Полноприводный универсал Skoda Octavia Scout и кроссовер Skoda Yeti в Гибралтаре и Марокко

Фото: компания Skoda | Константин Сорокин

Граница государства Гибралтар, затерявшегося на юге Пиренейского полуострова, встретила километровой пробкой: при въезде в страну пришлось уступать дорогу взлетающему самолету. В хорошую погоду отсюда виден африканский берег - и если завтра мы сумеем форсировать Гибралтарский пролив, то продолжим свой тест-драйв на территории Марокко, сравнив «дальнобойный» потенциал полноприводного универсала Skoda Octavia Scout и компактного кроссовера Skoda Yeti на атлантическом бездорожье.

Гибралтар — это единственное мес­то­ Европы, где живут полудикие обезьяны — маготы. Самые дружелюбные обезьяны из всех, которых мне доводилось встречать. Не верьте плакатам!

Цены - в фунтах, автобусы - даблдекеры, вдоль тротуаров стоят красные телефонные будки, но других примет старой Анг­лии в микроскопическом Гибралтаре не ощущается. В толчее из малолитражек и скутеров моя Skoda Octavia Scout выглядит нерасторопным увальнем и, кажется, мешает всем. Так и ждешь, что кто-нибудь из прохожих заглянет в приоткрытое окно и спросит: «Парень, зачем ты приехал сюда на этом чемодане?»

А «чемодан» у меня знатный, вместительный. В универсале такого калибра большинство европейцев видят идеальный автомобиль для путешествий, а приподнятая версия Scout (ее клиренс на 31мм больше, чем у обычного универсала Octavia) лишь расширяет туристический кругозор. Но в нашей стране такие автомобили не в почете, и если глянуть на объемы продаж Скаута прошлого поколения, то можно сказать, что рыночную битву с кроссоверами он проиграл вчистую. Одной из причин провала маркетологи называли бедный набор комплектаций: чешские Скауты предлагались у нас с единственным бензиновым мотором 1.8 TSI и только с механической коробкой передач. У нового полнопривод­ного универсала мотор тоже один (бензиновый, 1.8 TSI мощностью 180л.с., подробней - в АР №15-16, 2014), но вместо «механики» - преселективный шестиступенчатый «робот» DSG с «мокрыми» сцеплениями.

Перед тем как оказаться в Гибралтаре, я уже намотал на этой машине около двухсот километров по испанским дорогам. Так вот, мотор очень тихий и виб­рационно «развязанный». Тяги - вагон, причем моментная характеристика двигателя хорошо подходит под преселективную трансмиссию. А она, в свою очередь, одинаково «интеллигентно»­ переключается как под тягой, так и на сброс газа, причем в спортивном режиме «робот» радует едва ли не эталонной логикой. Правда, насторожил расход топлива: если ехать динамично, то вынь да положь 11 литров на сотню. Причем расстраивает даже не прожорливость как таковая, а довольно скромный запас хода (450-500 км) - дизельный автомобиль с близкой энерговооруженностью заправлять пришлось бы в полтора раза реже.

Отклонений в поведении высокого шасси я не заметил, а работу подвески оценил поднятым вверх большим пальцем — классная «тележка»!
Эка невидаль: Jaguar на перекрестке. В смысле, Jaguar Gr.1 — многоцелевой английский истребитель. А все потому, что Гибралтар ­— это еще и военно-морская и военно-воздушная база НАТО
С ума сойти: автобус даблдекер с левым рулем! А все потому, что Гибралтар ­— это анг­лийское Зазеркалье: движение в этой стране правостороннее
0 / 0

В городском трафике на Скауте скучно, как на любом автомобиле с коробкой передач DSG. А при стесненном маневрировании - еще и опасно. Включаешь зад­нюю передачу, отпускаешь педаль тормоза, а машина стоит на месте. А чуть добавляешь газа - прыг! И хорошо если успеешь топнуть по тормозу. Из узких парковочных ячеек на улочках Гибралтара я наловчился выезжать, придерживая машину ручником - попробуйте, так куда спокойнее.

Паром из испанской Тарифы в африканский Танжер запомнился хорошо организованной погрузкой, сам сорокаминутный заплыв - отменным комфортом, а вот марокканская земля встретила пограничным бардаком, бороться с которым пришлось более часа.

На дорогах этой североафриканской страны тоже царит хаос, но это тот случай, когда хаос можно назвать «устаканившимся». Во всяком случае, главное правило дорожного движения я усвоил быстро: увидел «дырку» - и ныряй, не раздумывая. А если опередили, то пропусти и не бодайся. На перекрестках водители разъезжаются, используя визуальную коммуникацию (кивок головы, жест рукой), поэтому тонированных стекол нет даже на автомобилях спецслужб.

Расстояние между испанской Тарифой и марокканским Танжером скоростной паром преодолевает за сорок минут. Взрослый билет в один конец стоит 36 евро
Пограничный и таможенный контроль в порту Танжер — это пародия на порядок. С одной стороны — грозные и вооруженные до зубов полицейские, на которых страшно смотреть даже со спины, а с другой — куча мелких попрошаек, которые клянчат деньги за посреднические услуги по оформлению бумаг и бумажек. Так создаются рабочие места и — ужасное представление о стране!
0 / 0

Так вот, до тех пор, пока коробка передач Скаута работала в автоматическом режиме, мне приходилось мириться с ролью вечного пропускающего: «робот» DSG просто не успевал отрабатывать короткие «знакопеременные» команды. Но, выбирая передачи вручную, удавалось отвоевывать лидирующие позиции у гужевых повозок и моторикш. И все же в итоге городская езда на Скауте с «роботом» по бардачному Танжеру меня вымотала. А вот на трассе - знакомый кайф! И теперь к ставшей безупречной работе трансмиссии добавляется отменная работа подвески, для которой африканский асфальт - что ковер. Да и грунт, кстати, тоже.

Ай да передний привод!

Увидев песчаный берег Атлантики, я решил одним глазком взглянуть на прибой, пообещав себе не делать глупос­тей и внимательно смотреть под колеса. Выставил автомобиль для съемки, осмотрелся и даже попрыгал на месте - песок на месте ушедшей воды казался вполне твердым. И вдруг - буль! Под левым передним колесом неожиданно образовалась пузырящаяся лужица. Буль-буль! - задняя правая шина ушла в песок на половину высоты профиля. А через пару минут белый Scout стал похож на подводную лодку, которая медленно заполняет цистерны главного балласта, устремляясь в пучину. Полундра!

Прыгаю за руль. Ключ! Где, черт подери, этот ключ? Нашел, завожу двигатель - и понимаю, что назад дороги нет: у Скаута никудышный обзор в кормовом секторе и, двигаясь задним ходом, легко вылететь с натоптанной «тропинки». А впереди - высокий уступ, форсируя который, я как пить дать оторву передний бампер. А если забуксую, то придется продлевать марокканскую визу...

Марокканская молодежь довольно коммуникабельна. А вот люди старшего поколения при виде фотокамеры обычно отворачиваются
Китайский грузовой трайк — самый популярный вид транспорта в марокканских провинциях. Он и само­свал, и маршрутное такси…
0 / 0

Развернувшись по пологой дуге, выбираю промежуточный вариант спасения, наступаю «в пол» - ну, выручай же, Haldex! Межосевая муфта сработала быстро и незаметно, прыгающие на кочках колеса (все-таки хода подвесок маловаты!) «прикусывала» противобуксовочная электроника - и, едва не зарывшись в самом топком месте, я выскочил на твердый берег. Да уж, на энерговооруженность здесь жаловаться грех. Но управлять тягой в подобных ситуациях непросто: в автоматичес­ком режиме преселективный «робот» работает или с «перетягом» или с «недотягом». А в «мануале» приходится следить за стрелкой тахометра, чтобы избегать «перекрута» двигателя. Но подлинная ахиллесова пята Скаута - большие свесы кузова, так что езда по глубокому рельефу автомобилю противопоказана.

И вот теперь все встает на свои места. Европейцу, привыкшему путешествовать по дорогам с твердым покрытием, в голову не пришло бы лезть за приключениями в песок. Тем более на не самом дешевом автомобиле (новая Skoda Octavia Scout стоит у нас 1млн 307 тыс. руб.). А нам-то нужен адреналин и, соответственно, юркий кроссовер с «поджарыми» формами - чтоб и прыгнуть можно было, и гарцануть! Skoda Yeti?

Обновленный кроссовер, оснащенный бензиновым двигателем объемом 1,8 литра, полным приводом и преселективным «роботом», не так давно принимал участие в нашем сравнительном тесте - и занял второе место, уступив лишь автомобилю Mazda CX-5 (АР №13, 2014). А в Марокко мне довелось познакомиться с Yeti в одной из самых экзотических европейских комплектаций - GreenLine. Под капотом - 140 «дизельных» лошадиных сил, шины с пониженным сопротивлением качению, механическая шестиступенчатая коробка передач и... Передний привод, о котором я узнал постфактум, оказавшись на раскисшем глиняном проселке.

Чем дальше от больших городов, тем больше работающих людей и меньше стоящих с протянутой рукой
0 / 0

Поинтересуйся я этим раньше, и не полез бы сюда ни в жисть! Ехать внатяг по скользкому покрытию на переднеприводном дизельном кроссовере не получалось из-за слабой тяги в зоне низких оборотов, а «топтать» педаль газа было бесполезно, потому что вся дизельная тяга тут же уходила в пробуксовку колес. Ехал, разворачиваясь поперек колеи, как мог цеплялся колесами за островки с травой - и выкарабкался на асфальт, похоже, лишь благодаря шинам Continental ContiPremiumContact 2. Шины скользили, забивались грязью, но все же умудрялись тащить машину вперед. Но в целом - не наш вариант.

А вот дизельный Yeti с полным приводом и «роботом» DSG - другое дело! В аналогичных условиях он ехал с запасом тяги, останавливался, давал возможность осмотреться, трогался с места, неплохо слушался руля и главное - не пасовал на рельефе. У нас такая машина стоит 1 млн 140 тыс. руб., а вот дизельного Скаута в России по-прежнему не будет: версия 2.0 TDI (как с «механикой», так и с «роботом») предлагается только для европейского рынка.

Так что для туристических целей я бы, пожалуй, выбрал полноприводный Yeti с экономичным дизелем: скромный размер его багажника легко компенсируется установкой пластикового бокса на крышу, а вот проблему геометричес­кой проходимости Скаута решить можно только оторванным бампером. И дай бог если только им одним.

Не заметь я, что машину медленно засасывает в песок, пришлось бы по-стахановски махать лопатой. Пронесло!

Рекомендованные статьи