Два ветерана: в гостях у штурмовика Ил-2. Почему его не было на параде Победы?
Автомобиль — это не цель, а средство. И не столько передвижения, сколько общения. Иногда он нужен лишь для того, чтобы уехать на девяносто километров от Москвы и попасть на аэродром Торбеево, где в начале лета базировался единственный в России летающий штурмовик Ил-2.
— Уходите, обольет!
Это в фильмах пилоты командуют «от винта», а жизнь прозаичнее. Сиплый вой инерционного электростартера, черный дым, хлопок, еще один — и уши закладывает от канонады выхлопа. А напор воздуха за винтом отрывает лужи от асфальта. Отойти можно, но самолет дышит тепло и ароматно — авиационный бензин, м-м-м, совсем другой наркотик. Хотя звук неровный, тяжелый. И это холостой ход, а полный голос мотора просто крушит перепонки. Три тысячи оборотов на взлете, двенадцать цилиндров, двадцать восемь литров, 1425 сил — и прямоток. Словно кто-то огромным ножом вспарывает толстенную небесную простыню. Хотя так и есть.
Живой Ил-2 в воздухе — это настоящий парад Победы. А когда четырехтонный броневик на бреющем утюжит взлетку, имитируя боевой заход, сердце уходит в пятки.
Невозможно не любить самолеты, если ты уже любишь автомобили. Просто посчитайте, сколько автомобильных брендов выросло из авиации. Жаль, что обратные примеры — редкость (кроме Хонды вспомнить почти некого), но это потому, что авиастроение с самого начала опережало автомобильную индустрию буквально во всем, от аэродинамики до эргономики. Массовый впрыск топлива, наддув и даже тачскрины наши четырехколесные друзья получали на правах младших братьев. Моя любимая иллюстрация отрыва — сверхзвуковой Ту-144 впервые полетел, когда в Тольятти еще даже не достроили ВАЗ.