Едем на пикапе Land Rover Defender 110 к месту трагедии авиарейса NQ902
Пассажиры рейса №902 авиакомпании Korean Air Lines (KAL), вылетевшие 20 апреля 1978 года из Парижа в Сеул, возможно, до сих пор толком не знают, почему и как вместо промежуточной посадки в Анкоридже их самолет оказался на льду лесного озера в Карелии. Но те из них, кто еще жив, должны поднять бокалы за своего пилота: это он тридцать лет назад вывез их с того света. Правда, не всех.
Мы тоже решили отметить круглую дату одного из самых загадочных инцидентов времен холодной войны, причем на месте событий. Покопались в военных архивах, подготовили снаряжение, загрузили его в пикап Land Rover Defender 110 — и выехали на Север.
Цель — озеро Корпиярви. От Москвы — более 2000 км, а от карельского поселка Лоухи — совсем рядом. На его лед поздним вечером 20 апреля 1978 года и «плюхнулся» Boeing 707 авиакомпании Korean Air Lines, вылетевший из Парижа, но так и не добравшийся до промежуточной посадки на Аляске. На борту было 109 пассажиров, а пилотировал лайнер бывший военный летчик Ким Чанг Кью.
От воздушной трассы рейс KAL-902 отклонился на траверзе Исландии и, довернув, фактически лег на обратный курс. Единственным человеком, заподозрившим в этот момент неладное, был пассажир Боинга Кишио Отани. Посмотрев в иллюминатор, он удивился тому, что арктическое солнце светит не с той стороны, но не придал этому значения и спокойно уснул
На въезде в Карелию — знакомый пост ГИБДД. Контроль здесь тотальный, а показать гаишнику содержимое кузова нашего Дефендера — это вам не крышкой багажника хлопнуть. Сначала надо надеть перчатки, потом с двух сторон расшнуровать завязки тента, выдернуть их из люверсов, выбрать слабину… Особенно занятно заниматься таким «макраме» на морозе. Наконец, откидываем замерз-ший полог — и парализуем работу всего поста: на случай вынужденных прогулок по глубокому снегу мы взяли с собой в Карелию мотособаку — гусеничный буксировщик Райда. А гаишники, как назло, оказались охотниками. И понеслось: сколько стоит, быстро ли ездит, какой бензин заливать… Одному показали-рассказали, второму, а потом взмолились:
— Мужики, отпустите, нам еще тысячу километров пилить!
Прыгаем в салон, запускаем на полную печку и, включив штурманский свет, открываем карту. Как добираться до Лоухов, знает GPS-навигатор, а вот как летел корейский пилот, придется изучать по-старинке, по бумаге.
Вылетев из Парижа и взяв курс на север, Boeing 707 пересек Ла-Манш, благополучно миновал Великобританию, но на траверзе Исландии неожиданно сошел с воздушной трассы, пролетел над Шпицбергеном и, еще раз довернув вправо, направился в сторону Кольского полуострова. Дуга у капитана Кима получилась с радиусом под две тысячи километров — такое впечатление, что спали все, включая автопилот.