у Porsche 911 и ширина, и колесная база меньше.
Затянутый в кожу кокпитный интерьер - с мощной распоркой, отделяющей водителя от пассажира: ничего подобного в дорожных Ягуарах мы никогда не видели. Приборы в глубоких колодцах - аналоговые (хотя ничто не мешало англичанам поставить цифровые, как в седане XJ). Селектор трансмиссии - старомодный рычаг, а не ягуаровская «крутилка».
- А почему вы сначала сделали родстер, а не купе? - спрашиваю Кэллама.
- Я бы вам не рекомендовал употреблять этот термин, - первым делом поправил меня Иэн. - «Родстер» - словечко американское. Мы, англичане, любой открытый автомобиль называем кабриолетом. Так вот, с кабриолетом больше мороки и у нас, дизайнеров, и у инженеров. Поэтому мы сначала сделали «кабрио», а купе на его базе покажем позже, в следующем году.
В основе машины - пространственная алюминиевая рама. Жесткость открытого кузова на кручение на 10% выше, чем у кабриолета ХК. Крышка багажника - пластиковая, аради облегчения передка бачок омывателя лобового стекла перенесен назад (из-за чего задняя стенка багажника распухла, сократив и без того небольшой объем для поклажи).
При этом F-Type получился почти на 250 кг тяжелее, чем главный конкурент - Porsche Boxster S: 1597 кг снаряженной массы против 1350 кг. Хотя в Ягуаре оптимистично прочат в соперники Эф-тайпу не его, а Porsche 911 Cabrio и Aston Martin V8 Vantage Roadster.
Новейший V-образный шестицилиндровый двигатель с приводным нагнетателем - в двух вариантах форсировки: 340 л.с. или 380 л.с. на версии F-Type S. Модернизированная пятилитровая «восьмерка» - тоже с компрессором и выдает 495л.с. Оба двигателя будут агрегатироваться исключительно с восьмиступенчатым «автоматом» ZF. Что любопытно, «мозги» коробки будут наделены функцией распознавания поворотов CornerRecognition: на дуге коробка не будет самовольно повышать передачи.
Шасси - пример разумного консерватизма. Передняя и задняя подвески выполнены по двухрычажной схеме. Привод - только задний. Дифференциал - самоблокирующийся. Причем у шестицилиндровых кабриолетов он «честный», механический, а для автомобилей с моторами V8 будут предлагать E-diff, степень блокировки которого задает электроника с помощью электромотора, зажимающего пакет фрикционов.
Рулевой механизм - самый «острый» среди современных Ягуаров: передаточное отношение - 14,6:1. И вопреки современным тенденциям - гидравлический, а не электромеханический усилитель руля! Чувствуется, чувствуется рука подвесочника Майка Кросса, главного настройщика всех Ягуаров.
Электронноуправляемые амортизаторы - только для топ-версии V8 S, причем за доплату. Но без электронных маркетинговых приманок не обошлось: за доплату предлагается «конфигуратор динамики» (ConfigurableDynamics), позволяющий, как в Audi и BMW, менять жесткость подвески, степень помощи гидроусилителя и чуткость педали акселератора - или оптом, или каждый параметр по отдельности. Есть труба-ретранслятор, которая, как у Мазды МХ-5 или Мерседеса SLK, передает «вкусные» звуки от впускного коллектора поближе к моторному щиту. А в системе выпуска - два специальных клапана: когда мотор раскручивается выше 3000 об/мин, они открываются автоматически, а при меньших оборотах их можно активировать, нажав кнопку в салоне.
Громкий породистый рык действительно красив. Правда, владелец соседнего коттеджа при этих звуках тут же завел газонокосилку - и половину презентации Кэлламу пришлось перекрикивать ее тарахтение...
Главный вопрос: как поедет F-Type? Должен, обязан поехать классно! Еще и потому, что ценник этого требует. Если прайс-лист на Boxster S в Великобритании начинается с отметки 45384 фунта стерлингов (57166 евро), то за «базовый» 340-сильный Jaguar будут просить не менее 58500 фунтов (73687 евро)! Более мощный F-Type S (380 л.с.) оценивается в 67500 фунтов (85023 евро), а родстер с восьмицилиндровым мотором обойдется в те же деньги, что и Porsche 911 S Cabriolet, - 79950 фунтов (100706 евро).
А ведь 911 - это 911... Икона.
Станет ли ей F-Type? Скоро узнаем.
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | Jaguar F-Type | Jaguar F-Type S | Jaguar F-Type V8 S | |
Тип кузова | двухдверный родстер | двухдверный родстер | двухдверный родстер | |
Число мест | 2 | 2 | 2 | |
Размеры, мм | длина | 4470 | 4470 | 4470 |
ширина | 1923 | 1923 | 1923 | |
высота | 1296 | 1296 | 1307 | |
колесная база | 2622 | 2622 | 2622 | |
колея спереди/сзади | 1597/1649 | 1597/1649 | 1585/1627 | |
Объем багажника, л | 200 | 200 | 200 | |
Снаряженная масса, кг | 1597 | 1614 | 1665 | |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском и приводным нагнетателем | |||
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно | 6, V-образно | 8, V-образно | |
Рабочий объем, см3 | 2995 | 2995 | 5000 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 84,5/89,0 | 84,5/89,0 | 92,5/93,0 | |
Степень сжатия | 10,5:1 | 10,5:1 | 9,5:1 | |
Число клапанов | 24 | 24 | 32 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 340/250/6500 | 380/280/6500 | 495/364/6500 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 450/3500-5000 | 460/3500-5000 | 625/2500-5500 | |
Коробка передач | автоматическая, 8-ступенчатая | автоматическая, 8-ступенчатая | автоматическая, 8-ступенчатая | |
Привод | задний | задний | задний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | |||
Задняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | |||
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Передние шины | ||||
Задние шины | ||||
Максимальная скорость, км/ч | 260 | 275 | 300 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 5,3 | 4,9 | 4,3 | |
Расход топлива, л/100 км | смешанный цикл | 9,0 | 9,1 | 11,1 |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 209 | 213 | 259 |
Емкость топливного бака, л | 72 | 72 | 72 | |
Топливо | бензин АИ-95-98 | бензин АИ-95-98 | бензин АИ-95-98 | |
* Ограничена электроникой |