Распутываем клубок проблем немецко-французских моторов семейства Prince

Фото: компании-производители

Это семейство четырехцилиндровых моторов создатели нарекли благородным именем Prince. Но благодаря индексу ЕР6 в народе прижилось другое название — «ёрш». Точнее и не скажешь: уж больно колючим вышел агрегат.

В начале нынешнего века группе PSA Peugeot Citroеn понадобилась замена бензиновым моторам устаревшей серии TU, которые выпускали аж пятнадцать лет. А немцы из BMW искали для автомобилей Mini альтернативу двигателям серии Tritec, которые создавались совместно с компаниями Chrysler и Rover. Да и под капотами самих BMW был нужен один четырехцилиндровый агрегат вместо трех — серий N43, N45 и N46.

Вдобавок в BMW положили глаз на дизели PSA для Mini. Словом, в 2002 году две компании стали партнерами по проекту Prince. Практически вся инженерия была немецкой, а комплектующие и сами двигатели начиная с 2006 года по большей части делали на заводе PSA в Дуврине на севере Франции (BMW Plant в английском Хамс Холле тоже выпускал моторы, но в меньших количествах).

Двигатели, особенно в турбоисполнении, оказались по-баварски бодрыми — помните, как мы удивлялись неожиданной прыти получивших их «французов»? Но для достижения своих целей конструкторы BMW особо не скромничали. Алюминиевые блок и головка, непосредственный впрыск и пьезофорсунки на турбомоторах с TwinScroll-компрессорами, системы изменения фаз газораспределения VANOS и изменения высоты открытия клапанов Valvetronic. Донельзя облегченные поршни, шатуны, ГБЦ и наборные распредвалы, масляный насос переменной производительности, дополнительная электропомпа, электронноуправляемый термостат, вакуумный насос и жидкостный на большинстве версий интеркулер — и все это максимально компактно упаковано. Приглядитесь к фото: даже у турбомоторов впуск, выпуск и вся навеска настолько плотно спрессованы, что агрегат в сборе по форм-фактору стремится к кубу.

Само совершенство? Да, уже в 2007 году Prince получил первую из своих восьми премий Engine of the Year. Но кто же тогда знал, что серия ЕР окажется и одной из самых проблемных!

Первые же познакомившиеся с маленьким Принцем в 2006—2008 годах Peugeot 207 и 308, Citroen С4 и Mini за два—три года пожали настоящий девятый вал неприятностей. Главные и наиболее острые — жор масла, ранний износ цепного привода ГРМ и закоксовка не только клапанов, но и системы смазки. Погромыхивания из-за износа цепи, успокоителей, натяжителя и звезд у наддувных моторов раздавались уже через ­40-50 тысяч километров (атмосферники, как правило, держались вдвое дольше). Благо до перескока обычно не доходит — из-за смещения фаз ­газораспределения двигатель просто перестает тянуть и «обрастает» ошибками.

Младшие моторы объемом 1,4 литра существуют только в атмосферном исполнении

Дело усугубляет часто подклинивающий из-за недостатка смазки вакуумный насос, приводимый торцом выпускного распредвала (о его плохой работоспособности подскажет снижение эффективности усилителя тормозов). И от тех же ударных нагрузок иной раз даже проворачивает слабовато посаженные звезды распределительных или коленчатого валов, а то и цепь рвется с неизбежным загибом клапанов.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи