Новый Renault Duster на дорогах Дагестана: бензин или дизель?
— Видите белое густое облако? Это Седло-гора, а чуть дальше гора Маяк.
Колоритный дагестанец в бурке и папахе рассказывает о панораме, которая открывается с перевала недалеко от села Хунзах. Маяк? Конечно, помню — впервые я оказался там четыре года назад, когда мы приехали в Дагестан командой Авторевю. Умопомрачительный вид с края трехсотметрового обрыва, ослепительное гунибское солнце и особенное ощущение, которое я поймал только здесь. Тогда на гору смогли заехать дизельный Renault Duster, УАЗ Патриот и наш гид Муртузали на своем «469-м». И эта неповторимая манера разговора…
— Простите, а вас зовут Муртузали?
— Владимир?
За эти годы Мурту вообще не изменился, как и гостеприимный Дагестан. А вот Duster теперь совсем другой. И ехать на нем по маршруту нашей прошлой экспедиции было бы куда приятнее.
Это стало понятно уже после коротенькой встречи на полигоне. Если вы пропустили, то кратко напомню, что новый Duster — это первенец платформы Global Access (экс-B0). В странах Европы он появился еще три года назад, но только теперь добрался до России, в компанию к уже базирующимся на этой основе кроссоверам Renault Arkana и Kaptur. Среди ключевых изменений — более жесткий кузов, который гораздо лучше защищает при фронтальном ударе, и две подушки безопасности даже в базовой комплектации. В Renault рассчитывают на максимальные четыре звезды в нашем рейтинге ARCAP. Плюс полностью новый интерьер с креслами и передней панелью от Арканы, а руль с электроусилителем теперь можно отрегулировать и по вылету. Это радикально изменило отвратительную эргономику первого Дастера — наконец-то высокие люди могут провести тут больше пары часов. Хотя стоп, в тот день как раз парой часов все и ограничилось, но уж теперь я проведу в Дастере практически три дня!
После первой поездки в Дагестан я побывал здесь уже трижды, но на самолете прилетел впервые. Аэропорт Махачкалы скорее напоминает небольшой автовокзал: рейсов здесь немного. Главная достопримечательность — это бизнес-зал вылета с отдельным входом с улицы. Двор перед ним в день нашего отлета стал площадкой для колоритной встречи местного бойца. Музыка, танцы, неизменная очередь из желающих сфотографироваться. Колорит.
Движение по дагестанскому отрезку Транскавказской магистрали непосвященного может легко довести до нервного расстройства. Поначалу кажется, что это какие-то испытания, только непонятно — автомобилей или людей. Обгоны напоминают лобовые атаки, в которых встречные нехотя смещаются на обочину в последний момент. Звенят на предельных оборотах восьмиклапанники Жигулей, рычат прямоточными глушителями шестнадцатиклапанные Приоры. И все это можно было бы считать еще одним проявлением местного менталитета, рассказывать анекдоты и улыбаться, если бы не серьезные аварии. Их действительно много, а последствия вы можете представить сами. Причем на сложных горных дорогах дагестанцы, как правило, едут надежно и аккуратно либо быстро и точно. А на шоссе излишне самоуверенны. Когда в очередной раз съезжаешь на обочину, чтобы пропустить встречного, не успевшего закончить обгон, невольно радуешься и подушкам, и более жесткому кузову.
А когда обгоняешь сам — новому турбомотору 1.3. Это главная новость из-под капота Дастера. Двигатель, созданный в альянсе с концерном Daimler, есть у Арканы и Каптюра, но только Duster может предложить его вместе с шестиступенчатой «механикой». Сейчас у меня как раз такой вариант. Первые четыре передачи здесь такие же, как у версии с турбодизелем 1.5, а вот пара высших растянута. Думаю, что в регионах с более уравновешенным движением пятой будет достаточно для обгонов, но в Дагестане — только четвертая. Ступенька между ними поначалу бросается в глаза, но затем привыкаешь. Мотор прилично тянет после 3000 об/мин, не докучает шумом на постоянной скорости и похвально экономичен. На шоссе легко показать семь литров на сотню, а при очень интенсивной езде в горах у нас не получилось более 10,5! Во всяком случае, по данным борткомпьютера. Но, судя по реальному запасу хода 540 километров на 50-литровом баке, это соответствует истине. Предельная динамика ожидаема — с двумя седоками в салоне Duster набирает «сотню» за 10,5 с. Хороший показатель для этого класса автомобилей. А разницу в передаточных числах между четвертой и пятой передачами отлично показывает эластичность. Разгон с 80 до 120 км/ч занимает соответственно 6,8 и 10,4 с.
Вообще, даже не столько из-за нового дизайна, сколько благодаря этому двигателю Duster может сменить свой имидж. Из транспорта степенных мужчин в возрасте стать в какой-то степени молодежной машиной для активного отдыха. Ведь и управляемость стала лучше. На высокой скорости Renault рулится точнее и надежнее. Мне достаточно реактивного действия, усилие стало ниже и чище, а на неровностях удары не вырывают баранку из рук. Понятно, что легковушкой Duster не стал: крены заметны, реакции спокойные — но это вполне разумная плата за качества его подвески, которая раскроется в горах.
И если вы не знаете, зачем нужно так рисковать на шоссе между Махачкалой и Дербентом, когда можно сразу уйти в горы с потрясающими видами, интересными дорогами и вкусным хинкалом, то напомню: помимо крепости Нарын-Кала и общей атмосферы древнего южного города (Дербент известен более пяти тысяч лет), местность славит Лунь, который вот уже несколько месяцев стоит неподалеку от города, на берегу Каспия. Экраноплан Лунь. Думаю, что каждый мальчишка, увлекающийся техникой, видел знаменитую фотографию с испытаний. Громадина размером с футбольное поле мчит над морской гладью на высоте пяти метров, а над ее корпусом огненный шлейф от стартовавшей противокорабельной ракеты Москит. Эту величественную машину построили в КБ Алексеева в 1986-м, а затем по Волге транспортировали на Каспий. Восемь двигателей от самолета Ил-86, размах крыла 44 метра, максимальная взлетная масса 380 тонн и один из лучших примеров военно-промышленного дизайна в истории. Вы только посмотрите на форму кабины пилотов. Увидеть Лунь было моей давней мечтой. Он почти двадцать лет простоял в сухом доке завода Дагдизель, но прошлым летом его отбуксировали сюда, в строящийся парк Патриот. Правда, парк был настолько строящимся, что, кроме уткнувшегося носом в берег Луня, кругом ничего не было. Экраноплан сразу стал точкой притяжения любителей подобных достопримечательностей, но, к счастью, не подвергся разорению. Недавно его вытащили на берег, где он и должен провести остаток жизни в виде центрального экспоната парка. Сейчас залезть внутрь официально нельзя, но для журналистского мероприятия сделали исключение.
Знаменитая фотография с испытаний — с Луня стартует противокорабельная ракета Москит
Когда через невысокую дверку заходишь внутрь, то понимаешь, что, несмотря на крылья и общую форму, это все же морское транспортное средство. Длинный коридор с различными отсеками по бокам напоминает небольшую дизельную подлодку. Все оборудование в целости, через весь корпус тянутся жгуты проводов толщиной с корабельную сосну. Наверху два огневых отсека, есть и пара кают — всего экипаж Луня состоял из десяти человек. А кабина пилотов абсолютно авиационная. Штурвал, педали, ручки силовой установки и самолетная обзорность. Через небольшие окошки разглядеть, что происходит спереди, практически невозможно, а ведь Лунь развивал скорость до 500 км/ч! Поначалу конструкторы не могли решить, кто должен им управлять — морские капитаны или летчики. В итоге остановились на авиаторах. Правда, встать на боевое дежурство экраноплан не успел — остался в истории вместе со страной, которая могла создавать подобные шедевры. В начале двухтысячных рассматривался вариант использования его в качестве спасательного транспорта, но все, что есть сейчас, — это замерший на прибрежном песке гигант, который больше никогда не помчит над морской поверхностью.
Самый впечатляющий вид на экраноплан Лунь — со стабилизаторов. Залезть сюда можно по ступенькам внутри киля
Будете в Дагестане — не проезжайте мимо. Но, конечно, главное здесь — это горы и горцы. И Duster прекрасно подходит для знакомства с регионом. Причем не только с этим. Я и в прошлый раз подумывал о том, чтобы заменить свой дизельный Mitsubishi Pajero третьего поколения таким кроссовером. Но все же размер салона и багажника мне не подходят. В этом смысле машина нового поколения ничего не изменила. Сзади здесь по-прежнему тесновато, а багажник невелик. Но если вы катаетесь вдвоем и налегке, то рекомендую. От Дербента налево в горы через Кубачи на Гуниб, затем Гамсутль, Хунзах и, конечно, Ботлих. Обязательно купите в селе горный мед — его вкус не сравнится с привычным равнинным. Хинкал советовать не возьмусь: блюдо не для всех, к тому же каждая народность (а их в Дагестане свыше тридцати) готовит его по-своему. А гостеприимство у всех одно.
— Запомните мой дом, меня, возможно, здесь не будет, но дом будет всегда, и вас в нем ждут.
— Едете в Гуниб? Я сейчас домой позвоню, зайдите на чай.
— Как уезжаете? Нет, никакой гостиницы, поедем ко мне, завтра покажу, откуда надо смотреть рассвет, тут такие места.
Все это реальные диалоги с местными жителями, которые у меня случались за время поездок. Иногда бывает сложно просто проехать через село, чтобы не зайти к кому-то на чай. Само собой, для этого надо ездить не по федеральной трассе. И тут ты начинаешь понимать, что такое хорошая подвеска. Вот у бензинового Дастера она именно такая. Упругая, энергоемкая, но не тряская. Мы не стравливали шины, однако даже по каменистым серпантинам ехали с приличной скоростью и уровнем комфорта. Иногда стойки постукивают на отбой, но в целом подвеска и салон держатся молчком. Акустическая картина вообще стала благороднее, ведь лобовое стекло наклонено сильнее. И все же именно аэродинамические шумы будут вашими главными раздражителями после 100 км/ч. Если сравнивать этот Duster с предыдущим по нашим экспертным баллам, то за акустику и плавность хода я бы добавил ему по пять баллов.
Галогеновые фары слабоваты, особенно дальний свет
А вот у дизельной версии эти пять баллов пришлось бы отнять. Раньше именно такой кроссовер я советовал знакомым. Моторчик хоть и ворчливый, но довольно тяговитый и почти ничего не ест. Однако у нового кроссовера он совсем не так хорош, как прежде. Во-первых, шумов и вибраций в новом кузове словно стало больше. Особенно бросается в глаза на фоне молчаливого на холостых бензинового двигателя. Во-вторых, тяга. Где тяга? До-о-олгие 13,3 с до «сотни», значительно хуже эластичность на четвертой и сравнимая на пятой. Но только потому, что две верхние передачи у дизеля заметно короче. В итоге уже на 110 км/ч мотор тарахтит на довольно высоких оборотах и ехать быстрее не хочется. Обгоны нужно просчитывать, и в целом удовольствия особенного не получаешь. И самое главное — передние пружины и амортизаторы у дизеля свои, и они гораздо жестче. Плавность хода этой версии мне совсем не понравилась: постоянная тряска, тычки. Устаешь даже на асфальте — не хотел бы я скакать по горам на таком Дастере, верните мне бензиновый.
При очном сравнении новые задние фонари не так хорошо заметны, как на рестайлинговом Дастере прошлого поколения. И пачкаются сильнее
И на бездорожье тоже. Ведь легкий кроссовер без понижайки лучше всего берет препятствия ходом, и тут бензиновый мотор снова выигрывает — он просто позволяет на одной передаче раскрутить колеса сильнее. Это было хорошо заметно, когда мы штурмовали скользкий подъем. Бензиновые машины залетали туда гораздо легче дизельных. В общем, ни одного аргумента за любимый мной прежде двигатель я так и не нашел. Если только ресурс. Уже известны случаи пробегов свыше 400 тысяч километров без ремонта, а малолитражный турбомотор пока таких результатов не показал. Будем наблюдать.
Осталась у Дастера и пара фирменных минусов. Он по-прежнему грязнуля. Хоть я и предполагал, что широкие брызговики сделают эту проблему не такой острой, но она есть — пороги всегда под слоем грязи. А вот под капотом стало лучше. Во всяком случае, после почти тысячи километров по пыли и лужам моторный отсек выглядит прилично — убедитесь на фото.
А самая серьезная проблема — это свет фар. С одной стороны, конечно, неплохо, что они остались галогеновыми, это упрощает эксплуатацию и не так дорого при ремонте. Но если ближний еще неплох и явно лучше, чем был раньше, то дальнего словно и нет. Хорошо, что внезапная гонка с местной Приорой случилась днем при ярком солнце. Мне кажется, это и было главным испытанием для Дастера. Удержаться за национальным автомобилем Дагестана, водитель которого выжимает все. Причем в его мастерстве у меня не осталось никаких сомнений после того, как он не только успевал обруливать все промоины и впадины на коротких прямиках, но и спокойно контролировал машину после неожиданных подбросов и скольжений в поворотах. Подвеска Дастера позволяла ехать куда прямолинейнее и почти ничего не объезжать. Кстати, хозяйке на заметку: при одновременном разгоне в пол с 50 км/ч Приора со 124-м мотором немного отрывается. Думаю, эта «гонка» добавила немало очков Дастеру среди местных водителей. По крайней мере, во время короткой остановки на берегу красивейшего Ирганайского водохранилища с ярко-изумрудной водой водитель Приоры с интересом спросил о двигателе Renault. И помчал дальше. А я не стал.
Потому что гнать через Дагестан абсолютно бессмысленно. Тут надо ехать вдумчиво и часто останавливаться, не ограничиваясь обязательным Сулакским каньоном и барханом Сарыкум, где снимали фильм «Белое солнце пустыни». А можно не ограничиваться Дагестаном и рвануть, например, в Северную Осетию, где Кавказские горы совсем другие. Главное, что Duster по-прежнему тянет на авантюры. Это очень подходящий автомобиль для того, чтобы посмотреть страну. К тому же теперь за это он не просит расплачиваться затекшими ногами или болями в спине.
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Автомобиль | Renault Duster TCe 150 | Renault Duster 1.5 dCi |
Размеры, мм | ||
длина | 4341 | 4341 |
ширина | 1804 | 1804 |
высота | 1682 | 1682 |
колесная база | 2676 | 2676 |
колея перед/зад | 1557/1563 | 1557/1563 |
дорожный просвет | 210 | 210 |
Объем багажника, л | 428—1720* | 428—1720* |
Снаряженная масса, кг | 1377 (1408)** | 1406 |
Полная масса, кг | 1927 (1958) | 1956 |
Двигатель | бензиновый, с турбонаддувом и непосредственным впрыском |
дизельный, с турбонаддувом и аккумуляторным впрыском |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, см³ | 1332 | 1461 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 72,2/81,4 | 76,0/80,5 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 150/110/5250 | 109/80/4000 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 250/1700 | 240/1750 |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая (клиноременный вариатор) |
механическая, 6-ступенчатая |
Привод | полный, с электромагнитной муфтой в приводе задних колес |
полный, с электромагнитной муфтой в приводе задних колес |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
независимая, пружинная, McPherson |
Шины | 215/65 R16 или 215/60 R17 | |
Максимальная скорость, км/ч | 194 (185) | 167 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 10,7 (10,4) | 13,3 |
Расход топлива, л/100 км | ||
городской цикл | 8,1 (9,3) | 5,6 |
загородный цикл | 5,9 (6,0) | 5,2 |
смешанный цикл | 6,7 (7,2) | 5,3 |
Емкость топливного бака, л | 50 | 50 |
Топливо | бензин АИ-92—95 | дизельное |
* Со сложенными задними сиденьями | ||
** В скобках — данные для версии с вариатором |