На калужском заводе PCMA Rus (Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive) запустили производство полного цикла
Открытый два года назад завод PCMA Rus (Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive) занимался лишь «отверточной» сборкой, но в июле здесь запустили производство полного цикла - со сваркой и окраской кузовов. Причем если не считать выпуска «клонированных» моделей вЯпонии, калужский завод - единственный в мире, на котором одновременно производят разные автомобили Группы PSA и Mitsubishi Motors!
Дружба двух компаний началась в 2005 году, когда в PSA договорились с Mitsubishi о том, чтобы японцы выпускали под их брендами слегка видоизмененные кроссоверы Outlander XL - так появились Peugeot 4007 и Citroen С-Сrosser. Спустя два года PSA и Mitsubishi почти одновременно заключили договор с правительством России о промышленной сборке иномарок. К строительству завода первыми приступили французы летом 2008 года. Но тут грянул финансовый кризис, и компаньоны, прикинув возможные риски и дополнительные затраты, решили строить завод сообща, при этом 70% затрат легло на плечи PSA, а 30% должны были предоставить японцы.
Выгода тогда казалась очевидной, ведь основной продукцией должны были стать кроссоверы-близнецы. А поскольку производственные мощности партнеры поделили в той же пропорции, что и инвестиции, французы добавили в производственную программу свои легковые модели: кроме трех кроссоверов в 2010 году на PCMA начали «отверточно» собирать хэтчбеки Peugeot 308 и Citroen C4.
Но к запуску производства полного цикла появился Mitsubishi Outlander нового поколения, и французских клонов у него уже не будет. Где же французы с японцами нашли новую точку пересечения интересов?
Главное, на чем получилось сэкономить, построив один завод на двоих, - это дорогой цех окраски кузовов. Еще одна совместная статья расходов - инфрастуктура, склады и прочая логистика. О том, какую сумму удалось выиграть, компаньоны предпочитают не говорить, зато не без грусти рассказывают, что первоначальный объем инвестиций был серьезно превышен - инфляция и «российская действительность» прибавили к запланированным 470 млн евро еще почти 80 млн. При этом потенциальную мощность завода пришлось уменьшить со 160 до 125 тысяч машин в год. Почти такую же сумму Volkswagen вложил в калужское предприятие мощностью 150 тысяч машин. А 200-тысячный завод Hyundai в Санкт-Петербурге стоил 500 миллионов, причем не евро, а долларов.
Сам завод PCMA примечателен разве что своей компактностью: производственная площадь - всего 13 гектаров против 17 гектаров у того же Фольксвагена. Для легковушек Peugeot/Citroen и для кроссоверов Mitsubishi предусмотрены отдельные линии сварки кузовов и сборки, то есть сильно унифицировать технологию не получилось. Сварочные линии автоматизированы на 70% (54 робота Fanuc), но на сборке почти все операции производятся вручную: роботы лишь вклеивают лобовое и заднее стекла. Системным интегратором выбрали французскую компанию Fives Cinetic, которая сотрудничала с отечественными заводами еще во времена СССР (например, в начале семидесятых французы занимались монтажом подвесных конвейеров на АЗЛК и Ижмаше).
Система качества похожа на тойотовскую TPS - вдоль линий протянут желтый шнур-андон для остановки конвейера, а производственную цепочку венчает зона контроля. Каков эффект? Французы из Fives Cinetic, с которыми удалось пообщаться прямо у сборочной линии, утверждают, что претензий к качеству выпускаемых в Калуге машин у них нет. Кстати, из 1700 сотрудников завода сейчас около трехсот «иноземцев», но почти все они в течение трех месяцев должны разъехаться по домам - останутся лишь ключевые специалисты. Причем японцев гораздо меньше, чем французов. Заводчане шутят, что японцы - как «универсальные солдаты»: один инженер отвечает за обязанности шестерых.
Вообще за квалифицированные кадры в Калужской области сейчас разгорается борьба. Местный технопарк ширится: кроме предприятий Volkswagen и PCMA здесь уже работают «грузовой» завод Volvo и более десятка производителей автокомпонентов, вот-вот откроется шинный завод Continental. Дефицита рабочих пока нет, но их «миграция» между заводами увеличивается, а служебные автобусы с каждым месяцем ездят за сотрудниками все дальше от Калуги. На заводе вспоминают случай, когда к ним из глухой деревни приехал соискатель на… кобыле. Мужичок был полон решимости точно так же каждый день приезжать на работу - оставлять свое «транспортное средство» на общей парковке и даже убирать продукты его жизнедеятельности. На работу его не взяли - не прошел отбор.
Для обучения рабочих открыт тренинг-центр. Но если на завод VW не берут людей с опытом работы в российском автопроме, то предприятие PCMA ждет таких сотрудников с распростертыми объятиями: французы и японцы уверены, что переобучить правильно мотивированного человека проще, чем заниматься обучением «с нуля». Среднюю зарплату рабочих руководство завода не называет (не указана она и на рекрутских интернет-сайтах), но признает, что она немного ниже, чем у Фольксвагена. Зато на PCMA предлагают расширенный соцпакет и особенно гордятся комфортными условиями работы: в цехах и правда много зон отдыха с лавочками и туалетами.
Первым на конвейер встал седан Peugeot 408, к которому в начале следующего года присоединится соплатформенная четырехдверка Citroen C4 L: суммарный объем их выпуска - 85 тысяч машин ежегодно. Старт производства кроссоверов Mitsubishi Outlander нового поколения (40 тысяч в год) запланирован на ноябрь. Заявленная стартовая степень локализации «четыреста восьмого» - 33%, но она будет достигнута в лучшем случае к августу, если поставщики не подведут. Первые партии седанов сходят с конвейера с импортными панелями интерьера, сиденьями и другими комплектующими. Outlander и вовсе встанет на конвейер всего с 10-процентной степенью локализации.
«Отверточный» цех прекратит работу уже в конце июля - его помещение будет отдано под склад деталей и узлов. За два года здесь собрали почти 100 тысяч машин, но кроссоверы Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser вот-вот уйдут с рынка, а хэтчбеки Peugeot 308 и Citroen C4 французам вновь придется импортировать.
Что дальше?
На PCMA очень хотят довести долю отечественных компонентов до 60% к 2016 году, но конкретных решений пока нет. В Группе PSA рассчитывают увеличить пул поставщиков в кооперации с General Motors (о создании глобального альянса объявили еще зимой), но у американского концерна с российской локализацией дела пока обстоят неважно: производство на питерском заводе «русифицировано» лишь на 20%.
На максимальную мощность завод PCMA должен выйти уже в следующем году - штат сотрудников к тому времени будет увеличен до 2500 человек. А первый этап расширения производства намечен уже на конец 2013 года.